2011-08-03 09:00:55
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Фискальная, регулирующая и контрольно-регулятивная роль налогов и российской налоговой системы



Фискальная, регулирующая и контрольно-регулятивная роль налогов и российской налоговой системы


Экономическая природа, содержание и взаимосвязь фискальной, регулирующей и контрольной функций налогов (форм проявления их сущности) составляют потенциальные возможности этой финансовой категории, объективно заложенные в ней. Однако на практике налоговый потенциал может быть использован с разным коэффициентом полезного действия. Фактический результат, степень практического использования налогового потенциала, выраженного в функциональном предназначении налогов, и определяет их роль в сложившейся экономической и финансовой системе.

С одной стороны, роль налогов зависит от эффективности проводимой правительством налоговой политики. С другой стороны, чем эффективнее действующие налоги и налоговая система (результативнее их роль), тем меньше государству нужно делать усилий по реформированию или рационализации системы налогов и налогообложения. Такая тесная двусторонняя зависимость результативности роли налогов и эффективности налоговой политики обязывает подробно остановиться на оценке фискальной, регулирующей и контрольно-регулятивной роли налогов и российской налоговой системы. Напомним, что цель налоговой политики - достижение экономически или социально значимого фискального, регулирующего и контрольно-регулятивного результата (эффекта).

Роль налогов и налоговой системы в целом можно считать результативной, если на практике максимально использованы все потенциальные возможности налогов, то есть обеспечено необходимое равновесие всех их функций. Важнейшим условием налогового равновесия является установление оптимального уровня налоговых изъятий в целом (налогового бремени) и ставок основных налоговых платежей. Только на этой основе возможно надлежащее исполнение бюджетов всех уровней, соблюдение интересов налогоплательщиков в развитии бизнеса, обеспечение экономической и социальной защищенности граждан.

Оценка роли налогов может быть негативной, когда действующая система налогообложения не учитывает приоритетные потребности экономики и нацелена преимущественно на решение фискальных задач без учета объективных экономических и налоговых законов и закономерностей. В результате не срабатывают должным образом не только фискальная, но и регулирующая и контрольная функции налогов, возникают серьезные финансовые затруднения и у налогоплательщиков, и у государства. Именно такая ситуация характерна для российских налогов и их системы.

На оценку роли налогов огромное влияние оказывает субъективный фактор. Она определяется не только экономикой, но и налоговой политикой правительств, поэтому роль налогов по-разному может быть оценена органами государственной власти и налогоплательщиками, предпринимателями и работниками, различными социальными группами населения. Отсюда и оценка роли налогов разными субъектами налогообложения также будет разная. Усиление налогового бремени до предельного уровня для пополнения доходов бюджета, например в связи с ростом социальных расходов, может быть выгодно государству и отдельным группам населения, а значит, и оценено ими положительно. Но эта же мера повлечет за собой уменьшение доходов налогоплательщиков, что может вызвать отрицательную их реакцию. Поэтому, однозначно заявлять о позитивной или негативной роли налогов на конкретном этапе развития экономики крайне сложно в виду многовариантности решений.

Наиболее объективно роль налогов можно определить только с точки зрения наиболее рационального сочетания интересов совокупного налогоплательщика, общества и государства в целом, то есть с двух взаимодействующих сторон: во-первых, по отношению к государственным доходам (оценка фискальной роли); во-вторых, с позиций влияния налогообложения на экономический рост и рост доходов плательщиков, на предпринимательскую, инвестиционную, трудовую активность и другие стороны экономического поведения субъектов налогообложения (оценка регулирующей и контрольно-регулятивной роли).

Роль налогов, как результат совокупности практических действий в области налогообложения, проявляется в самых различных аспектах на уровне макро- и микроэкономики (см. Рис. 1).

Взаимосвязь функций налогов, направлений и результатов практической их реализации

Рис. 1. Взаимосвязь функций налогов, направлений и результатов практической их реализации


Фискальная результативность налогов находит свое отражение, прежде всего, в налоговом планировании. Государственное (муниципальное) налоговое планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в процессе текущего исполнения по налогам бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти и управления (фискальная тактика), а также реализацию долговременных направлений развития фискальной политики государства в соответствии с принятой налоговой концепцией (фискальная стратегия). В конечном счете, основной целью государственного налогового планирования является обеспечение максимальной собираемости запланированных объемов налогов по всем их видам.

Научно-обоснованное государственное налоговое планирование представляет собой совокупность мер научного концептуального прогнозирования, экономически обоснованных практических действий и решений соответствующих государственных (муниципальных) органов по обеспечению максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему. Решение этой задачи возможно, с одной стороны, на основе рационализации структуры доходных источников на текущий бюджетный год и перспективу, поддержания высокого уровня собираемости налогов и контроля за пределом налоговых изъятий, а с другой стороны, с учетом закона растущих финансовых потребностей государства. Объективный предельный уровень налоговых изъятий ограничивает возможности государства в увеличении своих доходов путем необоснованного усиления налогового бремени. Действие же открытого Вагнером А. еще в конце XIX в. объективного закона растущих потребностей государства в финансовых ресурсах (в силу роста населения, демографических сдвигов и усложнения воспроизводственного процесса) обуславливает постоянную недостаточность средств для покрытия растущих государственных расходов на социальную сферу, оборону, управление, экологию и других непроизводительных, но необходимых обществу расходов. В этой связи, важнейшей проблемой научного налогового планирования является поиск компромиссных решений, учитывающих обе противодействующие закономерности в конкретных практических действиях государственных органов законодательной и исполнительной власти.

В процессе налогового планирования необходимо учитывать фактор риска, всегда присутствующий при исполнении бюджета. Налоговый риск представляет собой возможность недоимок фактических налоговых поступлений по сравнению с планом (прогнозом) как в целом по налоговым доходам бюджета, так и по отдельным видам и группам налогов. Наибольшая степень риска в современных российских условиях присуща налоговым формам, непосредственно связанным с обложением прибыли и доходов организаций и физических лиц. Поэтому степень риска недоимок должна быть заложена в плановых налоговых поступлениях, что обеспечит более точное исполнение бюджета.

Результативность выполнения налогами фискальной роли непосредственно зависит от качества государственного налогового планирования, которое, в свою очередь, зависит от научной обоснованности принятой налоговой концепции и полного соблюдения всех ее условий при разработке и взаимоувязке налоговой стратегии и тактики, а также от стабильности механизма налогообложения. Только в этом случае может быть обеспечена полнота, равномерность и стабильность налоговых поступлений в бюджетную систему страны. В то же время именно в решении этой проблемы важную роль играет действенность, своевременность и полнота налогового контроля со стороны налоговых органов.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Совершенствование налоговой политики в период глобализации экономики Российской Федерации
Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость и их классификация
Налогообложение доходов физических лиц в налоговой системе РФ
Фискальная, регулирующая и контрольно-регулятивная роль налогов и российской налоговой системы
Трансформация налоговой системы России (1861-1916)
Вернуться к списку публикаций