2011-03-22 09:00:42
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)



Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)


Плоская шкала подоходного налога вступает в противоречие с регрессивной шкалой единого социального налога. Необходимо, чтобы ставки единого социального налога были тесно связаны с прогрессией ставок подоходного налога. Это требует примерно тех же параметров прогрессии ставок подоходного налога, какова регрессия единого социального налога, т.е. необходима зеркальная регрессия. Кроме всего прочего, это не позволит недобросовестным работодателям, платя низкую зарплату своим работникам, уходить от высоких ставок единого социального налога, перекладывая зарплату большинства работников на нескольких человек.

Пониженную плоскую ставку подоходного налога в размере 13% следовало бы установить только по тем видам деятельности, где действительно скрываются огромные доходы из-за высоких ставок налогообложения.

Все ставки, принятые налоговым законодательством, являются нормативными и показывают наличие или отсутствие прогрессии, её минимальную и максимальную границы. Поэтому для проведения экономического анализа целесообразно использовать средние и реальные ставки. Эти ставки искусственно выведены и характеризуют удельный вес налогового платежа в доходе гражданина. Средние и реальные ставки отражают общую величину платежа с налогооблагаемого и совокупного (валового) доходов, по ним можно подсчитать налоговую нагрузку и налогоспособность гражданина.

Налогоспособность гражданина как возможность платить налоги необходимо учитывать при реформировании подоходного налогообложения. Без её учета никакие социальные льготы или низкие ставки не смогут обеспечить выполнение перераспределительной функции подоходным налогом, а значит, будет поставлено под сомнение эффективность его применения.

Некоторые зарубежные налоговые системы тоже используют дифференциацию в подоходном обложении, когда к доходам в зависимости от характера источника их получения (активные и пассивные доходы) применяются различные ставки, реализуя таким образом регулирующую и стимулирующую функции налога.

Однако, наиболее близко к выполнению этих функций подходит другой элемент подоходного налога - льготы, которые в Налоговом кодексе названы вычетами. Их можно классифицировать по различным критериям: по наличию ограничений (частичные, полные, общие, специальные, нормированные); по социальному положению (семейные, возрастные, необлагаемый минимум); по экономической характеру (нормативные, фактические, целевые); по величине дохода (равные, пропорциональные, регрессивные); по механизму учета (изъятия, скидки, вычеты, «налоговый кредит»).

Критерий классификации льгот или вычетов по механизму учета требует пояснения, поскольку показывает не только размеры предоставляемой льготы, но и направленность при формировании базы налогообложения. Каждый вид льготы влияет на уменьшение определенного элемента налога, а поэтому занимает определенное место в механизме расчета налогооблагаемой базы.

Изъятия (ИЗ) - доходы, полностью освобождаемые от налогообложения. Они затрагивают непосредственно объект налогообложения и уменьшают валовой доход, т.е. не учитываются при подсчете величины совокупного дохода (пенсии, стипендии, подарки от физических лиц и т.д.).

Скидки (СК) отличаются от изъятий тем, что льготируемая величина дохода ограничена определенным уровнем (продажа имущества, «материальная выгода», призы и т.д.), превышение которого включается в совокупный доход. Эти доходы облагаются частично.

Вычеты (Выч.) представляют собой суммы расходов гражданина (предпринимательские расходы, отчисления на благотворительные цели, новое строительство и приобретение жилья, расходы на содержание детей до 18 лет и т.п.) и уменьшают базу обложения.

Среди вычетов особое место занимает льгота в виде необлагаемого минимума дохода. Это самая старейшая льгота в истории подоходного обложения, необходимость которой утверждали еще классики налоговой теории. Тот факт, что не весь полученный доход должен составлять базу налогообложения, уже не оспаривается. Трудности вызывает определение величины этого дохода. Зарубежные налоговые системы решают проблему по-разному: применение стандартной скидки (США, Германия), коэффициентов (Франция), минимальной оплаты труда (Россия).

«Необлагаемый минимум» бывает индивидуальным, т.е. характеризующим установленный государственный норматив расходов, предназначенный для удовлетворения необходимых текущих потребностей самого гражданина, а также семейным - на детей и может предоставляться двумя способами:

- фиксированным - ежемесячный вычет из дохода гражданина, имеющего особый социальный статус, установленный государством нормативной величины (3000 руб. или 500 руб.) независимо от размера этого дохода;

- регрессивно-накопительным - ежемесячный вычет установленного норматива в зависимости от величины дохода гражданина для всех работающих граждан и граждан, имеющих детей.

Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, по сравнению с ранее действующим законодательством, незначительно изменился и приведен в статье 217 НК РФ. Большинство льгот сохранено, но они систематизированы по группам. Кроме того, уточнен порядок предоставления вычетов (льгот), а также расширен перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы.

Например, начиная с 2001 года не подлежат налогообложению суммы, уплаченные работодателями за счет средств, оставшихся в распоряжении предприятий после уплата налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих сотрудников, их супругов, родителей и их детей, при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.

Также с 01.01.01 г. налогообложению не подлежит возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работника (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных им лечащим врачом, если сумма указанного возмещения не превышает 2000 руб. в год (раньше такой льготы не было).

С 01.01.2001 г. стоимость подарков, призов, выигрышей, суммы материальной помощи не являются объектом обложения, если каждая из перечисленных выплат в отдельности не превышает 2000 руб. в год (ранее стоимость выплат была ограничена суммой 1001,88 руб. в год).

