2011-03-25 09:00:31
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Оценка налоговой реформы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации



Оценка налоговой реформы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации


Между тем грамотная налоговая политика могла сыграть важную роль в стабилизации обстановки. Ключевым звеном здесь является строгое исполнение налогового законодательства. Для этого есть два пути, используемых одновременно. Один из них очевиден и традиционен - безжалостное отношение к нарушителям налогового закона: рост численности и квалификации налоговых работников, научно-техническая оснащенность, налоговые суды и т.д.

Однако более эффективным представлялся другой путь - совершенствование налогового законодательства, т.е. уменьшение числа потенциальных нарушителей, упрощение учета и отчетности, устранение всевозможных нюансов, особенностей, частных льгот.

Проводимая налоговая реформа в первую очередь связана с изменениями налогообложения доходов, это налог на доходы физических лиц (подоходный налог), налог на прибыль организаций, налоги на совокупный доход, единый социальный налог, объединивший в себе ранее существовавшие взносы во внебюджетные фонды.

В исследовании рассматривается налогообложение доходов физических лиц, поэтому необходимо провести оценку результатов реформы подоходного налога в четырех вышеуказанных аспектах.

С финансовой точки зрения результатом реформы явилось увеличение поступлений подоходного налога, что доказано исследованиями в главе 2 на примере бюджетных поступлений по Краснодарскому краю и Ставропольскому краю.

Такие же результаты получены в целом по Российской Федерации.

Результаты реформы - увеличение поступлений подоходного налога в 2001 г. более чем на 45% (23% в реальном выражении) по сравнению с 2000 г. В 2002 г. поступления налога на доходы физических лиц возросли еще примерно на 40% (около 20% в реальном выражении). Причиной увеличения поступлений налога является: рост номинальных доходов населения в связи с общим повышением цен; увеличение реальных доходов в условиях экономического роста; повышение ставки налогообложения доходов на налогоплательщиков с низкими доходами с 12 до 13%; возможный перенос части доходов 2000 г. на 2001 г. для уплаты подоходного налога по более низкой ставке; переход к взиманию подоходного налога с доходов военнослужащих и др. Однако, согласно мнению ряда ученых ИЭПП (С. Синельникова-Мурылева, С. Баткибекова и др.), значительная часть увеличения поступлений налога была вызвана ростом базы налогообложения вследствие сокращения масштабов уклонения от уплаты подоходного налога и увеличения объема декларируемых доходов.

Увеличение поступлений налога по РФ отмечает М.П. Сокол. Так, за 2000 г. они составили 174,2 млрд. руб., а за 2001 г. - 255,5 млрд. руб., или 146,7% к 2000 г.

Налог на доходы физических лиц по итогам 2001 г. в структуре консолидированного бюджета занимает четвертое место (после единого социального налога, налога на прибыль организаций и НДС) и в общих налоговых поступлениях составил 13,1% против 12,4% в 2000 г.

Важно рассмотреть структуру поступления налога в бюджет. Сумма налога, поступившая в бюджет, удержанная и перечисленная организациями (налоговыми агентами) с доходов, выплаченных ими или физическими лицами в 2001 г. (статья 226 НК РФ) составила 248,1 млрд. руб., или 97,1% от общей суммы поступлений этого налога в бюджет. Сумма налога, уплаченная в бюджет физическими лицами по декларациям, поданным в налоговые органы (ст. 227-229 НК РФ), составила 7,4 млрд. руб., или 2,9% от общей суммы. Однако темпы роста поступлений налога в бюджет по сравнению с 2000 г. по этим поступлениям неодинаковы и составили соответственно 148,3% и 107,6%.

Учитывая, что по ставке в размере 13% налог взимается более чем с 70 млн. человек экономически активного населения России, можно сделать вывод, что при отмене прогрессивной шкалы ставок подоходного налога (минимальная ставка 12% с доходов до 50 тыс. руб. и максимальная 30% с доходов выше 150 тыс. руб., полученных в 2000 году) налог возрос именно с упомянутой категории лиц вследствие роста размеров доходов. Снижение же ставок с 20% и 30% до 13% у лиц, получивших доходы более 100 и 150 тыс. руб. в год, незначительно повлияло на размер общих поступлений налога в бюджет. Также незначительно повлияло на суммы поступлений налога в бюджет применение в 2001 году ставки налога в размере 30 и 35 процентов.

