2011-03-22 09:00:42
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)



Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)


Внесенными изменениями в ст. 213 НК РФ Федеральным Законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ вводится в действие с 1 января 2003 г. и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2004 г. следующий порядок определения налоговой базы при котором в налоговой базе не учитываются:

- суммы пенсионных (страховых) взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, договорам пенсионного страхования, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, российскими страховыми организациями, исключительным видом деятельности которых является страхование жизни и пенсий;

- суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, договорам пенсионного страхования, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, российскими страховыми организациями, исключительным видом деятельности которых является страхование жизни и пенсий.

Вместе с тем, с 1 января 2004 г. подлежат налогообложению у физических лиц суммы денежных выплат, осуществляемым по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, договорам пенсионного страхования, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, российскими страховыми организациями, исключительным видом деятельности которых является страхование жизни и пенсий (при досрочном расторжении договоров), за исключением выплат пенсий при наступлении пенсионных оснований.

Налоговая база устанавливается отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Налоговая база доходов для обложения налогом по ставке 13% определяется как сумма этих доходов в денежном выражении, уменьшенная на стандартные, социальные, имущественные, профессиональные вычеты.

Налоговая база доходов, подлежащая обложению по ставкам 6%, 30% и 35% на указанные вычеты не уменьшается.

Самой подвижной частью подоходного налога является ставка. Она служит эффективным средством осуществления фискальной политики государства: изменяя её, правительство может, не изменяя всего закона, маневрировать налоговыми поступлениями. В подоходном обложении можно выделить следующие группы ставок:

I группа - по способу исчисления суммы налога: пропорциональные, прогрессивные, регрессивные;

II группа - по экономическому характеру: нормативные, средние, реальные.

Большинство стран применяют прогрессивное подоходное налогообложение. Регрессия - скорее исключение, чем правило. Она используется как временная стимулирующая мера для сверхвысоких доходов (США). Пропорциональные ставки встречаются при дифференцированном обложении отдельных видов доходов («материальная выгода», доходы нерезидентов), а также в каждом разряде единой шкалы ставок.

За годы существования подоходного налога с физических лиц в РФ ставки налога, особенно в последние годы, достаточно часто менялись, иногда каждый год. Но эти изменения носили скорее косметический, нежели капитальный характер, поскольку, как правило, менялись верхняя, высшая ставка и размер облагаемого по той или иной ставке совокупного годового дохода, что было связано с инфляционными процессами. Ставки подоходного налога, действовавшие в РФ за период с 01.01.92 г. по 31.12.00 г. представлены в таблице 2.


Таблица 2.

Ставки подоходного налога за период с 01.01.92 г. по 31.12.00 г.


Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году

Ставки налога

Введен с 1 января 1992 г. Законом от 16.07.92 № 3317-1

до 200 000 руб.

12% с суммы облагаемого дохода

от 200 001 до 400 000 руб.

24 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 200 000 руб.

от 400 001 до 600 000 руб.

64 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 400 000 руб.

от 600 001 руб. и выше

124 000 руб. + 40% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Введен с 1 января 1993 г. Законом от 03.03.93 г. № 4618-1

до 1 000 000 руб.

12% с суммы облагаемого дохода

от 1 000 001 до 2 000 000 руб.

120 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 1 000 000 руб.

от 2 000 001 руб. и выше

320 000 руб. + 30% от суммы, превышающей 2 000 000 руб.

Введен с 1 января 1994 г. Законом от 23.12.94 г. № 74-ФЗ

до 10 000 000 руб.

12%

от 10 000 001 до 50 000 000 руб.

1 200 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 10 000 000 руб.

от 50 000 001 руб. и выше

9 200 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 50 000 000 руб.

Введен с 1 января 1996 г. Законом от 05.03.96 г. № 22-ФЗ

до 12 000 000 руб.

12%

от 12 000 001 до 24 000 000 руб.

1 440 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 12 000 000 руб.

от 24 000 001 до 36 000 000 руб.

3 840 000 руб. + 25% с суммы, превышающей 24 000 000 руб.

от 36 000 001 до 48 000 000 руб.

6 840 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 36 000 000 руб.

от 48 000 001 руб. и выше

10 440 000 руб. + 35% с суммы, превышающей 48 000 000 руб.

Введен с 1 января 1998 г. Законом от 31.12.1997 г. № 150-ФЗ

до 20 000 руб.

12%

от 20 001 до 40 000 руб.

2 400 руб. + 15% с суммы, превышающей 20000 руб.

от 40 001 до 60 000 руб.

5 400 руб. + 20% с суммы, превышающей 40 000 руб.

от 60 001 до 80 000 руб.

