2011-07-30 09:00:08
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налоговая политика в системе налоговых отношений и категорий управления налоговым процессом



Налоговая политика в системе налоговых отношений и категорий управления налоговым процессом


Однако дело не в количестве, а в качестве основополагающих требований. С одной стороны, они должны всесторонне раскрывать сущность налогообложения как организационно-финансовой категории, но с другой стороны, не должны нести в себе любую, самую малозначащую характеристику этого понятия, несмотря на всю его многогранность. В этой связи, заслуживает внимания понимание принципов налогообложения, зафиксированных в Налоговом кодексе РФ. Из содержания ст. 3 первой части Кодекса «Основные начала законодательства о налогах и сборах» можно вывести следующие основополагающие требования к налогообложению: обязательности уплаты законно установленных налогов; всеобщности и равенства налогообложения; платежеспособности и справедливости; недопущения дискриминации и установления дифференцированных налоговых ставок исходя из политических, идеологических и иных различий, форм собственности, гражданства и т.п.; экономической и правовой обоснованности; ненарушения единого экономического пространства и свободы перемещения товаров и капиталов. Такая комбинация принципов налогообложения вполне оправдана в Налоговом кодексе как юридическом документе. Тем не менее, в нем не нашли отражение некоторые важные методологические принципы, игнорирование которых лишает систему налогообложения рациональности.

Поэтому, на основе обобщения и развития предыдущих результатов научных исследований по данному вопросу и с учетом российской практики налогообложения следует дополнить установленные Кодексом принципы следующими основополагающими требованиями функционирования рациональной системы налогообложения:

- однократности налогообложения, то есть максимально возможного исключения двойного обложения одного и того же объекта или обложения одним налогом другого налога, при многообразии налоговых форм;

- стабильности элементов и системы налогообложения в течение периода не менее пяти лет;

- непревышения совокупного предельного уровня налоговых изъятий.

Одной из важнейших задач государственной налоговой политики является обеспечение надлежащего соблюдения принципов рациональной системы налогообложения как основы эффективного фискального результата воздействия государства на воспроизводственный процесс.

К понятию системы налогообложения близко по своей сути стоит другая организационно-финансовая категория - налоговая система. Зачастую между ними вообще не ставят различий, заменяя попеременно одну другой. Налоговая система представляет собой закрепленную в налоговом законодательстве комбинацию налоговых форм и видов, принципов и методов налогообложения, а также прав, обязанностей и ответственности субъектов налоговых отношений (налогоплательщиков, налоговых агентов и органов, осуществляющих налоговый контроль). Как видно из определения, налоговая система шире категории налогообложения, поэтому все принципы системы налогообложения, рассмотренные нами ранее, будучи составной частью налоговой системы, в равной мере справедливы и для нее. Однако налоговой системе присущи и свои собственные основополагающие требования (принципы), которые вместе с принципами налогообложения следует положить в основу построения рациональной налоговой системы:

- равномерности распределения налоговой нагрузки по объектам, уровням и формам налогообложения, категориям налогоплательщиков и конечным источникам их уплаты, сферам и отраслям экономики;

- рационального распределения системы налогов на федеральные, региональные и местные, прямые и косвенные, общие и целевые;

- оптимальности совокупного налогового бремени на основе установления оптимального уровня ставок основных налогов, определяющих структуру налоговой системы.

Рассмотренные принципиальные основы построения рациональных системы налогообложения и налоговой системы России - это фундамент, на котором покоятся и эффективная налоговая политика, и действенный налоговый механизм ее реализации, способный обеспечить необходимое равновесие фискальной, регулирующей и контрольной функций категории налогов, а следовательно, и всех экономических интересов субъектов налоговых отношений.

