2011-03-23 09:00:09
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налогообложение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица



Налогообложение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица


Налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей

В конце 80-х - начале 90- годов Россия приступила к реформированию экономики, внедряя рыночный механизм хозяйствования. Учитывая, что экономика развитых стран основана на устойчивой деятельности малого и среднего бизнеса, в Российской Федерации создано и развивается в последние годы правовое поле по его поддержке.

Прежде всего, ст. 34 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на занятие предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое извлечение дохода от использования имущества, продажи товаров, оказания услуг и выполнения работ гражданами без образования юридического лица, зарегистрированными в этом качестве в порядке, установленном законом.

В соответствии со ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны в течение 10 дней после их государственной регистрации встать на налоговый учет в налоговом органе по месту жительства.

Физические лица - индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в этом качестве в установленном порядке, в соответствии с НК РФ гл. 23, облагаются налогом на доходы, полученные от занятий указанной деятельностью без образования юридического лица, по ставкам в размере 13%. Налоговая база в отношении доходов определяется как денежное выражение упомянутых доходов, уменьшенных на налоговые стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты.

Наиболее существенными для индивидуальные предпринимателей являются профессиональные налоговые вычеты, установленные ст. 221 НК РФ, т.к. они непосредственно связаны с налогообложением доходов от деятельности этих налогоплательщиков.

Прежде всего, эти вычеты из указанных доходов при определении налоговой базы производятся в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности.

Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В течение года индивидуальный предприниматель производит уплату авансовых платежей по предварительной налоговой декларации. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

- за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

- за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

- за октябрь-декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой суммы авансовых платежей.

Суммы поступлений налогов с доходов граждан по Краснодарскому краю и Ставропольскому краю приведены в таблицах 1 и 2, на рисунке 1.

Общая сумма поступлений подоходного налога с физических лиц предпринимателей за анализируемый период имеет тенденцию увеличения по обоим регионам. В месте с тем, удельный вес налога с физических лиц предпринимателей в общей сумме поступлений подоходного налога с физических лиц уменьшился по Краснодарскому краю с 5,1% в 1998 г. до 3,2% в 2002 г., по Ставропольскому краю с 9,1% в 1998 г. до 1,4% в 2002 г. Уменьшение доли поступлений данного налога связано с введением в 1998 г. особых режимов налогообложения физических лиц предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица в виде упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Суммы поступлений подоходного налога с физических лиц предпринимателей по Краснодарскому краю и Ставропольскому краю

Рис. 1. Суммы поступлений подоходного налога с физических лиц предпринимателей по Краснодарскому краю и Ставропольскому краю


Таблица 1.

Поступление налогов с доходов граждан по Краснодарскому краю


 

Показатель

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2002 г. в % к

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

1999 г.

2001 г.

1. Всего подоходного налога(налога на доходы физических лиц гл. 23 НК РФ)

1519,7

93,1

2528,2

90,2

3859,6

89,6

5928,8

89,0

8255,5

90,3

326,5

139,2

в т.ч. а) от работодателей (с предприятий)

1437,1

88,0

2442,5

87,1

3711,5

86,1

5658,6

84,9

7964,4

87,2

326,1

140,7

б) с физических лиц предпринимателей

82,6

5,1

85,7

3,1

148,1

3,4

270,2

4,1

291,1

3,2

339,7

107,7

2. Налоги на совокупный доход

113

6,9

274,9

9,8

449,7

10,4

734,7

11,0

882,6

9,7

321,1

120,1

а) единый налог по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности (патент)

75,4

4,6

19,1

0,7

26,2

0,6

32,5

0,5

27,5

0,3

144,0

84,6

б) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности

37,6

2,3

255,8

9,1

423,5

9,8

702,2

10,5

855,1

9,4

334,3

121,8

Итого налогов с доходов граждан

1632,7

100,0

2803,1

100,0

4309,3

100,0

6663,5

100,0

9138,1

100,0

326,0

137,1


Таблица 2.

Поступление налогов с доходов граждан по Ставропольскому краю


Показатель

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2002 г. в % к

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

1999 г.

2001 г.

1. Всего подоходного налога(налога на доходы физических лиц гл. 23 НК РФ)

586,7

99,0

881,2

89,9

1354,8

90,4

2094,5

89,8

3083,0

90,9

349,9

147,2

в т.ч. а) от работодателей (с предприятий)

532,5

89,9

853,4

87,0

1323,7

88,4

2053,5

88,0

3035,0

89,5

355,6

147,8

б) с физических лиц предпринимателей

54,2

9,1

27,8

2,8

31,1

2,1

41,0

1,8

48,0

1,4

172,7

117,1

2. Налоги на совокупный доход

5,9

1,0

99,3

10,1

143,2

9,6

238,9

10,2

307,1

9,1

309,3

128,5

а) единый налог по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности (патент)

5,9

1,0

2,3

0,2

4,6

0,3

6,8

0,3

9,9

0,3

430,4

145,6

б) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности

0

0,0

97

9,9

138,6

9,3

232,1

9,9

297,2

8,8

306,4

128,0

Итого налогов с доходов граждан

592,6

100,0

980,5

100,0

1498

100,0

2333,4

100,0

3390,1

100,0

345,8

145,3


Два режима налогообложения доходов физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ определяют два источника поступлений налога на доходы физических лиц: от работодателей как налоговых агентов и уплачивается физическими лицами предпринимателями самостоятельно на основании подаваемой декларации и расчетов, производимых налоговыми органами.

Как видно из данных таблиц 1, 2 и рисунка 1 сумма поступлений от физических лиц предпринимателей по Краснодарскому краю в 2002 г. в 6 раз больше суммы поступлений по Ставропольскому краю. Общая сумма поступлений налога на доходы физических лиц по Краснодарскому краю в 2,7 раза больше, чем по Ставропольскому краю. Следовательно, на территории Краснодарского края шире развита сеть предпринимательской деятельности осуществляемой физическими лицами.

Мы рассмотрели классический порядок налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей, определяемый главой 23 НК РФ. Однако, в настоящее время действуют еще два метода налогообложения указанных доходов: единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства (введен с 1996 г.), и единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (введен в 1999 г.).



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Акцизное налогообложение
О налогообложении ценных бумаг - проблемы и перспективы
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)
Общие черты бюджетного федерализма западных стран
Политика формирования и распределения налогового бремени в России
Вернуться к списку публикаций