2011-03-24 09:00:06
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета



Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета


В 2002 г. сумма поступлений налога на доходы физических лиц в краевой бюджет по Краснодарскому краю увеличилась в 7,7 раза, а в местный в 4,7 раза к 2001 г., увеличение составило 38%) в краевой бюджет и 42% в местный бюджет. По Ставропольскому краю с 1998 г. произошло полное изменение распределения сумм налога между краевым бюджетом и местными бюджетами, в 2002 году сумма поступлений в краевой бюджет увеличилась на 40%.

Структура доходов краевого бюджета по Краснодарскому краю приведена в таблице 8 и рис. 12.

В структуре доходов краевого бюджета Краснодарского края налог на доходы физических лиц в 1999 г. составлял 12,9% и 23,2% в 2002 г.

Таблица 7.

Поступление налога на доходы физических лиц по уровням бюджета по регионам


Показатель

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2002 г. в % к


млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

Млн.руб.

%

1998 г.

2001 г.

Краснодарский край

НДФЛ

(подоходный

налог)

1519,7

100,0

2528,2

100,0

3859,6

100,0

5928,8

100,0

8255,5

100,0

543,2

139,2

Федеральный бюджет



499,5

19,8

618,5

16,0

59,3

1,0





Территориальный бюджет

1519,7

100,0

2028,7

80,2

3241,1

84,0

5869,5

99,0

8255,5

100,0

543,2

140,7

в т.ч. краевой

387,3

25,5

511,7

25,2

958,3

29,6

2151,4

36,7

2971,9

36,0

767,3

138,1

местный

1132,4

74,5

1517

74,8

2282,8

70,4

3718,1

63,3

5283,6

64,0

466,6

142,1

Ставропольский край

НДФЛ

(подоходный

налог)

587

100,0

881

100,0

1355

100,0

2095

100,0

3083

100,0

525,2

147,2

Федеральный бюджет



173

19,6

217

16,0

21

1,0





Территориальный бюджет

587

100,0

708,0

80,4

1138,0

84,0

2074

99,0

3083

100,0

525,2

148,6

в т.ч. краевой

47

8,0

138

19,5

259

22,8

947

45,7

1487,0

48,2

3163,8

157,0

местный

540

92,0

570

80,5

879

77,2

1127

54,3

1596

51,8

295,6

141,6


Таблица 8.

Структура доходов краевого бюджета в динамике по Краснодарскому краю


Показатель

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2002 г. в % к

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

1999 г.

2001 г.

1. Налоговые доходы, всего

3752

94,3

4663

92,9

6798

90,2

11836

92,4

315,5

174,1

в т.ч. налог на прибыль

1764

44,4

1521

30,3

2056

27,3

2526

19,7

143,2

122,9

налог на доходы физических лиц

512

12,9

958

19,1

2151

28,5

2972,0

23,2

580,5

138,2

налоги на совокупный доход

240

6,0

411

8,2

480

6,4

572

4,5

238,3

119,2

налоги на имущество

429

10,8

533

10,6

829

11,0

1059

8,3

246,9

127,7

НДС

304

7,6

449

8,9

0

0,0

0

0,0

-

-

акцизы

76

1,9

280

5,6

378

5,0

509

4,0

669,7

0,0

налог с продаж

219

5,5

234

4,7

275

3,6

385

3,0

175,8

140,0

платежи за пользование природными ресурсами

145

3,6

220,0

4,4

559

7,4

823

6,4

567,6

147,2

прочие налоги и сборы

63

1,6

57

1,1

70

0,9

2990,0

23,3

4746,0

4271,4

2. Неналоговые доходы

225

5,7

354

7,1

738

9,8

970

7,6

431,1

131,4

Итого доходов

3977

100,0

5017

100,0

7536

100,0

12806

100,0

322,0

169,9


Наибольшая сумма поступила в 2002 г. - 2972,0 млн.руб., увеличилась сумма налогов на совокупный доход с 240 млн.руб. в 1999 г. до 572 млн.руб. в 2002 г.

Структура краевого бюджета по Краснодарскому краюСтруктура краевого бюджета по Краснодарскому краю
Структура краевого бюджета по Краснодарскому краюСтруктура краевого бюджета по Краснодарскому краю

Рис. 12. Структура краевого бюджета по Краснодарскому краю


Изменение структуры доходов краевого бюджета связано в первую очередь с увеличением налоговых поступлений - в 3 раза к 1999 г. и на 74,1% к 2001 г. Наибольшая доля увеличений приходится на налог на доходы физических лиц (в 5,8 раз к 1999 г. и 38% к 2001 г.), который и в структуре занимает наибольший удельный вес - 23,2% в 2002 г. Изменилась и структура налоговых поступлений, в 1999 г. наибольшую долю занимал налог на прибыль организаций - 44,4%, доля поступлений которого постепенно снизилась до 19,7% в 2002 г. 23,3 % в 2002 г. составили поступления от прочих налогов к числу которых отнесены поступления налогов в дорожные фонды.

