2011-03-24 09:00:06
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета



Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета


Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%.

В нашей стране подоходный налог (как он назывался раньше) занимает более скромное место в доходной части бюджета, так как затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12-13%.

Широкое распространение этого налога во всех странах мировой системы вызвано рядом факторов, определяющих особую роль подоходного налога с населения в общей системе налогообложения.

Важнейшим определяющим моментом является прежде всего то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально получаемый налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

Налог на доходы, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

Одновременно с этим, именно в налоге на доходы физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы как всеобщность и равномерность налогового бремени.

Указанные особенности этого налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы налога, установление размера необлагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.

Вместе с тем, в сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета - около 12% - явно недостаточна. Недостаточная роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами.

Во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с чем подоходный налог, в основном, уплачивается в последнее время по минимальной шкале.

Во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников, как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих на бюджете.

В-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В-четвертых, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины от всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это не парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней прежде всего целесообразно классифицировать доходы по видам. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы.

При реализации межбюджетных отношений доходы подразделяются также на собственные и регулирующие. К собственным доходам бюджетов относятся доходы, полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующими бюджетами. Под регулирующими доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год, или на долговременной основе (не менее, чем на 3 года), устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.

Необходимость предварительного ознакомления с подразделением доходов по видам вызвана тем, что грамотная оценка роли налоговых и других поступлений в формировании доходов бюджетов возможна лишь при системном подходе, т.е. применительно не только к особенностям структуры доходов по означенным видам, но и к конкретному уровню бюджета (федеральному, региональному или местному).

Соотношение налоговых поступлений в целом между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в 1999-2002 г.г. имело разную динамику. В настоящее время наблюдается некоторое преобладание доли федерального бюджета, связанное с реализацией Правительством РФ целого ряда программ реформирования экономики, военно-промышленного комплекса, социальной сферы и др. Вместе с тем, определенный «перекос» при распределении налоговых доходов является одной из причин недостаточности доходной базы бюджетов во многих субъектах Российской Федерации для финансирования расходов даже на уровне минимальных социальных стандартов.

Анализ налоговых поступлений и роль налогов на доходы физических лиц нами рассмотрен на примере Краснодарского края и Ставропольского края.

В таблицах 1, 2 и рисунках 1, 2, 3, 4, 5 приведены поступления налоговых платежей в бюджетную систему России, их структура.

За исследуемый период сумма налоговых платежей по Краснодарскому краю увеличилась с 9445,1 млн. руб. в 1998 г. до 43614 млн.руб. в 2002 г. или в 4,6 раза, по Ставропольскому краю - с 4421 млн.руб. до 16796 млн.руб. соответственно или в 3,8 раза. Наблюдается стабильный ежегодный рост налоговых поступлений, так увеличение поступлений в 2002 г. к уровню 2001 г. по Краснодарскому краю 26,2%, по Ставропольскому краю - 22,8%. Сумма налоговых поступлений по Краснодарскому краю больше Ставропольского края, в 1998 г. в 2,1 раза, а в 2002 г. в 2,6 раза, превышают и темы роста поступлений (рис. 1).

За анализируемый период в структуре поступлений наибольшую долю занимает налог на добавленную стоимость, на втором месте налог на прибыль организаций и на третьем месте подоходный налог (налог на доходы физических лиц). Структура налоговых платежей за период с 1998 г. по 2002 г. по данным регионам изменилась незначительно (рис. 2 и рис. 3), и в 2002 г. между Краснодарским и Ставропольским краем отличие структуры поступлений составляет по основным налогам в 1 -3% (рис. 4 и рис. 5).

Сумма поступлений подоходного налога составила по Краснодарскому краю в 1998 г. 1519,7 млн.руб. или 16,1% и 8255,5 млн.руб. или 18,9% в 2002 г., по Ставропольскому краю его сумма в 1998 г. составила 587 млн.руб. или 13,3% и 3083 млн.руб. или 18,4% в 2002 г. В 2002 г. по сравнению с 1998 г. по обоим регионам сумма подоходного налога увеличилась в 5 раз, а к 2001 г. рост по Краснодарскому краю составил 39%, по Ставропольскому краю более высокий - 47%.

Общая сумма налоговых поступлений распределяется между федеральным и территориальным бюджетами, которые формируют краевые и местные бюджеты по регионам.

Доля налоговых платежей в федеральный бюджет по Краснодарскому краю составляет 3409,1 млн.руб. или 36,1% в 1998 г. и в 2002 г. 16645,6 млн.руб. или 38,2% от общей суммы платежей края в консолидированный бюджет России. По Ставропольскому краю сумма налоговых платежей в федеральный бюджет в 1998 г. составила 1479 млн.руб. или 33,5% и в 2002 г. 6917 млн.руб. или 41,2% от общей суммы платежей края.

Суммы поступлений по уровням бюджетов в консолидированный бюджет России по Краснодарскому и Ставропольскому краю приведены на рисунках 6, 7.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Налоговые льготы как элемент налогообложения и важнейший инструмент регулирующей налоговой политики
Сущность и функции налогов
Налоговая политика в системе налоговых отношений и категорий управления налоговым процессом
Оценка налоговой реформы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
Применение специальных режимов при налогообложении доходов малого предпринимательства в России
Вернуться к списку публикаций