Появился перечень новых доходов, освобожденных от налогообложения:

- суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам до 24 лет на обучение в общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии, либо за их обучение указанным учреждениям;

- вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность вкладов;

- доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке и религиозных организаций;

- выплаты, производимые профсоюзными комитетами, включая материальную помощь членам профсоюза за счет членских взносов, а также выплаты, производимые молодежными и детскими организациями своим членам за счет взносов на покрытие расходов, связанных с проведением культурно-массовых, физкультурных и спортивных мероприятий.

Глава 23 Налогового кодекса вводит новое понятие «вычеты» - суммы в определенных размерах, на которые налогоплательщик вправе уменьшать налоговую базу.

Указанное право может быть реализовано, в случае желания налогоплательщика получить эти вычеты из налоговой базы, как это предусмотрено рядом норм главы 23 Налогового кодекса.

В Налоговом кодексе налоговые вычеты приведены в нескольких статьях и разделены на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Все указанные вычеты применяются только к доходам, облагаемым по ставке 13% (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Стандартные вычеты определены размерами в суммах 3000, 500, 400, 300 руб. в месяц каждому налогоплательщику (и на каждого ребенка), в зависимости от принадлежности его к той или иной категории.

На стандартный вычет в размере 3000 руб. в месяц (36 000 руб. за 12 месяцев) имеют право лица:

- получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- получившие инвалидность их числа лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- принимавшие в 1986-1987 г.г. участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- военнослужащие, бывшие военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, в том числе уволившиеся со службы, проходившие в 1986-1987 г.г. службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;

- принимавшие в 1986-1987 г.г. участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия до 31 января 1963 года;

- непосредственно участвовавшие в ликвидации радиационных аварий, произошедших на ядерных установках и военных объектах;

- непосредственно участвовавшие в работах по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года;

- непосредственно участвовавшие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;

- военнослужащие, бывшие военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 г.г. в работах по объекту «Укрытие»;

- ставшие инвалидами, получившие и перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии на объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

У вышеперечисленных категорий граждан в 2000 году не облагался налогом доход в размере 50 000 руб. А так же у лиц:

- инвалидов Великой Отечественной Войны;

- инвалидов из числа военнослужащих.

У этой категории граждан в 2000 году совокупный доход не облагался налогом в размере 2087 руб. (или 5 МРОТ в месяц).

На стандартный вычет 500 руб. в месяц (или 6000 руб. за 12 месяцев) имеют право:

- Герои СССР и РФ, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

- участники ВОВ, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии и бывших партизан;

- вольнонаемные в воинских частях в период ВОВ;

- лица, находившиеся в блокадном Ленинграде;

- бывшие узники концлагерей и гетто;

- инвалиды с детства, а также инвалиды 1 и 2 групп;

- родители и супруги погибших военнослужащих и государственных служащих при выполнении своего долга;

- ряд категорий лиц, связанных с радиационным воздействием в результате аварий на Чернобыльской АЭС, ПО «Маяк» и реке Теча. Ранее эти категории лиц имели вычеты при исчислении подоходного налога в размере 5 МРОТ или 417,45 руб.;

- граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане (ранее имели вычет 3 МРОТ - 250,47 руб.).

На стандартный вычет в размере 400 руб. в месяц имеют право все остальные, не перечисленные выше категории лиц до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 20 000 руб.

На стандартный вычет в размере 300 руб. в месяц имеют право налогоплательщики на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и (или) 24 лет (если он обучается в учебном заведении дневной формой обучения) до месяца, в котором доход превысит 20 000 руб.

Для вдов, (вдовцов), одиноких родителей или попечителей этот вычет составляет 600 руб. в месяц на каждого ребенка до месяца, следующего за месяцем вступления в брак.

В 2000 году вычеты на работника и детей составляли 166,98 руб. (2 МРОТ) до достижения дохода с начала года 15 тыс. руб. и 83,49 руб. (1 МРОТ) до достижения дохода с начала года 50 тыс. руб.

Новшеством по сравнению с Законом «О подоходном налоге с физических лиц» является то, что стандартные налоговые вычеты, начиная с 01.01.2001 г. предоставляются физическому лицу одним из работодателей, являющимся источником выплаты дохода, то есть по выбору физического лица на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты (п. 3 ст. 218 НК РФ).

Социальные вычеты предусмотрены ст. 219 НК РФ. В ранее действующем законодательстве таких вычетов не существовало, так, начиная с 01.01.01 г. полученный доход уменьшается на следующие суммы:

- благотворительная помощь в виде денежных средств, перечисленных налогоплательщиком организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемых из средств соответствующих бюджетов; физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд; в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;

- суммы (не более 25 тыс. руб. и 38 тыс. руб. с 01.01.2003 г. в год), уплаченные за обучение самого налогоплательщика, а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения (но не более 38 тыс. руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей). Образовательное учреждение должно иметь статус учебного заведения;

- суммы (но не более 25 тыс. руб. и 38 тыс. руб. с 01.01.2003 г. в год), уплаченные за услуги по лечению самого налогоплательщика, супруга (супруги), своих родителей, своих детей до 18 лет и за медикаменты, назначенные лечащим врачом. Вычет предоставляется за услуги по лечению, в том числе дорогостоящим видам лечения, оказанные медицинскими учреждениями Российской Федерации, имеющими статус такого учреждения, по перечню медицинских услуг и лекарственных средств, утвержденному Правительством РФ. Следует отметить, что вычет по дорогостоящим видам лечения по указанному перечню производится в размере фактических расходов независимо от суммы.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Таможенное регулирование как особый элемент налоговой политики
Исследование направлений по совершенствованию системы обложения единым налогом на вмененный доход
Содержание и принципы формирования налоговой системы
Особенности становления малого предпринимательства в России
Налоговые льготы как элемент налогообложения и важнейший инструмент регулирующей налоговой политики
Вернуться к списку публикаций