2011-03-23 09:00:09
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налогообложение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица



Налогообложение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица


Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства

Как альтернативу всем предложенным классификациям можно рассматривать имеющую длительную историю идею введения единого налога, которая периодически появлялась в проектах различных реформаторов и трудах экономистов разных эпох (И.Т. Посошков, Дж. Милль, Ф. Кенэ и др.). Так, в США в конце 19 века значительную поддержку получило движение за единый налог на землю; в «Коммунистическом манифесте» К. Маркса выдвигалось требование замены всех существующих видов налогов единым прогрессивным налогом. Положительный пример - введение в СССР в 1923 г. вместо множества налогов на крестьян единого сельскохозяйственного налога, что оказало позитивное действие на развитие товарно-денежного обращения. Следует отметить, что этот значительно упростивший налоговую систему налог был ориентирован не на всю совокупность налогоплательщиков, а лишь на определенную категорию - крестьян (единый налог не всегда означает, что он - единственный). Аналог такого решения - введение в конце 90-х годов в России вмененного налога, а в декабре 2001 г. - единого сельскохозяйственного налога.

Современными западными экономистами постулируется идея введения всеобщего налога на совокупные потребительские расходы взамен подоходного налога. Несостоятельность доктрины по введению единого (единственного) налога была аргументировано доказана еще в начале 20 века российскими учеными. Как подчеркивал А.А. Соколов, «множественность доходоприносящих объектов приводит и к множественности налогов», ни одна налоговая база не является всеобъемлющей.

К одной из частных теорий налогообложения можно отнести и теорию единого налога, которая периодически становится очень популярной, поскольку ее сторонники считали установление единого налога средством от всех социальных и экономических проблем. В качестве объекта налогообложения предлагались и земля, и расходы, и недвижимость, и доход, и капитал. В 19 веке американский экономист Генри Джордж (1839-1897 г.г.) рассматривал идею единого налога как средство обеспечения всеобщего достатка и социального мира.

Трудно признать правоту сторонников этой теории, поскольку каждый налог имеет какие-то свои достоинства и недостатки, причем в налоговой системе, которая состоит из совокупности налогов, недостатки одних из них компенсируются достоинствами других, чего не может быть при установлении единого налога. Но сама идея существования такого налога возможна, если он не заменяет всю налоговую систему, а охватывает некоторые виды деятельности, ограничивающейся сферой применения, например, малого бизнеса.

В нашей стране идея единого налога частично воплощена в принятом 29 декабря 1995 года Федеральном Законе «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», на основании которого некоторые малые предприятия и предприниматели, ведущие свою деятельность без образования юридического лица, могут вместо уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов уплачивать единый налог или стоимость патента.

В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.95 г. № 122-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» предусматривается возможность замены на добровольной основе совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства за отчетный период. При этом сохраняется действующая система уплаты таможенных платежей, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, единого социального налога. Важно отметить, что этот налог не входит в перечень налогов, определенных ст. 12-15 Налогового кодекса РФ, а представляет собой специальный режим налогообложения.

Определение объекта налогообложения - совокупный доход или валовая выручка, конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности, а также пропорции распределения налоговых платежей между субъектами РФ и местными бюджетами - устанавливаются решением органа государственной власти субъекта РФ.

Налоговыми органами по месту жительства на налоговый учет индивидуальных предпринимателей выдается сроком на 1 календарный год патент, который является официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения. Годовая стоимость патента устанавливается с учетом ставок единого налога в зависимости от вида деятельности. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязательств по уплате единого налога.

На основании Федерального закона субъектами Российской Федерации разрабатываются и реализуются собственные законы.

С 1 января 2003 года упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, применяемая в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», заменяется упрощенной системой налогообложения, предусмотренной главой 26.2 части второй НК РФ, которая вносит существенные изменения в налогообложение малого бизнеса.

В таблице 3 приведены основные элементы упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей, действующей с 1 января 2003 года.


Таблица 3.

Упрощенная система для индивидуальных предпринимателей, действующая с 01.01.2003 г.


Элемент налога

Содержание элемента налога в НК РФ

1. Право применения упрощенной системы

Отсутствие препятствующих условий (кроме указанных в п.п. 2-3 данной таблицы); доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ по итогам 9 месяцев года, в котором подается заявление, не превысил 11 млн. руб. (без НДС и налога с продаж) (ст. 346.12 НК РФ)

2. Кто не попадает под действие «упрощенки»

1) индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных;

2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

3) нотариусы, занимающиеся частной практикой;

4) индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

5) индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 НК РФ или на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии с гл. 26.1 НК РФ (п. 3 ст. 346.12 НК РФ)

3. Ограничения по численности

До 100 человек - средняя численность (п.п. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ)

4. Порядок получения права применения упрощенной системы

Уведомительный: индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему, подают заявление в налоговый орган по месту жительства (ст. 346.13 НК РФ). По результатам рассмотрения заявления налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения.