9 400 руб. + 25% с суммы, превышающей 60 000 руб.

от 80 001 до 100 000 руб.

14 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 80 000 руб.

свыше 100 000 руб.

20 400 руб. + 35% с суммы, превышающей 100 000 руб.

Введен с 1 января 1998 г. Законом от 31.12.97 г. № 159-ФЗ

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году

Ставка налога в федеральный бюджет

Ставка налога в бюджет субъектов Российской Федерации

до 30 000 руб.

3%

9%

от 30 001 руб. до 60 000 руб.

3%

2 700 руб. + 12% с суммы, превышающей 30 000 руб.

от 60 001 до 90 000 руб.

3%

6 300 руб. + 17% с суммы, превышающей 60 000 руб.

от 90 001 до 150 000 руб.

3%

11 400 руб. + 22% с суммы, превышающей 90 000 руб.

от 150 001 до 300 000 руб.

3%

24 600 руб. + 32% с суммы, превышающей 150 000 руб.

от 300 001 и выше

3%

72 600 руб. + 42% с суммы, превышающей 300 000 руб.

Введен с 1 января 2000 г. Законом от 25.11.99 г. № 207-ФЗ

до 50 000 руб.

12%

от 50 001 руб. до 150 000 руб.

6 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000

руб.

от 150 001 руб. и выше

26 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150 000

руб.


Частое изменение шкалы ставок первоначально происходило по причине инфляции, которая особенно стремительно в первые годы экономической реформы, вызывала необходимость постоянно пересматривать суммы дохода, с которых налог удерживается по соответствующим ставкам. Так, только в течение 1992 года максимальная сумма дохода, с которой налог удерживается по ставке 12%, поменялась с 42 000 руб. до 200 000 руб.

Как видно, начиная с 1999 года, 3% подоходного налога направляется в федеральный бюджет. Дифференцированная ставка действует в отношении бюджетов субъектов Российской Федерации. Серьезные дискуссии, даже после принятия изменений в законодательном порядке, вызвала последняя ставка налога. По мнению большинства экономистов, ставка 45% с личных доходов чрезмерно высока. Нецелесообразна она и с фискальной точки зрения, так как будет подталкивать к различным ухищрениям по укрытию сверхвысоких доходов от налогообложения.

Это понимали и сами законодатели и, на 1999 год эта максимальная ставка не распространялась, а должна была вступить только в 2000 году. Но этого не произошло, так как на 2000 год была принята новая шкала ставок и максимальная ставка налога составила 30%.

Налог с доходов физических лиц, безусловно, должен реализовать свою распределительную функцию. Единая ставка налога эту задачу не выполняет, т.к. не учитывает наличие у определенного контингента граждан крупных доходов и не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению. По данным Госкомстата России в 2000 г. почти половина денежных доходов населения концентрировалась у группы населения с наиболее высокими доходами. Резкое снижение ставки подоходного налога для этой группы населения еще более усиливает расслоение населения по уровню обеспеченности.

Единая пониженная ставка налога введена с целью ликвидации стимулов укрывательства от налогообложения огромных денежных доходов наиболее богатой части общества. Но нельзя забывать, что сокрытие фонда оплаты труда происходило и происходит не столько из-за высоких ставок обложения налогом с доходов, сколько в связи с действовавшими до принятия Налогового кодекса критическими ставками отчислений в социальные фонды. Общеизвестно, что к моменту принятия Налогового кодекса примерно 95% всех сумм подоходного налога уплачивалось путем удержания из доходов налогоплательщиков налоговыми агентами и только около 5% подоходного налога поступало по итоговым декларациям, сдававшимися налогоплательщиками в налоговые органы по завершению налогового года.

Ставки налога на доходы физических лиц, действующие с 1 января 2001 года, представлены в таблице 3.


Таблица 3.

Ставки налога на доходы физических лиц в Российской Федерации


Вид дохода

Ставка, %

Любые доходы, кроме тех по которым предусмотрены иные ставки

13

Стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ, услуг (свыше 2000 руб.)

35

Страховые выплаты по договорам добровольного страхования в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 213 НК РФ

Процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублевым вкладам (9% по вкладам в иностранной валюте)

Сумма экономии на процентах, полученная налогоплательщиками заемных средств, в случае, если сумма процентов по условиям договора меньше трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату получения средств (9% годовых - по валютным заемным средствам).

Доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации

30

Доходы от долевого участия в деятельности организации, полученные в виде дивидендов с 01.01.02 г.

6



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Содержание налоговой политики как организационно-финансовой категории
Оптимизация межбюджетных отношений в налогообложении
Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации
Цели и задачи налоговой политики на современном этапе
Акциз
Вернуться к списку публикаций