2011-03-22 09:00:42
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)



Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)


Как видно из приведенных норм Налогового кодекса РФ, число социальных вычетов значительно расширено и налоговая база может быть уменьшена на крупную сумму.

Все социальные вычеты предоставляются только по окончании налогового периода (года) при подаче физическим лицом налоговой декларации в налоговый орган на основании письменного заявления и документов, подтверждающих фактически произведенные расходы на все перечисленные цели, а также документов, подтверждающих статус соответствующих медицинских и образовательных учреждений.

Имущественные налоговые вычеты, изложенные в ст. 220 НК РФ - это ранее действовавшие льготы при покупке и строительстве жилья (подпункт «В» п. 6 ст. 3 Закона РФ № 1998-1), а также при продаже имущества, принадлежащего на праве собственности (подпункт п.6 ст. 3 Закона РФ №1998-1). Эти вычеты изменились по сравнению с льготами, действующими ранее, в сторону увеличения, что значительно улучшает положение налогоплательщиков.

К имущественным налоговым вычетам относятся:

- суммы полученные от продажи жилья (домов, квартир, дач, садовых домиков) и земельных участков, если эти объекты находились в собственности не менее 5 лет, но в размере не более 1 млн. руб. в год (ранее этот вычет предоставлялся в размере 417,5 тыс. руб.);

- суммы, полученные от продажи иного имущества, если оно находилось в собственности менее 3 лет, но в размере не более 125 тыс. руб. (ранее вычет составил 83,5 тыс. руб.). В случае продажи имущества позже 5 и 3 лет вычет принимается в суммах, фактически вырученных от его продажи. Вычеты в суммах соответственно 1 млн. руб. и 125 тыс. руб. могут заменяться продавцом имущества фактически произведенными и документально подтвержденными расходами, связанными с получением доходов от продажи этого имущества;

- суммы, израсходованные на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, а также на погашение процентов по ипотечному банковскому кредиту, полученному и израсходованному на указанные цели. Размер этих доходов должен быть подтвержден документально. Налоговый вычет предоставляется в сумме, не превышающей 600 тыс. руб., а с 1 января 2003 г. - 1 млн. руб., без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечному банковскому кредиту, израсходованному на строительство и приобретение жилья. Повторное предоставление данного вычета не допускается. Новшеством является то, что если вычет в налоговом периоде не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.

Данный вычет предоставлялся до 01.01.2001 г. в размере 5000-кратного МРОТ (417,45 руб.) за три года подряд с года начала строительства или приобретения жилья, квартиры, дачи, садового домика, а также сумм погашенных банковских кредитов и процентов по ним, в общей сумме, не превышающей доход за эти же три года.

Однако, с 2001 года вообще не предоставляются вычеты на расходы по строительству или приобретению дач или садовых домиков. Работодатели не предоставляют эти вычеты, как это было при исчислении подоходного налога. Вместе с тем, эти вычеты увеличены по предельным размерам и не имеют временных ограничений.

Профессиональные налоговые вычеты, установленные статьей 221 Налогового кодекса РФ, представляют собой документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с получением дохода от осуществления предпринимательской деятельности или частной практики, выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, доходов по авторским вознаграждениям.

Для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, введена новая форма, которая предусматривает, что если налогоплательщик не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, то профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. В ранее действовавшем законодательстве такой нормы не было.

Законом также установлено, что к расходам индивидуальных предпринимателей относятся сумма НДС, налог с продаж и другие налоги, уплаченные в связи с занятием предпринимательской деятельностью, за исключением налога на доходы.

Так же, как и ранее, физические лица, получающие авторское вознаграждение, имеют право на вычет в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. А если эти расходы не могут быть подтверждены документально, то они принимаются к вычету в соответствии со ст. 221 НК РФ по нормативам в размере от 20 до 40% к сумме начисленного дохода.

В практике взимания налога на доходы физических лиц сложилось два основных метода определения величины облагаемого налога и суммы налога - учетный и декларационный. Каждый метод имеет свой документооборот, свои сроки, особенности расчета, своих исполнителей.

Учетный метод. Еще его называют расчетом налога у источника выплаты дохода. Он считается наиболее распространенным и применяется при исчислении налога по основному месту работы граждан, по совместительству, по гражданско-правовым договорам и т.п.

Исчисление, удержание и уплата налога производится налоговым агентом, т.е. организацией, от которой налогоплательщик получил доходы. Это может быть российская организация, индивидуальный предприниматель или иностранное представительство иностранной организации в Российской Федерации. Сумма налога определяется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам календарного месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, с зачетом удержанных сумм налога за предыдущие месяцы текущего налогового периода. Сумма налога, исчисляемая по другим ставкам, определяется налоговым агентом отдельно. Налоговые агенты обязаны перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. Все налоговые агенты должны представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах удержанного налога один раз в год - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Декларационный метод. Получение гражданином доходов из нескольких источников или возникновение права на вычеты приводит к необходимости перерасчета за год для налогообложения посредством декларирования гражданами своих доходов. Такой порядок предусмотрен для того, чтобы правильно исчислить величину вычетов и налогооблагаемую базу. Уплаченные в течение года суммы налога на доходы физических лиц вычитаются из суммы налога, начисленного по данным декларации, которая и служит документом налоговой отчетности.