В оценке результатов реформы подоходного налога противоположное мнение имеют ученые ИЭПП С.Синельников - Муравлев и с ним другие. По их мнению, формальный переход от прогрессивной ставки к плоской ставке налогообложения должен был привести к снижению прогрессивности подоходного налога. Но в условиях, когда налогоплательщики с высокими доходами имеют более широкие возможности для уклонения от уплаты подоходного налога, действовавшая до 2001 года формально прогрессивная шкала подоходного налога могла быть фактически регрессивной. Если предположить, что рост поступлений в 2001 году в немалой степени был вызван сокращением масштабов уклонения налогоплательщиков с высокими доходами от уплаты налогов, то переход к плоской ставке должен сопровождаться увеличением фактической прогрессивности подоходного налога. Другими словами, «вертикальная справедливость» подоходного налога должна повыситься.

Содержательно прогрессивность подоходного налогообложения означает, что налогоплательщики с высокими доходами уплачивают большую часть доходов в виде налога по сравнению с налогоплательщиками с низкими доходами.

Проведя эмпирический анализ поступлений подоходного налога, на основе данных Министерства по налогам и сборам РФ, налоговой базы и средних предельных ставок налога по отдельным регионам, используя несколько моделей расчета средних показателей, ученые ИЭПП выдвинули гипотезу и считают ее верной, что снижение (средней) предельной ставки привело к уменьшению масштабов уклонения от уплаты налога и росту базы подоходного налога. Введение плоской ставки не обусловило снижение прогрессивности системы подоходного налогообложения. Вместе с тем, ученые ИЭПП, ратуя за сохранение в течение продолжительного периода времени плоской ставки подоходного налога, рекомендуют повышение эффективности администрирования налога, в том числе за счет законодательного сокращения возможностей уклонения от уплаты налога и ужесточения наказания за уклонение. И одновременно считают, что отсутствие однозначного ответа на вопрос о характере перераспределительных свойств подоходного налога в отношении совокупных доходов населения свидетельствует о том, что требуются разработка и внедрение комплекса мер по усилению прогрессивности налоговой системы в целом.

Противоречивость их мнений очевидна. Придерживаясь мнения основоположника теории налогообложения А.Смита, подданные государства должны платить по возможности, своей способности и соразмерно своему доходу; А.А. Соколова «... в сфере налоговой политики её прямым отражением служит развитие подоходного налога с освобождением от обложения прожиточного минимума и с проведением в нем прогрессии», мы считаем, что ставки налога на доходы физических лиц должны быть прогрессивными.

Установленная пропорциональная ставка в 13% для трудовых доходов вызвала колоссальную критику в средствах массовой информации и со стороны зарубежных специалистов. В оправдание принятого законодательного акта прямого действия - Налогового кодекса РФ, гл. 23 - можно отметить, что преимущество такой ставки при массовом уклонении от налогов состоит в устранении повода к сокрытию доходов не по основному месту работы.

По ранее действовавшему Закону РФ «О подоходном налоге с физических лиц», где была установлена прогрессивная шкала ставок, налогоплательщик обязан включать все доходы в годовой совокупный доход за календарный год и тем самым увеличивать его размер, что влекло переход из одного разряда налога в другой, с более высокой ставкой. Единая налоговая ставка в 13% сглаживает какое-либо влияние разницы в доходах и не подталкивает налогоплательщика к возможному их сокрытию.

До 1 января 2001 г. у иностранных физических лиц, как являвшихся, так и не являвшихся налоговыми резидентами России, удержание подоходного налога с трудовых доходов было одинаково и производилось по прогрессивной шкале с минимальной ставкой в 12% и максимальной - 30%. Как видно теперь, налоговая ставка для нерезидентов установлена в максимальном размере в 30%, что сыграет положительную роль в устранении злоупотреблений со статусом налогового резидента России.

Согласно данным Госкомстата России в 2000 г. около 70% населения РФ получало доходов в сумме менее 2000 руб. в месяц, или менее 24 000 руб. за календарный год. Данная категория налогоплательщиков платила подоходный налог по ставке 12%, сумма которого за год не превышает 2690 руб. (сумма вычетов составляет 1586 руб.).

Увеличение налоговой ставки до 13% влечет уменьшение доходов указанной категории на 2600 руб. за год (сумма вычетов 4000 руб.).

Несколько слов об оставшихся 30% граждан России. Данная категория в большинстве своем получает доходы, превышающие за календарный год 50 000 руб. и 150 000 руб., для которых в 2000 г. были установлены ставки налога в 20% и 30% соответственно.

С 1 января 2001 г. уменьшение доходов на сумму налога, исчисленную по ставке 13% для первых составит 12896 руб. (вычет 800 руб.), для вторых - 19448 руб. (вычет 400 руб.).

По результатам расчетов нетрудно сделать вывод о том, что даже с учетом повышения стандартного вычета введение новой ставки налога направлено на значительное снижение нагрузки именно с крупных доходов.