Мы уже говорили ранее о необходимости равномерного обложения всех уровней системы налогообложения, составляющих основу современных налоговых систем развитых стран (налогообложение оборотов по реализации товаров, налогообложение результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и личных доходов, налоги имущественного и рентного характера). Рациональное соотношение между собой названных налоговых форм по уровням и методам налогообложения (прямое и косвенное), а также между отдельными видами налогов внутри этих структур составляют важное условие нормального функционирования налоговой системы любой страны. Российская налоговая система содержит в себе все исходные составляющие, присущие налоговым системам рыночно развитых государств (см. табл. 1), однако ее структура оставляет желать лучшего (к этому вопросу мы еще вернемся).


Табл. 1

Ставки основных налогов (платежей) в различных странах (в %)


Страна

Налог на имущество юридических лиц

Налог на прибыль (на доход)

Доп. налог на дивиденды (в зависимости от участия и капитале)

Налог с продаж или (и) НДС

Социальные налоги (платежи)

Налоги на личные доходы (подоходный налог с физ. лиц)

Существенно е участие

Несущественное участие

Наниматели

Работники

Минимальная ставка

Максимальная ставка

Гонконг

1,5

17,5

0,0

0,0

0,0

15,0

0,0

15,0

15,0

Сингапур

1,6

27,0

0,0

0,0

0,0

22,5

18,5

2,5

40,0

США

5,0

34,0

5,1

5,1

4,0

18,5

17,2

15,0

33,0

США (1995 г.)

5,0

35,0

5,1

5,1

4,0

18,5

17,2

15,0

39,6

Великобритания

0,0

35,0

0,0

13,3

15,0

5,0

2,0

25,0

40,0

Великобр. (1995г.)

0,0

25,35

0,0

13,3

17,5

5,0

2,0

20,0

40,0

Испания

0,0

35,5

0,0

5,1

15,0

35,0

6,0

25,0

56,0

Дания

0,0

34,40

0,0

25,0

24,5

0,0

0,0

40,0

60,0

Нидерланды

0,0

35,40

0,0

35,0

18,5

12,2

17,1

35,1

60,0

Швеция

0,0

30,0

0,0

30,0

23,5

39,0

0,0

33,0

65,0

Люксембург

0,5

34,7

0,0

34,7

18,5

18,1

11,4

10,5

48,8

Португалия

0,0

36,5

5,0

28,7

17,0

24,5

11,0

16,0

40,0

Норвегия

0,3

23,0

27,8

27,8

20,0

10,0

7,8

26,0

53,5

Норвегия (1995г.)

0,3

23,1

27,8

27,8

22,0

10,0

7,8

26,0

53,5

Ирландия

0,0

43,0

0,0

20,8

22,0

12,0

7,7

32,0

56,0

Франция

0,0

37,0

1,9

3,8

18,6

38,0

9,0

5,0

56,8

Франция (1995г.)

0,0

34,0

1,9

3,8

14,0

38,0

9,0

12,0

56,8

Австрия

1,5

30,0

0,0

25,0

20,0

16,5

15,1

10,0

50,0

Бельгия

0,0

39,0

3,9

3,9

19,0

24,8

12,5

25,0

55,0

Италия

0,0

36,0

0,0

0,0

19,0

50,0

8,6

10,0

50,0

Греция

1,5

46,0

0,0

0,0

16,0

23,0

14,5

21,0

50,0

Германия

1,3

50,0

14,0

14,0

14,0

18,6

18,6

19,0

53,0

Германия (1995 г.)

1,3

50,0

14,0

14,0

15,0

18,6

18,6

22,0

53,0

Финляндия

1,5

25,0

0,0

0,0

22,0

28,2

7,3

25,8

57,8

Япония

1,4

37,5

 

 

5,0

 

 

10,0

50,0

Польша

0,0

40,0

20,0

20,0

22,0

49,0

0,0

20,0

40,0

Россия - 1992 г.

1,0

32,0

15,0

15,0

28,0

39,0

1,0

12,0

40,0

Россия - 1994 г.

2,0

35,0

15,0

15,0

23,0

39,0

1,0

12,0

30,0

Россия - 1996 г.

