2011-03-29 09:00:02
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налогообложение доходов физических лиц в налоговой системе РФ



Налогообложение доходов физических лиц в налоговой системе РФ


Рассматривая существующую систему налогообложения доходов физических лиц в налоговой системе Российской Федерации необходимо прежде всего определиться с теоретическими аспектами сути процесса.

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые отношения в обществе, является налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, населения, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства.

Налоговые платежи с населения являются частью финансово-экономических отношений, образуя подсистему налогов с физических лиц в единой налоговой системе. Существование налогов с физических лиц, наряду с другими налогами, объясняется, прежде всего, необходимостью создания дополнительного доходного источника для государственной казны, поэтому выполнение ими фискальной функции очевидно. Налоги с населения, кроме потребностей фиска, регулируют уровень доходов граждан, стимулируют или ограничивают трудовую активность населения, выполняют функцию социальной защиты населения.

Налогообложение граждан основывается на классических принципах:

- всеобщность - обязательное участие гражданина в поддержке государства частью своих доходов обеспечивается обязанностью платить законно установленные налоги;

- справедливость - граждане с большими доходами должны нести большее налоговое бремя, чем граждане с малыми доходами, то есть соразмерность взимаемых платежей реальным доходам с учетом семейного прожиточного минимума;

- определенность - в налогообложении граждан должны быть определены законом виды налогов, их основные элементы и правила взаимоотношений между налогоплательщиком и государством в целях защиты прав граждан на получение доходов;

- удобность - налоги с граждан взимаются у источника выплаты дохода, исчисляются налоговыми агентами;

- социальная справедливость в свою очередь обеспечивается государством перераспределением части доходов в пользу социально незащищенных слоев населения;

- налогообложение личных доходов граждан определяет уровень обложения другими налогами;

- принцип экономности и достаточности необходимого минимума поступлений денежных средств в бюджет соответствующего территориального образования обеспечивается в основном за счет налогов с граждан, проживающих на данных территориях.

Система налогов с физических лиц представляет собой совокупность видов налогов, методов их построения и взимания. Однако состав налогов, закрепленных за гражданами-налогоплательщиками законодательно, на практике оказывается значительно сложнее. На ряду с подоходным и имущественными, к налогам могут быть отнесены и некоторые другие платежи, поступающие от населения в доход государства, и содержащие все признаки налогов с населения, переходящих к государству. К таким налогам можно отнести все косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж. Эти налоги выполняют функцию перераспределения, включаются в цену товаров. Связанные с потреблением товаров косвенные налоги уменьшают доходы гражданина при расходовании средств после уплаты прямых налогов, ввиду чего государству приходится смягчать неблагоприятное воздействие косвенных налогов за счет бюджетных дотаций, ужесточая при этом налоги на высокие индивидуальные доходы.

Таким образом, к законодательно закрепленным за гражданами налогам можно добавить налогообразные платежи и налоги на потребление, что показывает взаимосвязь налогов с физических и юридических лиц в единой налоговой системе.

Центральное место в налогах с физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц (85 % в налоговых платежах с населения по Краснодарскому краю), который составляет 98% в платежах с населения по РФ.

Подоходное налогообложение охватывает практически все категории населения и экономически возможные формы дохода, что наделяет его потенциальной справедливостью - сумма налога зависит от платежеспособности плательщика.

Ни в одной стране мира совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок подоходного налога. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Система разрешенных вычетов способствует увеличению прогрессивности налога на доходы физических лиц. Однако, при низком уровне дохода населения РФ основным источником налогообложения остается заработная плата и, следовательно, упрощение и совершенствование процедуры получения социальных и имущественных вычетов в момент их совершения, а не по результатам налогового периода, усилит их значимость.

Выявлено, что во всех развитых странах ставки по подоходному налогу являются прогрессивными и, как правило, построены по системе сложной прогрессии. Для большинства развитых стран в последние десятилетия характерны следующие изменения в ставках подоходных налогов: значительное снижение предельных (максимальных) ставок, сокращение числа применяемых ставок, увеличение размеров необлагаемого минимума, индивидуальных и семейных вычетов.

Уточнены основные различия при исчислении налоговых обязательств физических лиц по подоходному налогообложению в развитых странах, которые заключаются в следующем:

- расчет совокупного годового дохода, скорректированного валового дохода и налогооблагаемого дохода имеет свои особенности, существуют важные, а иногда и принципиальные различия в правилах по определению источников доходов;

- имеются различия при определении категории «объект налогообложения», т.е. объектом может выступать доход каждого члена семьи в отдельности или может применяться совокупное налогообложение дохода всей семьи как единого целого. Отдельные виды доходов могут быть самостоятельными объектами налогообложения;

- наиболее многообразен состав и характер налоговых зачетов, вычетов и льгот, применяемых при расчете величины налогооблагаемого дохода, определении величины налогового оклада или окончательных обязательств налогоплательщика;

- отмечаются существенные различия как в системах построения шкалы обложения подоходными налогами, так и в уровне минимальных, стандартных (средних) и максимальных ставок.