Конечно, можно считать ошибочным мнение о том, что для низкооплачиваемых граждан процент налогового изъятия увеличивается. Эта ставка предусмотрена исходя из следующих соображений: в связи с введением единого социального налога отменяется взимание с заработной платы взноса в Пенсионный фонд РФ (1%), то к ранее действующей ставке подоходного налога в размере 12% (для доходов до 50 тыс. руб. в год) прибавляется 1%.

Переняв у зарубежных стран опыт предоставления социальных и иных вычетов, в Налоговом кодексе РФ установлена рациональная ставка 13%, применяемая к «трудовым доходам». Ставка 13% принята с целью легализации заработной платы и вывода ее из тени, особенно для крупных налогоплательщиков. Кажется, что все сделано правильно, ведь установлена еще более жесткая ставка в 35% по доходам, не связанным с трудовой деятельностью.

К положительным моментам налоговой реформы можно отнести то, что к доходам, не подлежащим налогообложению, отнесены суммы, выплачиваемые социально незащищенным категориям граждан, таким как дети-сироты в возрасте до 24 лет на обучение в общеобразовательных учреждениях. Не облагаются налогом и доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточный минимум, от благотворительных фондов и религиозных организаций.

Положительным можно считать и то, что в отличие от существовавшей системы льгот по подоходному налогу, которые предусматривали массу разнообразных и малообоснованных налоговых изъятий, Налоговым кодексом РФ введена система четких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, выраженных в твердо фиксированной денежной сумме.

Вместе с тем, в Налоговом кодексе РФ имеются изменения по налогообложению доходов физических лиц, которые ухудшают положение налогоплательщиков.

Значительно ухудшают положение стандартные вычеты некоторым категориям «чернобыльцев», лицам, пострадавшим от ядерных испытаний, лицам, пострадавшим вследствие аварии на объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Если в 2000 г. совокупный годовой доход в пределах 50 000 руб. у данной категории лиц подоходным налогом не облагался, то по новому законодательству они имеют право на стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб. в месяц, т.е. в год их доход не будет облагаться налогом на доходы только в пределах 36 000 руб. (3000 x 12 мес).

Вторым важным моментом можно считать положение Налогового кодекса РФ, когда предоставление социальных и имущественных вычетов производится по истечении календарного года при подаче налоговой декларации в налоговый орган. Практически этими вычетами налогоплательщик сможет воспользоваться только через год. Неудобства могут возникнуть и с возвратом денежных средств из бюджета, т.к. налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет по месту работы, а возврат производится по месту жительства налогоплательщика.

Следует обратить внимание на то, что в Налоговом кодексе РФ есть некоторая особенность в порядке предоставления вычетов, составляющих необлагаемый минимум: вычеты предоставляются налогоплательщику ежемесячно до того месяца, в котором доход превысит определенную величину. Количество вычетов зависит не только от полученной суммы, но и от распределения дохода в течение года. Получить основную сумму дохода предпочтительнее в конце года. В таком случае количество вычетов, предоставленных за год, будет больше, чем, если бы большая часть дохода была получена в начале года. Соответственно сумма налога, исчисленного за год с одной и той же суммы дохода, будет отличаться в зависимости от времени получения дохода.

Такое неравенство в отношении причитающегося к уплате налога с одинаковых сумм дохода некоторые критики называют дискриминацией в оплате труда, запрещенной Конституцией РФ.

В финансовом смысле нет равенства между налогоплательщиком, получившим доход в начале года, и налогоплательщиком, получившим такой же доход в конце года.

В подобных ситуациях в некоторых странах облагают доход по ставке, рассчитанной особым образом с учетом фактора времени получения дохода.

Этот подход сложнее, чем применяемый в нашей стране, и требует хорошо развитых структур налогового контроля.

Наличие льгот и вычетов обеспечивает некоторую прогрессивность налога даже при простой постоянной ставке, т.к. чем выше уровень дохода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, и по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма уплачиваемого ими налога.

Стоит отметить, что при низком уровне дохода населения основным источником налогообложения является заработная плата. Размеры же других видов доходов зачастую трудно оценить по причине того, что не создано четкой правовой базы. Кроме того, требуется определенное время для того, чтобы удержания с этих доходов стали эффективным налоговым рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получаемый налогоплательщиком от использования собственной квартиры, дома, автомобиля. Поэтому налог на доходы - не единственный налог с населения, он дополняется другими налогами - земельным, налогом на имущество, налогами на наследство и дарение, налогом с денежного капитала, налогами на совокупный доход.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Применение специальных режимов при налогообложении доходов малого предпринимательства в России
Налоговые санкции, механизмы реализации и пути развития контрольно-регулятивной налоговой политики
Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость и их классификация
Исследование направлений по совершенствованию системы обложения единым налогом на вмененный доход
Предложения по совершенствованию имеющихся льгот по налогу на добавленную стоимость
Вернуться к списку публикаций