5. Срок подачи заявления

с 1 октября до 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик переходит на упрощенную систему, вновь зарегистрированные - одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах (п. 1,2 ст. 346.13 НК РФ)

6. Уплату каких налогов заменяет упрощенная система

Заменяет только:

- НДФЛ от предпринимательской деятельности;

- НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товара на таможенную территорию РФ);

- налог с продаж;

- налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности:

ЕНС (кроме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) (п. 3 ст. 346.11 НК РФ)

7. Отчетный период

Уплата за 1 квартал, 9 месяцев с предоставление декларации по квартальным авансовым платежам не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего квартала - соответственно не позднее 25 апреля, 25 июля, 25 октября нарастающим итогом с начала года (ст. 346.19, п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК РФ)

8. Налоговый период

Календарный год (ст. 346.19 НК РФ) с уплатой предоставлением деклараций индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 346.23 НК РФ)

9. Налоговая декларация

Форма налоговой декларации, подаваемой по итогам отчетного и налогового периода и порядок её заполнения, утверждены приказом МНС России от 12.11.2002 №БГ-3-22/647

10. Срок применения упрощенной системы

Один год (без права отказа). В случае перехода на общий режим с нового календарного года налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим (п. 3.6 ст. 346.13 НК РФ). Форма уведомления об отказе от применения упрощенной системы утверждена приказом - МНС России от 19.09.2002 № ВГ-3-22/495

11. Условия потери права применения упрощенной системы в течение налогового периода

Превышение дохода (весь доход от предпринимательской деятельности) 15 млн. руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) иные условия для предпринимателей прямо не предусмотрены. В случае перехода на общий режим налогообложения по причине превышения выручки предприниматель обязан сообщить об этом в налоговый орган в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором доход превысил установленные ограничения (п. 5 ст. 346.12 НК РФ). Форма сообщения об утрате права на применение упрощенной системы утверждена приказом МНС России от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495.

12. Последствия утраты права (отказа) от применения упрощенной системы.

Не ранее, чем через 1 год после утраты права на применение упрощенной системы, вправе перейти вновь на упрощенную систему (п.7 ст. 346-13 НК РФ в ред. от 31.12.2002 г. № 191-ФЗ).

13. Объект налогообложения

По выбору налогоплательщика:

- доходы;

- доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.14 НК РФ);

С 01.01.2005 г. - только доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ).

14. Возможность смены объекта налогообложения

В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на -упрощенную систему налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система, (п. 1 ст. 346.13 НК РФ в ред. от 31.12.2002 г. № 191-ФЗ).

] 5. Ставки налога

С дохода - 6%; с дохода, уменьшенного на величину расходов - 15% (ст. 346.20 НК РФ), но не меньше 1% дохода (если исчисленная сумма меньше 1% дохода - рассчитывается минимальный налог п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

16. Возможность уменьшения налоговой базы

В случае выбора в качестве объекта налогообложения доходов (ставка 6%) сумма налога может быть уменьшена на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за тот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50% (п.3 ст. 346.21 НК РФ).

17. Возможность снижения ставок налога органами власти субъектов РФ.

Не предусмотрена.

18. Формы ведения налогового учета.

Ведется налоговый учет показателей деятельности с помощью книги доходов и расходов, утвержденной приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606. Особый налоговый учет расходов (ст. 346.16 НК РФ) в случае выбора в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов.


В таблице 4 приведены ограничения для применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями, установленные главой 26.2 Законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ в сравнении с ранее действующей системой налогообложения, учета и отчетности.


Таблица 4.

Сравнительная таблица ограничений, установленных для применения упрощенной системы налогообложения (УСН) индивидуальными предпринимателями


После 1 января 2003 г. не имеют право применять УСН (ст. 346.12 главы 26.2 НК РФ)

До 1 января 2003 г. не имеют право применять УСНУО (Закон № 222-ФЗ)

Индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров

Ограничений не установлено

Индивидуальные предприниматели, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых

Ограничений не установлено

Индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом

Ограничений не установлено

Нотариусы, занимающиеся частной практикой

Ограничений не установлено

Индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции

Ограничений не установлено

Индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде ЕНВД

Не содержит прямого ограничения

Индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога

Не содержит прямого ограничения

Индивидуальные предприниматели, средняя численность работников у которых не превышает 100 человек.

Индивидуальные предприниматели, у которых предельная численность работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) составляет 15 и более человек

Индивидуальные предприниматели, доход которых за налоговый период превышает 15 млн. руб.

Совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором подается заявление о переходе на упрощенную систему, превышает стотысячекратный МРОТ, установленный законодательством РФ.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость и их классификация
Оценка налоговой реформы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
Общие черты бюджетного федерализма западных стран
Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации
Совершенствование налогового администрирования как одно из направлений повышения эффективности налоговой политики
Вернуться к списку публикаций