2011-03-22 09:00:42
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)



Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)


Итоги декларационных компаний, проводимых по уплате подоходного налога участниками налоговых отношений по Краснодарскому краю и Ставропольскому краю приведены в таблицах 5 и 6.


Таблица 5.

Итоги декларационных компаний, проводимых по уплате подоходного налога в Краснодарском крае


Показатель

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2002 г. в % к

1998 г.

2001 г.

1. Всего получено деклараций о совокупном доходе, шт.

195994

195487

84098

66879

63245

32,3

94,6

в т.ч. от лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

164035

165783

53662

37360

31320

19,1

83,8

частных нотариусов

220

220

221

233

253

115,0

108,6

имеющих доходы от нескольких источников

21052

17723

18001

17986

28522

135,5

158,6

прочих физических лиц

10687

11761

12214

11300

3150

29,5

27,9

2. Общая сумма валовых доходов, всего млн.руб.

4308

6994

4099

6365

11174

259,4

175,6

в т.ч. от лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

3352

5806

2398

3210

5266

157,1

164,0

частных нотариусов

140

108

114

109

151

107,9

138,5

имеющих доходы от нескольких источников

730

928

1267

2177

5034

689,6

231,2

прочих физических лиц

86

152

320

869

723

840,7

83,2

3. Сумма облагаемого налогом дохода, тыс.руб.

1714

2748

1610

3156

3545

206,8

112,3

в т.ч. от лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

932

1773

202

535

391

42,0

73,1

частных нотариусов

99

69

74

56

91

91,9

162,5

имеющих доходы от нескольких источников

606

771

1052

1750

2408

397,4

137,6

прочих физических лиц

77

135

282

815

655

850,6

80,4

4. Сумма подоходного налога, подлежащая к доплате, млн.руб.

49,4

60,9

10,2

160,2

173,0

350,2

108,0

в т.ч. от лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

21,0

25,8

2,6

17,5

18,1

86,2

103,4

частных нотариусов

6,3

9,8

1,8

6,6

5,7

90,5

86,4

имеющих доходы от нескольких источников

16,8

15,2

2,4

33,9

84,7

504,2

249,9

прочих физических лиц

5,3

10,1

3,4

102,2

64,5

1217,0

63,1

5. Физические лица, привлеченные за нарушение порядка декларирования своих доходов, человек

7429

5399

3507

2980

1143

15,4

38,4

б. Сумма наложенных штрафов, тыс. руб.

1886

1037

738

626

653

34,6

104,3


Таблица 6.

Итоги декларационных компаний, проводимых по уплате подоходного налога в Ставропольском крае


Показатель

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2002 г. в % к

1998 г.

2001 г.

1. Всего получено деклараций о совокупном доходе, шт.

90426

84210

29312

28633

52319

57,9

182,7

в т.ч. от лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

74610

70008

17815

18185

23754

31,8

130,6

частных нотариусов

100

106

106

104

109

109,0

104,8

имеющих доходы от нескольких источников

11023

9067

8898

8137

26341

239,0

323,7

прочих физических лиц

2827

3358

2486

2185

2008

71,0

91,9

2. Общая сумма валовых доходов, всего млн. руб.

2591

3123

2073

3409

4880

188,3

143,2

в т.ч. от лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

2155

2719

1408

2294

2638

122,4

115,0

частных нотариусов

66

53

51

100

64

97,0

64,0

имеющих доходы от нескольких источников

358

310

589

905

2150

600,6

237,6

прочих физических лиц

12

41

25

110

28

233,3

25,5

3. Сумма облагаемого налогом дохода, млн.руб.

2591

3123

717

923

1006

38,8

109,0

в т.ч. от лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

2156

2719

201

261

334

15,5

128,0

частных нотариусов

66

53

32

28

35

53,0

125,0

имеющих доходы от нескольких источников

358

310

469

607

620

173,2

102,1

прочих физических лиц

11

41

15

27

17

154,5

63,0

4. Сумма подоходного налога, подлежащая к доплате, млн.руб.

20,4

94,7

26,5

152,7

131,6

645,1

86,2

в т.ч. от лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

11,0

40,6

8,2

41,1

44,5

404,5

108,3

частных нотариусов

2,8

14,3

1,4

7,1

4,8

171,4

67,6

имеющих доходы от нескольких источников

6,3

36,7

16,3

104,1

82,0

1301,6

78,8

прочих физических лиц

0,3

3,1

0,6

0,4

0,3

100,0

75,0

5. Физические лица, привлеченные к ответственности за нарушение порядка декларирования своих доходов, человек

2572

1431

1118

418

603

23,4

144,3

6. Сумма наложенных штрафов, тыс.руб.

647

354

242

105

97

15,0

92,4


Результаты исследования показывают общую тенденцию снижения подаваемых деклараций о совокупном доходе, что связано с отменой обязательных деклараций по итогам 2000 г. По категориям лиц, осуществляющим предпринимательскую деятельность снижение подачи деклараций произошло за пять лет по Краснодарскому краю в пять раз, по Ставропольскому краю - в три раза, тж. часть из них в обязательном порядке была переведена на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Увеличилось число деклараций по лицам, имеющим доходы от нескольких источников, так по Краснодарскому краю это увеличение составило 35,5% к 1998 г. и 58,6% к 2002 г., а по Ставропольскому краю увеличение составило в 2,3 раза и в 3,2 соответственно. Увеличилась общая сумма валовых доходов получаемых физическими лицами по обоим регионам. Сумма налога подлежащего к доплате по результатам декларационной компании увеличилась по Краснодарскому краю в 3,5 раза к 1998 г. и незначительно, на 8%, к 2002 г., а по Ставропольскому краю сумма налога подлежащего к доплате к 1998 г. увеличилась в 6,5 раза, а к 2001 г. снизилась на 14%, что объясняется изменениями облагаемых доходов по категориям физических лиц. С принятием части первой Налогового кодекса РФ по всем годам исследуемого периода наблюдается сокращение числа лиц привлекаемых к ответственности за нарушение порядка декларирования своих доходов. Так сумма наложенных штрафов по Краснодарскому краю снизилась в 3 раза, а по Ставропольскому краю в 6 раз.

