2011-03-25 09:00:31
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Оценка налоговой реформы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации



Оценка налоговой реформы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации


Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства. Она находится в постоянном движении и зависит от экономической политики государства.

Цели регулирования и сферы государственного вмешательства в экономику обширны и весьма различны по странам и историческим периодам, но почти всегда и везде заметную роль в процессе регулирования играли налоги. Не является исключением из этого правила и современная Россия. Призывы к усилению налогового стимулирования производства были и остаются неотъемлемой частью всех политических лозунгов и экономических программ. При этом налогам вменяется поистине безграничная область применения. В этой связи совершенно необходимо правильно определить действительные возможности налогов по эффективному влиянию на экономику.

Главное, что могут и должны сделать налоги для выхода из экономического кризиса - это занять принципиальную теоретическую позицию материальной основы государства. Специфика России в том и состоит, что жизненно важный для нее экономический подъем может обеспечить только государство: других денег, кроме государственных, на инвестиции, да и на необходимое потребление нет и в ближайшее время не будет. В свою очередь, если оставить в стороне эмиссионный вариант, такие деньги могут дать только налоги. Таким образом, судьба России зависит от налогов, их фискальной функции, понимаемой в широком производственном плане.

С одной стороны, государство должно иметь достаточно средств для осуществления своих неотъемлемых функций (оборона, наука, образование и др.), а с другой - налоговая ноша предприятий и граждан не может быть слишком тяжелой, чтобы не отнимать стимулы к труду и не сдерживать экономический рост.

Реформа налогов во многом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований в России.

Фактически полное отсутствие налоговых отношений на протяжении длительного времени (1930-1980-е годы) потребовало создания российской налоговой системы практически «с нуля». При этом пришлось столкнуться с двумя группами естественных трудностей. Первая выражалась в отсутствии необходимого опыта налоговых начинаний у государственных органов (не были ни кадров, ни необходимых технических средств, ни исследований, ни учебников). Вторая связана с полной утратой населением налоговой культуры. Эти трудности еще долго будут влиять на российские налоги, и их следует учитывать в налоговой системе и налоговой политике.

В связи с этим одним из важнейших элементов начатой в 1990 году реформы стала реорганизация системы налогообложения физических лиц, так как она обеспечивает поступление в доходы государственного и местного бюджетов значительных сумм. Налоги с населения влияют на уровень и структуру спроса и предложения и через механизм спроса могут содействовать развитию или сдерживать производство, способствовать оздоровлению денежного обращения, помогать ослабить процессы роста инфляции.

Первым шагом на пути реформы стало принятие и введение в действие с 1 июня 1990 г. Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства», который существенно отличался от действовавшего ранее законодательства и представлял собой как бы переходный этап к последующему совершенствованию системы налогообложения личных доходов.

Августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Молодому Российскому государству необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена комплексная налоговая реформа - была создана новая налоговая система России, в которой одно из центральных мест занял подоходный налог с физических лиц.

Закон Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» принят 7 декабря 1991 г. за № 1998-1 и вступил в силу с 1 января 1992 г. Он во многом принципиально отличался от действовавшего ранее законодательства России и бывшего СССР. Закон вобрал в себя много полезного, что имелось в ранее действовавшем законодательстве по подоходному налогообложению, и содержал новые положения, обеспечивающие регулирование налоговых правоотношений в современных условиях. Формирование, совершенствование закона и инструкции по порядку их применения производилось с использованием опыта государств с развитой рыночной экономикой.

До 1 января 1992 г. исчисление подоходного налога производилось по различным ставкам, в зависимости от источника получения доходов и налогом облагался месячный доход граждан. Начиная с доходов, полученных как в денежной, так и в натуральной форме за выполненные работы и другую деятельность, осуществляемые после 1 января 1992 г. исчисление подоходного налога с граждан стало производиться из совокупного годового дохода по единой шкале ставок с зачетом ранее удержанной суммы налога.

При этом доходы, полученные в натуральной форме, учитывались в составе годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам.

Принятые на рубеже 80-90-х годов законы о налогах с предприятий и подоходном налоге с граждан положили начало становлению новой налоговой системы. В них отразились такие принципиальные положения, как переход к единым налоговым методам распределения прибыли предприятий независимо от форм собственности, прогрессия в налогообложении личных доходов, увеличение необлагаемого минимума, разграничение поступлений налогов в бюджеты различных уровней. Тем самым были заложены предпосылки развития свободы хозяйствования, покончено с ведомственным диктатом, на правовую основу поставлены взаимоотношения предприятий с государством, сняты ограничения в использовании средств, более справедливым стало распределение налоговой тяжести между отдельными категориями получателей доходов, т.е. имели место важные качественные сдвиги в системе налогообложения.

Система налогов не была идеальной, но она составляла основу и являлась исходным пунктом для последующего самостоятельного движения и совершенствования в едином процессе развития обновляющихся финансов, экономики, государства, общества.

В основе налоговой реформы лежала глубокая трансформация нашего общества, преобразование отношений собственности и основанной на них социально-экономической структуры в направлении рыночного хозяйства.

