2011-08-02 09:00:18
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Становление и генезис налоговой политики в современной России



Становление и генезис налоговой политики в современной России


Серьезные изменения были внесены в 1994 г. в законы о налогах на добавленную стоимость и прибыль. Ранее предприятия при реализации продукции ниже себестоимости платили налоги исходя из фактической себестоимости и нормативной прибыли. В этой связи в различные органы власти обращались с жалобами представители налогоплательщиков, оказавшиеся в ситуации, когда им приходилось продавать продукцию себе в убыток, да еще с них брали повышенный налог. После внесенных изменений, при расчете налога на прибыль и НДС, стала использоваться фактическая цена реализации продукции. При передаче предприятиями безвозмездно объектов жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических и газовых сетей, водозаборных сооружений, подстанций органам государственной власти и местного самоуправления, или наоборот, НДС перестал взиматься. По налогу на прибыль эта льгота еще шире, она распространялась на всю стоимость передаваемых объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и других аналогичных объектов.

Изменения налогообложения прибыли были внесены и при обсуждении в парламенте бюджета на 1995 г. Изменен механизм его уплаты предприятиями, имеющими структурные подразделения в разных городах. Прежний порядок вызывал недовольство местных органов власти, на территории которых находились филиалы крупных предприятий, потребляющих значительную часть территориальных ресурсов, но не плативших налог на прибыль в местный бюджет. Поэтому по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, зачисление налога на прибыль в доходы бюджетов субъектов Федерации стало производиться по месту нахождения структурных подразделений пропорционально их среднесписочной численности и стоимости основных производственных фондов.

С 1992 г. по 1995 г. действовал порядок обложения налогом на прибыль предприятий сумм превышения нормируемой величины расходов на оплату труда (российское «ноу-хау», не имеющее аналогов в мировой практике). Базой обложения являлось превышение фактических сумм расходов на оплату труда над их нормируемой величиной, которая часто менялась. В 1992 г. не подлежали налогообложению суммы расходов на оплату труда в пределах четырех минимальных размеров оплаты труда (MPOT) на одного работника в месяц, а к суммам превышения оплаты труда применялась общая ставка налога на прибыль (32%). В 1993 г. была введена прогрессивная налоговая ставка - превышение нормируемых расходов на оплату труда в пределах удвоенного минимума в расчете на одного занятого облагалось по основной ставке налога на прибыль, а к суммам сверх этого превышения применялась ставка 50%. Позднее величина расходов на оплату труда, не подлежащая налогообложению, была увеличена до 6-ти МРОТ. По нашему мнению, именно этот налоговый суррогатный механизм (обложение налогом на прибыль заработной платы) положил начало такому противодействующему массовому негативному явлению, как использование налогоплательщиками незаконных схем оплаты труда работников, плоды которого мы пожинаем до сих пор, несмотря на многочисленные (и пока малорезультативные попытки борьбы государства с нелегальной оплатой труда).

С момента становления российской налоговой системы государство стремилось с помощью льготного налогообложения стимулировать развитие малого бизнеса. Однако лишь в Федеральном законе от 14.06.95 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» государство в комплексе подошло к этой проблеме: четко определены критерии предоставления предприятию статуса малого (по численности, по форме собственности, составу учредителей) и установлена целостная система налоговых и иных льгот для малых предприятий. Они должны были производить расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость не чаще одного раза в квартал. Малому предприятию предоставлялось право применять ускоренную амортизацию: в первый год эксплуатации - списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет. Для малых предприятий были отменены авансовые платежи по налогу на прибыль. Кроме того, если они осуществляли производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство товаров народного потребления, а также строительство, ремонт, производство строительных материалов (при условии, что выручка от этих видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции), полностью освобождались от налога на прибыль в первые два года работы, а в третий и четвертый года должны были уплачивать соответственно 25 и 50% от основной ставки (при условии, что выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции).

Принятые российским правительством меры по обеспечению условий для развития малого бизнеса дали положительный результат. В 2000 г. число малых предприятий в стране составило 876 тыс., в них было занято 7,6 млн. человек, которые произвели 12% ВВП. Однако, по мировым стандартам, этого недостаточно. В рыночно развитых странах минимальная доля малого бизнеса в ВВП составляет 30%. Поэтому вызывает недоумение новая политика государства в отношении этой важнейшей рыночной структуры, нацеленная на отмену льгот малым предприятиям по налогу на прибыль в 25 главе Налогового кодекса РФ (мы еще вернемся к этому вопросу).

Касаясь подоходного налога с физических лиц, надо отметить, что начиная с 1992 г., все граждане страны обязаны самостоятельно учитывать свои доходы. Если годовой доход превышал сумму, подлежащую обложению подоходным налогом по минимальной ставке в 12%, и в силу ряда других условий, то физические лица - налогоплательщики по окончании года должны подавать налоговую декларацию в налоговую инспекцию по месту своего жительства.