Доказано, что подоходное налогообложение граждан во всех странах строится по единым принципам, обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

- подоходный налог - это личный налог, т.е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;

- подоходный налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения - всеобщности, равномерности и эффективности;

- налог относительно регулярно поступает в доходы бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;

- наряду с уплатой налога по декларации во всех странах действуют системы удержания налога у источника выплаты дохода - достаточно простой и эффективный механизм контроля за своевременным перечислением средств в бюджет.

Исследованиями подтверждено, что действующий в настоящее время в России налог на доходы физических лиц во многом отличается по структуре и принципам от видов аналогичных налогов, ранее существовавших, в том числе подоходного налога.

С 1 января 2001 г. доходы условно делятся на три категории, в отношении которых применяются фиксированные ставки - 6, 13, 30, 35% без применения прогрессивной шкалы налогообложения. Единая пониженная ставка налога 13% на трудовые доходы введена с целью ликвидации стимулов укрывательства от налогообложения огромных денежных доходов наиболее богатой части общества. Налоговый кодекс РФ вводит новое понятие «вычеты» - суммы в определенных размерах, на которые налогоплательщик вправе уменьшать налоговую базу. Вычеты разделены на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Все указанные вычеты применяются только к доходам, облагаемым по ставке 13%. Налогоплательщики подразделяются на две группы декларантов:

- предприниматели без образования юридического лица независимо от величины облагаемого дохода, налогообложение которых осуществляется налоговыми органами;

- налогоплательщики, имеющие право на получение социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов или при получении дохода не был удержан налог.

Физические лица-предприниматели уплачивают налоги в трех формах: в соответствии с Налоговым кодексом РФ гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» по ставкам в размере 13%; по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности; по единому налогу на вмененный доход, для определенных видов деятельности. Основная задача упрощенной системы налогообложения - облегчить налоговое бремя, упростить бухгалтерский учет и отчетность в сфере малого предпринимательства. Предприниматели, ведущие свою деятельность без образования юридического лица, добровольно могут вместо уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов уплачивать единый налог или стоимость патента. Особенностью вмененного налога, в отличие от упрощенной системы, является то, что плательщик не имеет права выбора: если его деятельность попадает под установленный перечень, он будет обязан платить вмененный налог. Данные системы налогообложения предпринимательской деятельности физических лиц Налоговым кодексом РФ определены как особые режимы налогообложения, внесены изменения в ранее принятые законы. Недостатком упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности можно считать отмену фиксированных платежей за патент, ограничение пороговой суммы дохода в 15 млн.руб., т.к. она не привязана к минимальному размеру оплаты труда и не будет индексироваться. Единый налог на вмененный доход с принятием гл. 26.3 НК РФ определил единый перечень видов деятельности по всей РФ, что привело к созданию оптимальных условий для индивидуальных предпринимателей. Преимуществом данного налога является то обстоятельства, что сумма налога не увязана с доходами конкретного налогоплательщика, что создает условия для выведения «из тени» реальных показателей выручки. Единый налог на вмененный доход рассчитывается с учетом корректирующих коэффициентов, которые могут изменяться в зависимости от многих условий, а размер единого налога при упрощенной системе налогообложения определяется в зависимости от полученного дохода, что делает более привлекательным налог на вмененный доход. В месте с тем не решена проблема разработки и использования системы коэффициентов наиболее полно отражающих экономическую активность предпринимателей, которые ранее устанавливались региональными органами власти. Жесткая централизация размера базовой доходности поставила налогоплательщиков в неравные условия доже при осуществлении одного и того же вида деятельности.

На основе анализа налоговых поступлений в бюджетную систему России по Краснодарскому краю и Ставропольскому краю выяснено, что наблюдается стабильный ежегодный рост налоговых поступлений. К 2002 г. сумма поступлений составила по Краснодарскому краю 43614 млн. рублей и по Ставропольскому краю - 16796 млн. руб.

За анализируемый период в структуре налоговых поступлений наибольшую долю в обоих регионах занимает налог на добавленную стоимость (25-27%), на втором месте - налог на прибыль организаций (20-22%) и на третьем месте налог на доходы с физических лиц (подоходный налог) доля которого 18,9% по Краснодарскому краю и 18,4% по Ставропольскому краю в платежах за 2002 г.

Темп роста поступлений подоходного налога значительно выше темпов роста общих налоговых платежей по исследуемым регионам. Так, по Краснодарскому краю общая сумма налоговых платежей увеличилась в 2002 г. на 26,8%, а сумма налога на доходы физических лиц - на 39,2%. По Ставропольскому краю, соответственно, на 22,8%, и на 47,2%. Устойчивый рост поступлений подоходного налога наблюдается с 1999 г., что связано с ежегодным увеличением среднемесячной заработной платы в рассматриваемых регионах.

Сумма поступлений в бюджетную систему России налога на доходы физических лиц зависит не только от уровня заработной платы, но и от численности работников в основных отраслях экономики, регулярный рост которой наблюдается в течение последних пяти лет в обоих регионах. В целом по отраслям экономики численность работников в Краснодарском крае в 2 раза выше, чем в Ставропольском крае, что является одной из причин разницы в суммах поступлений подоходного налога.