2,0

35,0

15,0

15,0

21,5

38,5

1,0

12,0

35,0

Россия - 1998 г.

2,0

35,0

15,0

15,0

20,0

38,5

1,0

12,0

35,0

Россия - 2000 г.

2,0

30,0

15,0

15,0

5,0

35,5

2,0

12,0

35,0

Россия-2001 г.

2,0

24,0

6,0

15,0

30,0

6,0

15,0

80,0

5,0

20,0

35,6

0,0

13,0

0,0


Государственно-правовая (надстроечная и императивная) форма категории налогов проявляется в динамизме налоговой системы, выражающейся в ее периодических изменениях и приспособлениях к меняющимся условиям хозяйствования в стране. Огромную роль в этом играет налоговый механизм.

Налоговый механизм, как организационно-финансовая категория управления налоговым процессом, объединяет понятия налогового права, налогообложения и налоговой системы, а также механизмы реализации налоговой политики государства. По эффективности налогового механизма можно судить о степени соответствия принятой концепции налогов и налогообложения сложившимся экономическим реалиям. Налоговый механизм приводит в действие систему налогообложения и налоговую систему в соответствии с принятой правительством налоговой политики и на основании норм налогового права.

Налоговый механизм можно определить как совокупность закрепленных нормами налогового права элементов, форм и методов управления налоговым процессом, реализованную на основе принятой налоговой концепции (политики) в действующей налоговой системе. Видимо, имеет смысл согласиться с Т.Ф. Юткиной, что, с одной стороны, - это категория особого типа, она опосредует совокупность организационно-экономических, правовых отношений, складывающихся в процессе реального распределения финансовых ресурсов потенциальных плательщиков налогов в бюджет. С другой стороны, налоговый механизм - это конкретная налоговая техника. Эти два начала в «налоговом механизме» составляют органическое целое. В противном случае, налоговый механизм может стать простым манипулятором в руках органов власти и управления при перераспределении ими финансовых ресурсов и формировании государственных доходов страны и ее регионов.

Элементами налогового механизма, составляющими его внутреннее содержание, являются: налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование и налоговый контроль. Через эти элементы налогового механизма непосредственно реализуется принятая налоговая политика государства по всем ее направлениям (фискальному, регулирующему, контрольному), то есть политика управления государственными доходами для покрытия государственных расходов и всей экономикой страны рыночными налоговыми методами.

Схема реализации объективных и субъективных начал организационно-финансовой категории налоговой политики и ее место в системе других организационно-финансовых категорий управления налоговым процессом наглядно представлена на Рис. 1. Названная схема обобщает основные выводы, сделанные ранее. Она достаточно подробна и не требует дополнительных комментариев, но мы будем обращаться к ней в ходе дальнейшего исследования.


Место и содержание налоговой политики в системе категориальных понятий и инструментов управления налоговым процессом

Рис. 1. Место и содержание налоговой политики в системе категориальных понятий и инструментов управления налоговым процессом


Налоговая политика тесно связана с такими понятиями, как бюджетная система, межбюджетные отношения, налоговый потенциал и налоговое бремя. В большей степени это касается налогового бремени, являющегося одновременно важнейшим элементом, объектом и условием реализации приоритетов налоговой политики государства. Последняя должна быть ориентирована, в частности, на создание необходимых условий для роста налогового потенциала страны, ее регионов и территорий (возможности налоговых баз воспроизводить налоговые доходы). В свою очередь, степень реализации налогового потенциала зависит от оптимального уровня и распределения налоговой нагрузки, а это опять же вопросы налоговой политики.


Макрушин Александр Владимирович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Основные понятия налогообложения доходов физических лиц в РФ
Теории переложения налогов
Понятие налоговых льгот и их роль в налоговой политике
Налог на добавленную стоимость и налог с продаж
Акцизное налогообложение
Вернуться к списку публикаций