2011-03-23 09:00:09
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налогообложение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица



Налогообложение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица


До 1 января 2003 года объект налогообложения по осуществляемым видам деятельности индивидуальным предпринимателям, определялся решением государственной власти субъекта РФ. В отличие от ранее действующей упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, новая система, вводимая в действие с 1 января 2003 г., позволяет индивидуальным предпринимателем самостоятельно выбирать объект налогообложения единым налогом.

Если по Закону № 222-ФЗ от 29.12.1995 г. объектом налогообложения предусматривался совокупный доход или валовая выручка, то на основании статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения могут быть только доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Начиная с 1 января 2005 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения признаются только доходы, уменьшенные на величину расходов. Таким образом, объект налогообложения в виде полученных доходов с 1 января 2005 года применяться не будет.

Различия между объектами налогообложения, применяемыми при переходе на упрощенную систему, представлены в таблице 5.


Таблица 5.

Сравнительная таблица применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения в зависимости от выбранного объекта налогообложения


Условия применения упрощенной системы налогообложения

Объект налогообложения


Доходы

Доходы, уменьшенные на величину расходов

Ставка единого налога, исчисляемого по результатам деятельности за налоговый период

6% (ст. 346.20 НК РФ)

15% (ст. 346.20 НК РФ). Перечень расходов приведен в ст. 346.16 НК РФ и является закрытым.

Порядок признания расходов в целях налогообложения

Расходы, осуществленные налогоплательщиком, не влияют на сумму налога.

Порядок определения расходов установлен в ст. 346.12 НК РФ,

Вычет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Сумма единого налога (квартальных авансовых отчислений), исчисленная исходя из налоговой базы, уменьшенная на сумму страховых взносов, уплачиваемых за этот же период времени, но не более 50% налога (квартальных авансовых платежей по налогу) (ст. 346.21 НК РФ)

Вычет не производится

Уплата минимального налога

Сумма единого налога (квартальных авансовых отчислений), исчисленная исходя из налоговой базы, уменьшенная на сумму страховых взносов, уплачиваемых за этот же период времени, но не более 50% налога (квартальных авансовых платежей по налогу) (ст. 346.21 НК РФ)

Уплачивается в порядке, предусмотренном статьей 364.18 НК РФ.

Перенос убытков на будущее

Убытки, полученные по результатам работы за налоговый период, на будущее не переносятся.

Убытки, полученные по результатам работы за налоговый период, можно перенести на будущее в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 346.18 НК РФ.


В зависимости от объекта налогообложения изменились и ставки налога. Сравнение налоговых ставок и объектов налогообложения приведено в таблице 6.


Таблица 6.

Сравнительная таблица объектов налогообложения и налоговых ставок для индивидуальных предприятий


Объект налогообложения

Ставки

Закон № 222-ФЗ

Глава 26.2 НК РФ

Совокупный доход

30%


Валовая выручка

10%


Доход

 

6%

Доходы, уменьшенные на величину расходов




Уплата квартальных авансовых платежей и налога производится по месту жительства индивидуального предпринимателя. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются индивидуальными предпринимателями не позднее 25 число месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Следовательно, уплата квартальных налоговых платежей осуществляется 25 апреля, 25 июля, 25 октября. Налоговые декларации по итогам отчетных периодов также представляются налоговым органам в указанные сроки.

Налог, исчисленный по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 30 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом.

В составе налогов с доходов физических лиц как налоги на совокупный доход (табл. 1 - 2) сумма единого налога по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности по Краснодарскому краю за исследуемый период значительно уменьшилась с 75,4 млн.руб. в 1998 г. до 27,5 млн.руб. в 2002 г., а по Ставропольскому краю увеличилась с 5,9 млн.руб. в 1998 г. до 9,9 млн.руб. в 2002 г. Резкое снижение суммы поступлений этого налога в 1999 г. по обоим регионам связано с введением регионального налога - единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Суммы поступлений налога по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности по физическим лицам предпринимателям по регионам приведены на рисунке 2.

Суммы поступлений налога по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности по регионам

Рис. 2. Суммы поступлений налога по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности по регионам


Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отельных видов деятельности

Основная задача упрощенной системы налогообложения - облегчить налоговое бремя, упростить бухгалтерский учет и отчетность в сфере малого предпринимательства. Однако проблема эффективности налогового контроля не была решена введением упрощенной системы. Если дальше рассматривать этот вопрос, то нельзя не остановиться на проблеме, с которой сталкиваются все страны мира и наиболее острой для нынешнего этапа развития России - это контроль за оборотом наличных денег. Ни для кого не секрет, что многие сделки в сфере услуг населению совершаются без всякого документирования, на этой основе занижается налогооблагаемая база по целому ряду налогов. Поэтому в 1998 г. делаются шаги, направленные на усиление контроля и повышение собираемости налогов. Это прежде всего Закон Российской Федерации от 31.07.98 г. № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес», который ввел вмененное налогообложение для данного бизнеса. В 1998 г. на федеральном уровне принимается решение о введении вмененного налога вначале для 10, в 1999 г. - для 12, а с сентября 2001 г. - еще для 12 видов деятельности. Взимание налога регулируется Законом Российской Федерации от 31.07.98 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» с учетом изменений и дополнений.

Единый налог на вмененный доход, являясь по статусу региональным, устанавливается и вводится в действие органами государственной власти субъектов РФ. В 1999 г. региональные законодательные акты по этому налогу приняты в 35 субъектах Российской Федерации, в том числе со сроком введения с 1 января в 17 субъектах, с 1 апреля - в 14 субъектах, с 1 июля - в 2 субъектах, с 01.01.2000 г. - в 2 субъектах Российской Федерации. С 1 января 1999 г. введен единый налог в Тульской, Томской, Тамбовской, Калужской, Свердловской, Ростовской, Пензенской, Оренбургской, Владимирской, Астраханской областях, Хабаровском, Ставропольском, Краснодарском краях, Республиках Марий-Эл, Мордовия и Коми, в городе и на космодроме Байконур. С 1 апреля 1999 г. Федеральный закон о едином налоге введен в действие в Брянской, Костромской, Ивановской, Орловской, Рязанской, Смоленской и ряде других областей. С 1 января 2000 г. введение единого налога осуществлено на территории Костромской и Нижегородской областей. Практически во всех остальных субъектах Российской Федерации налог начал действовать в 2001-2002 гг.

Налог на вмененный доход составляет почти 2% всех поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет, в том числе в территориальные бюджеты - более 3%.

Особенностью вмененного налога, в отличие от упрощенной системы, является то, что плательщик не имеет права выбора: если его деятельность попадает под установленный перечень, он будет обязан платить вмененный налог.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)
Налоговые теории обеспечения фискальных интересов государства
Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства
Стимулирование малого предпринимательства посредством создания особых налоговых условий. Анализ зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства
Эволюция форм налогообложения в исследованиях финансовой науки
Вернуться к списку публикаций