Проведенная в работе оценка роли налогов в межбюджетных отношениях дает основание для вывода о том, что налог на доходы физических лиц - регулирующий налог, являясь федеральным налогом, формирует все три уровня бюджетов РФ. За анализируемый период норматив отчислений этого налога в федеральный бюджет устанавливался только в 1999-2001 г.г. Основная доля налога поступает в территориальные бюджеты, и право перераспределения предоставлено региональным органам власти. В силу специфики изучаемых регионов, поступления подоходного налога (налога на доходы физических лиц) в краевой и местные бюджеты отличаются значительно. Так, по Краснодарскому краю в местные бюджеты ежегодно поступало более двух третьих налога от - 74,5% в 1998 г. до 64% в 2002 г., т.е. произошло незначительное перераспределение налога в краевой бюджет, что связанно с централизацией финансирования отдельных социальных программ края. По Ставропольскому краю сумма поступлений подоходного налога в местный бюджет составила 92% в 1998 г. и снизилась до 51,8% в 2002 г. Повышение роли края в территориальных расходах данного региона полностью определяется бюджетной политикой, которую проводят региональные органы власти. Централизация доходов и расходов территориальных бюджетов связана, в основном, с передачей финансирования из краевого бюджета большей части расходов социальной инфраструктуры.

Доказана значимость налогообложения доходов физических лиц и дана оценка проводимой государственной налоговой политике на основе анализа бюджета Краснодарского края, в структуре доходов которого доля налога на доходы физических лиц увеличилась с 12,9% в 1999 г. до 23,2% в 2002 г. В 1999 г. наибольшую долю занимал налог на прибыль организаций -44,4%, поступления которого к 2002 г. постепенно снизились до 19,7%

Изменение структуры доходов краевого бюджета в 2002 г. связано, в первую очередь, с увеличением налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц в 5,8 раз к 1999 г., с закреплением НДС с 2001 г. только за федеральным бюджетом, с уменьшением доли налога на прибыль. В структуре налоговых поступлений в бюджетную систему России с населения Краснодарского края налог на доходы физических лиц, ежегодно за весь анализируемый период, занимает около 85%. Доля налоговых поступлений с населения края увеличилась с 16,2% в 1999 г. до 22,1 % в 2002 г. Это доказывает, что налоговая нагрузка на население увеличилась не только по налогу на доходы физических лиц, но и по другим налогам. Полученные результаты исследования доказывают, что проводимая налоговая реформа обеспечивает цели бюджетной политики по снижению налоговой нагрузки на экономику и повышению собираемости налогов, тяжесть уплаты налогов переносится с предприятий на население.

Подобная налоговая политика обусловлена, в первую очередь, продолжением тенденции легализации доходов за счет снижения ставки до единой минимальной в 13%. Вместе с тем, такая мера увеличила налоговую нагрузку на законопослушных налогоплательщиков. Единая ставка налога на доходы физических лиц мало повлияла на размер налоговых поступлений, т.к. до реформы подавляющая часть налогоплательщиков (70%) платили налог по минимальной ставке. Это подтверждается выполненными исследованиями: уровень заработной платы работников в реальном секторе экономики Ставропольского и Краснодарского края не достигает в 2002 г. 50 000 руб. в год.

На основании проведенного исследования среди подходов, определяющих приоритетное направление совершенствования механизм налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации, предлагается:

- повысить прогрессивность налога на доходы физических лиц при действующих фиксированных пропорциональных ставках путем увеличения вычетов в виде необлагаемого минимума. Вместе с тем, данная мера требует дальнейшего анализа и изучения бюджетных потерь и должна носить поэтапный характер;

- упростить процедуру получения социальных вычетов на обучение и лечение, установив порядок их получения без документального подтверждения расходов в виде фиксированных вычетов налоговыми агентами по заявлению налогоплательщика и подтверждения факта обучения или лечения;

- совершенствовать порядок предоставления имущественных вычетов в виде инвестиционных в момент получения денежных средств у источника дохода на приобретение жилья или получение кредита, а также используя инвестиционные счета, куда доходы частных лиц поступают без вычета налогов.

По нашему мнению, среди приоритетных задач бюджетной политики является совершенствование налоговой системы и последовательное снижение налогового бремени в целях урегулирования отраслевой и региональной налоговой нагрузки до налогового бремени населения.

Таким образом, совершенствование налогообложения физических лиц требует дальнейшего изучения оценки тяжести налогов для населения и рассмотрения индивидуальной платежеспособности как принципа в построении налоговой системы государства. Считаем, что платежеспособность населения должна быть основным критерием расчета налоговой нагрузки на население каждого региона. Поскольку применение налоговых льгот в России сталкивается с трудностями их применения и контроля, налог на доходы физических лиц, по нашему мнению, должен иметь прогрессивные ставки.







Интересное:


Особенности объекта обложения налогом на добавленную стоимость и налоговые льготы
Налоговые санкции, механизмы реализации и пути развития контрольно-регулятивной налоговой политики
Содержание и принципы формирования налоговой системы
Становление и генезис налоговой политики в современной России
Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц
Вернуться к списку публикаций