Декларация о доходах за год подается в налоговую инспекцию по месту жительства гражданина не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Различают две группы декларантов.

К первой группе относятся предприниматели без образования юридического лица независимо от величины облагаемого дохода, налогообложение которых осуществляется налоговыми органами.

Вторая группа включает физических лиц в случае, если:

- доход получен от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основании договоров гражданско-правового характера;

- налогоплательщики имеют право на получение социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов;

- при получении дохода от налогового агента не был удержан налог;

- физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получили доходы от источников за пределами Российской Федерации.

При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения дохода признается последний день месяца, за который работнику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом), до 01.01.01 г. датой фактического получения дохода считалась дата выплаты зарплаты (такой порядок действовал только с 04.01.98 г.), т.е. вернулся прежний порядок определения даты фактического получения дохода, который действовал все годы с момента возникновения подоходного налога, за исключением 1998-2000 г.г. Это означает, что объект обложение налогом за доход возникает независимо от факта получения зарплаты работником. То есть если зарплата начислена работнику за какой-либо месяц, то налог обязательно должен быть удержан с работника в последний день этого месяца. Таким образом, не исключается ситуация уплаты налога с реально неполученных доходов.

Налоговые агенты должны учитывать основания уплаты доходов - трудовой договор или гражданско-правовой договор (по которому день получения дохода в денежной форме - день выплаты). При этом уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

В иных случаях дата фактического получения дохода определяется как день:

- выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счет физического лица в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении дохода в денежной форме;

- передачи доходов в натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме;

- уплаты физическим лицом процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды.

В соответствии со ст. 229 НК РФ, налоговую декларацию должны представить те налогоплательщики, которые указаны в ст. 227 и 228 НК РФ, т.е. индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, другие лица, занимающиеся частной практикой, а также физические лица, получившие в налоговом периоде доходы по договорам гражданско-правового характера от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами; физические лица, получившие доходы из источников, находящихся за пределами РФ; физические лица, получившие другие доходы, если налоговыми агентами не были удержаны налоги с этих доходов.

Остальные налогоплательщики подают налоговую декларацию в добровольном порядке. Однако, по нашему мнению, эта добровольность носит несколько условный характер. Если налогоплательщик захочет воспользоваться социальными и имущественными вычетами либо пересчитать налоговую базу в связи с тем, что стандартные вычеты ему не предоставлялись или предоставлялись в меньшем размере, чем это предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то он должен в обязательном порядке подать декларацию в налоговый орган, несмотря на то, что на это физическое лицо не возложена обязанность представлять налоговую декларацию. В противном случае вычеты ему не будут предоставлены, и не будет пересчитываться налоговая база.

Если до 2001 года лица, являющиеся работниками нескольких предприятий, и лица, получающие доход из нескольких источников (при превышении их дохода уровня, предусматривающего минимальную ставку налога), должны в обязательном порядке подавать по итогам года декларацию в налоговый орган по месту жительства, то в Налоговом кодексе РФ эта обязанность не предусмотрена.

Кроме деклараций, основанием для налогообложения являются материалы обследования деятельности граждан, производимого налоговыми органами. Такими материалами являются акты проверок документов, обследований помещений, опросов покупателей, заказчиков, полученные оперативным путем данные, а также сведения, полученные от предприятий, учреждений и физических лиц. Необходимо иметь в виду, что данные, внесенные в декларацию, должны подтверждаться документами о полученных доходах и расходах, понесенными по их извлечению. Закон «О подоходном налоге с физических лиц» с 01.01.99 г. и Налоговый кодекс РФ обязывает граждан, которые должны декларировать совокупный доход, систематически вести учет полученных доходов и расходов, при этом предприниматели - по форме, согласованной с налоговыми органами, а остальные граждане - по произвольной форме.

В таблице 4 и рис. 1 приведены участники налоговых платежей по налогам на доходы физических лиц.

Число предприятий, выполняющих роль налоговых агентов в Краснодарском крае за последние пять лет колебалось от 80 тыс. до 68 тыс., их число снизилось в связи с переходом части налогоплательщиков на уплату налогов по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Увеличилась численность предпринимателей физических лиц со 157 тыс. человек в 1998 г. до 190 тыс. человек в 2002 г. или на 21%.


Таблица 4.

Участники налоговых платежей по налогам на доходы физических лиц по Краснодарскому краю


Показатель

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

1. Количество предприятий (налоговых агентов), единиц

70503

79869

71128

68429

68796

2. Численность предпринимателей физических лиц человек, всего

157484

150754

167210

180092

190614

из них уплачивающие подоходный налог по декларации

142469

52862

51757

41019

39728

единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности

 

89776

108537

133482

146669

по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности (патент)

15015

8116

6916

5591

4217


Численность предприятий налоговых агентов по Краснодарскому краю, осуществляющих удержание налога на доходы физических лиц

Рис. 1. Численность предприятий налоговых агентов по Краснодарскому краю, осуществляющих удержание налога на доходы физических лиц



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Оптимизация межбюджетных отношений в налогообложении
Налоговые теории обеспечения фискальных интересов государства
Совершенствование налоговой политики в период глобализации экономики Российской Федерации
Трансформация налоговой системы России (1861-1916)
Развитие теоретических подходов к оптимизации налогового бремени
Вернуться к списку публикаций