Кроме налогов на доходы физических лиц и на совокупный доход физические лица налогоплательщики уплачивают в бюджетную систему России и другие налоги (налоги на имущество, земельный налог, пошлины и др.).

В таблице 9 приведена структура налоговых поступлений в бюджетную систему России с населения Краснодарского края. За 5 лет сумма налоговых поступлений с населения края увеличилась в 5,5 раз и составила 9633 млн.руб. в 2002 году. В структуре налоговых поступлений налог на доходы физических лиц занимает около 85% за весь анализируемый период, увеличилась доля налогов на совокупный доход с 6,5% в 1998 г. до 9,2% в 2002 г. или в 7,8 раза, что связано с введением для предпринимателей двух форм налогообложения: упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

На рис. 13 и рис. 14 приведена доля налоговых поступлений с населения Краснодарского края в общей сумме бюджетных поступлений. Сумма налоговых поступлений с населения практически увеличилась по всем налогам. С принятием Налогового кодекса РФ наблюдается стабильный рост поступлений налога на доходы физических лиц.

В два раза увеличились суммы поступлений земельного налога, налога на имущества, госпошлины.


Таблица 9.

Структура налоговых поступлений с населения в бюджетную систему России по Краснодарскому краю


Показатель

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2002 г. в % к

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

1998 г.

2000 г.

2001г.

Всего налоговых поступлений

1744,7

100,0

2946,0

100,0

4523,9

100,0

6939,0

100,0

9633,0

100

552,1

212,9

138,8

Подоходный налог (налог на доходы физических лиц)

1519,7

87,1

2528,2

85,8

3859,6

85,3

5928,8

85,4

8255,5

85,7

543,2

213,9

139,2

Налоги на совокупный доход

113,0

6,5

274,9

9,3

449,7

9,9

734,7

10,6

882,6

9,2

781,1

196,3

120,1

Налог на имущество

24,2

1,4

29,7

1,0

58,2

1,3

71,5

1,0

131,8

1,4

544,6

226,5

184,3

Налог на имущество, переходящего в порядке дарения, наследования

3

0,2

5,6

0,2

6,6

од

7,6

0,1

12,8

0,1

426,7

193,9

168,4

Земельный налог

33,9

1,9

49,1

1,7

74,2

1,6

102,0

1,5

216,7

2,2

639,2

292,0

212,5

Госпошлина

46,8

2,7

52,2

1,8

66,0

1,5

81,5

1,2

119,3

1,2

254,9

180,8

146,4

Прочие налоги и сборы

4,1

0,2

6,3

0,21

9,6

0,2

12,9

0,2

14,3

0,1

348,8

149,0

110,9


Налоговые поступления с населения в бюджетную систему России по Краснодарскому краю

Рис. 13. Налоговые поступления с населения в бюджетную систему России по Краснодарскому краю

Налоговые платежи населения Краснодарского края в бюджетную систему России

Рис. 14. Налоговые платежи населения Краснодарского края в бюджетную систему России.


В таблице 10 произведен расчет удельного веса налоговых поступлений с населения Краснодарского края в общей сумме налоговых поступлений в бюджетную систему России.


Таблица 10.

Платежи населения Краснодарского края в общей сумме налоговых поступлений в бюджетную систему России


Годы

Общая сумма налоговых поступлений в бюджетную систему

Налоговые платежи населения

Доля платежей населения в общей сумме поступления, %

млн. руб.

темп прироста, %

млн. руб.

темп прироста, %

1998

9445,1

-

1744,7

-

18,5

1999

18200

92,7

2946

69

16,2

2000

25227

38,6

4523,9

53,6

17,9

2001

34549

37

6939

53,4

20,1

2002

43614

26,2

9633

38,8

22,1


Доля налоговых поступлений с населения края увеличилась с 16,2% в 1999 г. до 22,1% в 2002 г. Это доказывает, что налоговая нагрузка на население увеличилась не только по налогу на доходы физических лиц, но и по другим налогам. Полученные результаты исследования доказывают, что проводимая налоговая реформа обеспечивает цели бюджетной политики по снижению налоговой нагрузки на экономику и повышению собираемости налогов, тяжесть уплаты налогов переносится с предприятий на население.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Совершенствование налогового администрирования как одно из направлений повышения эффективности налоговой политики
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)
Налогообложение как фактор развития рыночной экономики
Цели и задачи налоговой политики на современном этапе
Основные понятия налогообложения доходов физических лиц в РФ
Вернуться к списку публикаций