В 1993 г. впервые по итогам работы за истекший год было произведено декларирование доходов граждан. В дальнейшем внимание законодательных и налоговых органов к вопросам налогообложения доходов и имущества физических лиц возрастало. В 1997 г. в качестве объекта налогообложения введен доход в виде материальной выгоды граждан по вкладам в банках, по страховым выплатам, при получении заемных средств на льготных условиях.

Для установления контроля за крупными расходами граждан в июле 1998 г. был принят Федеральный закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Последовавший финансово-экономический кризис отодвинул введение этого закона. И лишь в связи с принятием Налогового кодекса РФ в статьях 86, п. 1-3 было определено имущество, приобретение которого обуславливает налоговый контроль: недвижимое имущество, транспортные средства, золото в слитках, культурные ценности. Эти статьи Налогового кодекса РФ вступили в действие с 2000 г., а ранее принятый закон был отменен.

С целью повышения заинтересованности налогоплательщиков в легализации своих личных доходов в 23 главе Налогового кодекса было принято беспрецедентное для современной мировой налоговой практики решение - отмена с 2001 г. прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц и переход к его уплате преимущественно по единой ставке 13% у источника выплаты дохода. Однако при этом существенно расширена налоговая база за счет включения в нее косвенных выгод и льгот, получаемых работником от организации.

Неоднократно вносились изменения, чаще всего в сторону сокращения перечня, и в состав подакцизных товаров, но в него неизменно включались алкогольная и табачная продукция. Акцизами стали облагаться: спирт этиловый; алкогольная и спиртосодержащая продукция; пиво; табачные изделия; ювелирные изделия; бензин автомобильный; дизельное топливо и автомобильные масла; легковые автомобили, мотоциклы; природный газ. С 2002 г. отменен акциз на нефть и газовый конденсат, а с 2003 г. - на ювелирные изделия, и введен акциз на прямогонный бензин (по нулевой ставке). Кроме того, существенно усложнился порядок исчисления и уплаты акцизных налогов с нефтепродуктов, через систему налоговых вычетов основными плательщиками становятся автозаправочные станции. Это вряд ли будет способствовать усилению налогового контроля, который размывается по более 20 тыс. автозаправок (вместо 20 нефтеперерабатывающих заводов). К тому же, под угрозу банкротства попадает малый бизнес в сфере реализации нефтепродуктов.

Особо следует остановиться на политике повышения доходов бюджета от производства алкогольной продукции. Ранее в дореволюционной и советской России питейные налоги и доходы были одним из основных источников доходов государства. С началом рыночных реформ контроль государства за производством и реализацией алкоголя был утрачен. Меры, принимаемые государством, были недостаточны. Российский рынок стал насыщаться алкогольной продукцией за счет ее подпольного производства и ввоза из стран СНГ без взимания акцизов, что привело к резкому падению объемов ее производства на отечественных предприятиях и поступлений в бюджет акцизных платежей. Участились случаи «псевдоэкспорта» алкоголя, в результате чего он уходил от обложения. На уменьшение доходов от алкогольной продукции повлияло и то, что местные органы власти республик Татарстан, Саха, Ставропольского края, Ленинградской области принимали в свое время незаконные решения о снижении ставок акцизов по алкогольной продукции, а также о направлении этих налоговых сумм на расширение различных производств, минуя бюджет.

В постсоветский период принято более 120 нормативных документов, касающихся административной ответственности, налогообложения, регулирования производства и оборота алкогольной продукции, в т. ч. Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (1995 г.). Однако, доля поступлений в бюджет акцизов и лицензионных сборов от производства и реализации алкогольной продукции в общем поступлении налогов и сборов сократилась с 3,2% в 1992 г. до 1,7% в 1996 г. И в дальнейшем положение с ростом доходов от алкогольной продукции существенно не изменилось, несмотря на принимаемые меры. В 1996 г. было принято решение о создании налоговых постов в организациях, производящих спирт из всех видов сырья, которые стали применять контрольные приборы в своей работе. В 1997 г. введена маркировка специальными акцизными марками алкогольной продукции. В августе 1996 г. Указом Президента РФ утвержден порядок лицензирования деятельности на алкогольном рынке. Алкогольное лобби опротестовало этот Указ, как противоречащий Конституции РФ, согласно которой налоги и сборы могут быть установлены только законом. Конституционный суд вынес решение оставить положения Указа в действии на полгода до принятия соответствующего закона. Однако Правительству России не хватило времени для его подготовки, и последние пять месяцев 1997 г. сборы за лицензии не взимались. Только 13 января 1998 г. вступил в силу закон, которым установлен сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Тем не менее, проблема существенного повышения значимости акциза на алкогольную продукцию не решена до сих пор.

В составе региональных налогов выделяются налог на имущество предприятий и налог с продаж. Объектом обложения налогом на имущество предприятий является среднегодовая стоимость имущества предприятия: основные средства, нематериальные активы, затраты и запасы, находящиеся на балансе плательщика. Обложение имущества предприятий неоднократно менялось, прежде всего, налоговые ставки - в сторону повышения (в начальный период предельная ставка составляла 0,5% от налогооблагаемой базы, затем - 1%, а с 1994 г. - уже 2%). Законодательные органы субъектов РФ вправе устанавливать и меньшие ставки налогов на имущество, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, что происходило очень редко.

Наиболее значительными явились изменения и дополнения, внесенные в Федеральный закон о налоге на имущество предприятий от 25.04.95 г. Потеряли силу налоговые льготы, установленные для вновь созданных предприятий, которые не облагались ранее налогом на имущество в течение года с момента их регистрации. Предприятия, имеющие на своем балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, получили право уменьшать налогооблагаемую базу на их стоимость. Кроме того, была установлена налоговая льгота в виде скидки (вычета) стоимости находящегося на балансе налогоплательщика мобилизационного резерва. Бюджетные организации освобождались от обязанностей плательщика налога на имущество, даже если они занимаются предпринимательской или иной, приносящей доход, деятельностью. Первоначально не облагалось налогом имущество научно- исследовательских, конструкторских учреждений, но с 28.04.95 г. было установлено, что данные структуры не являются плательщиками этого налога только при условии, если за отчетный год объем НИОКР составлял не менее 70% их общей выручки. По сей день налог на имущество для предприятий фондоемких отраслей остается одним из наиболее тяжелых, поскольку существенно ухудшает финансовые результаты деятельности машиностроения, обрабатывающей промышленности и других отраслей.

Налог с продаж впервые был установлен в 1991 г. еще до распада СССР, однако в 1992 г., в связи с введением налога на добавленную стоимость он был отменен. Вновь налог с продаж был введен с 1999 г. Объект обложения НДС и налогом с продаж в принципе совпадают. Поэтому одновременное взимание этих налогов представляет собой ни что иное, как двойное налогообложение одного и того же объекта. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 150 определил только общие элементы налогообложения, установил обязательный перечень товаров, работ и услуг, не подлежащих обложению и предельную ставку налога - 5%. Налог с продаж вводится в действие решением органа власти субъектов РФ, который определяет конкретные ставки, порядок и сроки уплаты, льготы и форму отчетности.

От налога с продаж освобождены: хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, растительное масло, маргарин, продукты детского и диетического питания, детская одежда и обувь, лекарства, жилищно-коммунальные услуги, ритуальные услуги и др. Этот перечень может быть расширен по решению органов власти субъектов Федерации. С введением на территории субъекта Федерации налога с продаж прекращается взимание регионального сбора на нужды образовательных учреждений и большинства местных налогов и сборов.

Единый налог на вмененный доход установлен с 1999 г. в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 г. № 148. Данный Закон является рамочным, т. е. определяет только общий порядок взимания единого налога, а вводится он в действие органами власти субъектов Федерации. Им предоставлено право устанавливать следующие характеристики налога: перечень плательщиков; размер вмененного дохода и другие составляющие формулы расчета сумм единого налога; порядок и сроки уплаты.

С момента введения единого налога на территориях субъектов РФ с плательщиков данного налога не взимались платежи в государственные внебюджетные фонды, а также другие налоги, предусмотренные Законом «Об основах налоговой системы РФ», за исключением: государственной пошлины; таможенных платежей; лицензионных и регистрационных сборов; налога на приобретение транспортных средств; налога на владельцев транспортных средств; земельного налога; налога на покупку валюты. С 2002 г. в связи с введением раздела Налогового кодекса РФ «Специальные налоговые режимы» условия для плательщиков единого налога на вмененный доход ужесточаются, они обязаны будут платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Такое решение принято в связи с постепенным переходом на накопительную пенсионную систему (необходимостью открытия каждому работнику лицевых пенсионных накопительных счетов, пополнение которых зависит от индивидуально начисленных сумм оплаты труда).

Местные налоги и сборы, в соответствии с Федеральным законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», включали 22 платежа. В 1993 году к ним добавился налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. В большинстве городов и районов России действовали 7-10 местных налогов и сборов. Повсеместно были введены сборы: на право торговли, на содержание милиции и благоустройство территорий, за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

К местным налогам, взимаемым на всей территории страны относились: налог на имущество физических лиц; земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. По решению органов местного самоуправления могли взиматься и ряд других местных налогов и сборов, в т. ч. сбор со сделок, совершаемых на биржах и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Предельные ставки для этих двух групп сборов и налогов определялись законодательством РФ. Решение о взимании и размеры конкретных ставок принимались органами местного самоуправления по следующим местным налогам и сборам: сбор за право торговли; сбор за парковку автотранспорта; сбор за уборку территорий населенных пунктов; сбор за открытие игорного бизнеса.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Стимулирование малого предпринимательства посредством создания особых налоговых условий. Анализ зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства
Эволюция форм налогообложения в исследованиях финансовой науки
Научно-теоретические принципы налогообложения
Зарубежный опыт косвенного налогообложения
Развитие косвенного налогообложения в России
Вернуться к списку публикаций