Сравнительные данные по итогам декларационных компаний в сравнении по двум регионам приведены на рисунках 2 и 3.

Численность физических лиц декларирующих свои доходы в Краснодарском крае на 21% больше, чем в Ставропольском крае. Сумма подоходного налога подлежащего к доплате на 31% больше.

Сравнительные данные количества полученных деклараций о совокупном доходе физических лиц

Рис. 2. Сравнительные данные количества полученных деклараций о совокупном доходе физических лиц

Сравнительные данные по суммам подоходного налога, подлежащего к доплате

Рис. 3. Сравнительные данные по суммам подоходного налога, подлежащего к доплате


Результаты декларационных компаний, проводимых в Краснодарском крае за последние 2 года представлены в таблице 7.


Таблица 7.

Итоги декларирования по налогу на доходы физических лиц по Краснодарскому краю (по состоянию на 01.07.03 года)


Показатель

2002 г.

2003 г.

Изменение




абсолютное

%

1

2

3

4

5

Количество полученных деклараций о доходах физических лиц, шт.

58067

54699

-3368

94,2

1) Количество полученных деклараций о доходах физических лиц, по которым исчислена доплата, шт.

36967

27716

-9251

75,0

Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащего к доплате в бюджет по полученным декларациям по данным налогоплательщика, тыс.руб.

99231

122582

23351

123,5

Доплата в бюджет на одну декларацию, руб.

2091

4423

2332

211,5

Доначисленная в бюджет сумма налога и налоговых санкций по результатам проверки деклараций, тыс.руб.

5508

8747

3239

158,8

2) Количество деклараций о доходах, по которым по данным налогоплательщика исчислен возврат налога на доходы физических лиц из бюджета, шт.

21100

26983

5883

127,9

из них: а) количество деклараций, в которых заявили о предоставленных налоговых вычетах при продаже имущества, шт.

2363

2499

136

105,8

Сумма имущественных налоговых вычетов при продаже имущества, тыс.руб.

1536112

1200215

-335897

78,1

б) количество деклараций, в которых заявили о предоставлении имущественных налоговых вычетов при приобретении жилья, шт.

7300

9032

1732

123,7

Сумма имущественных налоговых вычетов при приобретении имущества, тыс.руб.

589347

737111

147764

125,1

в) Количество деклараций, в которых заявили социальный налоговый вычет на обучение, шт.

10024

14119

4095

140,9

Сумма социальных налоговых вычетов на обучение, тыс.руб.

111434

184658

73224

165,7

г) Количество деклараций, в которых заявили социальный налоговый вычет на лечение, шт.

529

383

-146

72,4

Сумма социальных налоговых вычетов на лечение, тыс.руб.

3637

10642

7005

292,6

Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащего возврату из бюджета по данным налогоплательщика, тыс.руб.

90280

129554

39274

143,5

Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащего возврату из бюджета по данным налогового органа, тыс.руб.

66689

117380

50691

176,0


С принятием налога на доходы физических лиц гл. 23 Налогового кодекса РФ для получения имущественных вычетов количество поданных деклараций увеличилось:

- при продаже имущества на 136 шт., вместе с тем, сумма таких вычетов уменьшилась на 335,9 млн.руб. или на 22%;

- при приобретении жилья число деклараций увеличилось на 1732 шт. и сумма вычетов увеличилась на 147,7 млн.руб. или на 25%.

Противоречивость данных подтверждает желание и возможность улучшения жилищных условий за счет продажи по более низкой цене устаревшего жилья и приобретение или строительство нового. Таким образом, можно сказать, что условия имущественных вычетов, установленные Налоговым кодексом значительно увеличивают право и возможности на получение имущественной льготы, чем это было установлено ранее при уплате подоходного налога.

Для получения социальных вычетов на обучение число деклараций увеличилось за 1 год на 40,9 % и сумма вычетов увеличилась на 73,2 тыс.руб. и

составила по краю в 2003 г. (по итогам 2002 г.) 184,6 млн.руб. или увеличилась на 65,7%.

Всего 383 декларации по краю подано на получение социальных вычетов на лечение, что на 146 шт. меньше прошлого года, в месте с тем, сумма вычета увеличилась на 7 млн.руб. или в 2,9 раза больше прошлого 2002 г.

Общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащего возврату из бюджета составила по данным налоговых органов в 2003 г. 117,4 млн.руб., что на 76% больше 2002 г.

Основным недостатком в предоставлении социальных и имущественных вычетов по нашему мнению является предоставление налоговых вычетов на основании поданной декларации через налоговые органы по истечению налогового периода, в котором были произведены данные расходы налогоплательщиком. Кроме этого, для получения данных вычетов необходимо в соответствии с требованиями налогового кодекса предоставить документы, на получение которых у налогоплательщиков уходит много времени. Мы согласны с мнением работников налоговой службы, департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц МНС России об упрощении процедуры предоставления таких вычетов.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Понятие и виды косвенных налогов
Политика формирования и распределения налогового бремени в России
Налоговая политика в системе налоговых отношений и категорий управления налоговым процессом
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)
Налоги в системе государственного финансового и бюджетного регулирования
Вернуться к списку публикаций