В первый момент общая оценка российских налогов была вполне удовлетворительной. Если рассматривать налоговую систему в четырех взаимосвязанных и относительно противоречивых аспектах: финансовом, экономическом, социальном и организационном, то можно заметить следующие характеристики.

С финансовой точки зрения налоги неотделимы от государственных расходов. Поскольку они являются главным источником формирования бюджета, их общая величина обусловлена размером бюджетного финансирования.

С экономической точки зрения влияние налогов на производство бесспорно. При прочих равных условиях всякий налог изымает часть средств, которые могли быть использованы на строительство новых цехов, приобретение оборудования, привлечение дополнительных работников или увеличение оплаты труда, другими словами, на расширение производства. Но общество признает существование совершенно необходимых государственных потребностей, проблема налогов сводится к их минимизации, которая, с одной стороны, упирается в минимизацию государственных расходов, а с другой - зависит от структуры налоговой системы, обеспечивающей в рамках фиксированного налогового бремени максимальные возможности для предприятий и работников. В этом и состоит экономический аспект обложения.

С социальной точки зрения экономические реформы могут быть проведены только при обеспечении определенных социальных условий, которые для большинства населения не должны выходить за грань «терпимых». Выбранный вариант социально-экономических реформ поставил в число первоочередных проблему выживаемости для значительной части населения. К тем, кто традиционно являлся объектом государственной поддержки - пенсионерам, инвалидам, студентам, детям присоединился большой отряд вполне трудоспособных граждан, нуждающихся в социальной помощи - безработных. Единственным источником помощи всем этим людям по существу являлся бюджет, а, следовательно, налоги. В очевидной связи социальной защищенности и налогов принципиальное значение имеет вопрос о том, как наилучшим образом собрать налоги: кого облагать, как и в какой мере.

В ходе реформы возникла необходимость создания внебюджетных социальных фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования. Фонда занятости населения (до 2001 г.). Эти фонды до сих пор имеют целевой адресный характер формирования и использования и их игнорирование как социальной составляющей рыночных реформ чревато пагубными последствиями для экономики государства.

С организационной точки зрения налоговая система имела весьма уязвимые места. В исключительно тяжелых условиях находилась налоговая служба, перед которой стояли колоссальные задачи буквально по всем направлениям ее деятельности. Не говоря о том, что подготовка реформы обошлась без элементарной пропагандистской поддержки, отсутствовала общегосударственная система обучения налогоплательщиков и работников налоговой службы, не проводилась осмысленная работа по просвещению населения, очень медленно разворачивалась идеологическая сторона налоговой реформы. Все это крайне затруднило правильное взимание налогов и исполнение законов, а, следовательно, усиливало экономический кризис.

Развитие налоговой системы в первые три-четыре года было весьма противоречивым. Огромное количество изменений налогового законодательства и дополнений к нему было связано с необходимостью устранения обнаруживающихся пробелов, которые в свою очередь были предопределены новизной дела: за долгие безналоговые годы была утрачена способность к налоготворчеству. В то же время нестабильность налогов обусловливалась и субъективными ошибками, и противоречиями в реализации текущей налоговой политики. Примерами этого могут служить декабрьское (1993 г.) решение о введении новых налогов и расширении налоговых льгот и майская (1994 г.) декларация о сокращении числа налогов и льгот. Льготы превратились в самостоятельную сферу, жизнь которых идет по своим законам. Так называемые стимулирующие льготы (инвестиции, социальная сфера, услуги) не работали, зато специальными решениями раздавались льготы территориям, отраслям и предприятиям.

Разработка и принятие Налогового кодекса РФ явились выдающимся шагом России по пути к рыночной экономике и правовому государству. В нем нашли выражение проверенные мировой практикой общие принципы налогообложения, особенности и опыт российской налоговой реформы. Работа над Кодексом велась с участием многих министерств, ведомств и научных учреждений, были приняты во внимание тысячи замечаний региональных и местных органов власти и управления, отдельных предприятий и граждан.

Одной из ключевых задач разработанной в 2000 г. долгосрочной программы правительства РФ было проведение широкомасштабной налоговой реформы. Сложившаяся к этому времени система налогообложения характеризовалась рядом фундаментальных недостатков. Общая ее структура типична для стран с переходной экономикой: основной вклад вносят НДС, налог на прибыль и социальные начисления (к началу реформы на три названных налога приходилось почти 60% всех поступлений).

Главные цели налоговой реформы включали: снижение общей налоговой нагрузки (одновременно с сокращением бюджетных расходов); ослабление искажающего действия налоговой системы и далее равномерное распределение налоговой нагрузки (прежде всего путем отмены необоснованных льгот и исключений). Уменьшение налоговой нагрузки на экономику (в особенности на законопослушных налогоплательщиков), либерализация и упрощение налоговой системы и усиление защищенности налогоплательщиков должны способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату в легальную форму капиталов, выведенных из-под налогообложения.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Налогоплательщики - социологический портрет и управление отношениями субъектов налогообложения
Основные понятия налогообложения доходов физических лиц в РФ
Теории переложения налогов
Развитие теоретических подходов к оптимизации налогового бремени
Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций