2011-03-21 09:00:32
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Основные понятия налогообложения доходов физических лиц в РФ



Основные понятия налогообложения доходов физических лиц в РФ


Изучение налогов с населения в развитии предоставляет нам возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них - обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй - обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять. Иначе говоря, плательщика нельзя лишать платежеспособности. В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется философский закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться. Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений.

Обязанность уплачивать налоги определена в конституциях всех стран. В частности ст. 57 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги».

Обязанность уплачивать налоги закреплена и в Налоговом кодексе РФ ст. 3 «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате».

В Налоговом кодексе РФ дается и определение налога, в котором под налогом понимается «обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

Отличительными признаками налога является смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности индивидуума в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд (бюджетный фонд). Суммы налогов поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Поэтому налоги не являются целевыми отношениями. Этот признак позволяет отличить их от сборов (целевой сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор).

Важный отличительный признак налогов - безвозвратность и безвозмездность, т.е. оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами.

Данное определение налога было сформулировано еще в период формирования Российской системы налогообложения А.А. Соколовым.

Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств, для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента.

Принудительность налога не всегда выражается в том, что на плательщика возлагается прямая обязанность уплатить данный налог. Например, налоги на товары не являются принудительными в этом смысле, ибо от самого плательщика зависит покупать или не покупать товары, обложенные акцизом.

Принудительность налога отличает его от добровольных пожертвований. На практике, впрочем, эта разница не всегда бывает в достаточной степени уловимой, так как так называемые добровольные пожертвования нередко являются только мнимо добровольными, а в действительности носят на себе все черты принудительных сборов.

С другой стороны, принудительные сборы могут уплачиваться отдельными лицами совершенно добровольно. Например, многие плательщики с полной добросовестностью декларируют весь свой доход для целей обложения его подоходным налогом, хотя без всякого риска могли бы скрыть ту или иную его часть. Вообще рост материального благосостояния и культуры характеризуется повышением так называемой налоговой дисциплины или налоговой морали. Поэтому по мере общественного развития налоги утрачивают характер исключительной принудительности, и уплата их начинает становиться более или менее добровольной.

Таким образом, А.А. Соколов еще в начале XX века предполагал в налогообложении налоговую культуру, характеризуемую налоговой дисциплиной.

В центре любой налоговой системы стоит налогообложение личных доходов. Это вызвано не только тем, что все общественные отношения так или иначе замыкаются на человека, работника, но и тем, что тяжесть индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения другими налогами.

В период существования социалистической экономики многие всерьез считали, что налоги с населения и, прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих не имеет политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета (их удельный вес не превышал 8-9% в общем составе доходов). Это, пожалуй, единственный налог, который существовал в годы советской власти, когда в стране практически отсутствовала налоговая система.

Подобные действия абсолютно неприемлемы в современных условиях. Экономическая реформа предполагает не только сохранение налогов с населения, но также и коренное их преобразование, расширение их финансовой и социальной роли.

В связи с этим одним из важных элементов начатой в 1990 г. реформы стала реорганизация системы налогообложения физических лиц, так как она обеспечивает поступление в доходы государственного и местного бюджетов значительных сумм. Налоги с населения влияют на уровень и структуру спроса и предложения и через механизм спроса могут содействовать развитию или сдерживать производство, способствовать оздоровлению денежного обращения, помогать ослабить процессы роста инфляции.

Первым шагом на пути реформы стало принятие и введение в действие с 1 июня 1990 г. Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства», который существенно отличался от действовавшего ранее законодательства и представлял собой как бы переходный этап к последующему совершенствованию системы налогообложения личных доходов.

Августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Молодому Российскому государству необходимо было срочно создать свою систему формирования доходной части бюджета. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа - была создана новая налоговая система России, в которой одно из центральных мест занял подоходный налог с физических лиц.

Закон Российской федерации «О подоходном налоге с физических лиц» принят 7 декабря 1991 году за № 1998-1 и вступил в силу с 1 января 1992 г. Он во многом принципиально отличался от действовавшего ранее законодательства России и бывшего СССР. Закон вобрал в себя много полезного, что имелось в ранее действовавшем законодательстве по подоходному налогообложению, и содержал новые положения, обеспечивающие регулирование налоговых правоотношений в современных условиях. Формирование, совершенствование закона и инструкции по порядку его применения производилось с использованием опыта государств с развитой рыночной экономикой.

До 1 января 1992 г. исчисление подоходного налога производилось по различным ставкам, в зависимости от источника получения доходов и налогом облагался месячный доход граждан. Начиная с доходов, полученных как в денежной, так и в натуральной форме за выполненные работы и другую деятельность, осуществляемые после 1 января 1992 г. исчисление подоходного налога с граждан стало производиться исходя из совокупного годового дохода по единой шкале ставок с зачетом ранее удержанной суммы налога.

При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по рыночному курсу Центрального банка Российской Федерации.

В 1992 г. значительно расширяется база налогообложения. В частности, на одинаковом основании с рабочими и служащими стали привлекаться к уплате налога члены колхозов. До этого времени за членов колхоза уплату налога производили колхозы в размере 8% от суммы облагаемого фонда оплаты труда.

Также с 1 января 1992 года прекратил взиматься на территории России налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Политика формирования и распределения налогового бремени в России
Оценка налоговой реформы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
Основные понятия налогообложения доходов физических лиц в РФ
Оптимизация межбюджетных отношений в налогообложении
Льготы по налогу на добавленную стоимость и социальная политика
Вернуться к списку публикаций