2011-03-17 09:00:58
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Налоги на доходы физических лиц, их роль и место в теории о налогах



Налоги на доходы физических лиц, их роль и место в теории о налогах


Самые первые теории налогообложения исходили из того, что налог рассматривался как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги.

Превращение налогов в главный источник государственных доходов создавало возможность и поставило задачу исследования природы налогов, в том числе источников и принципов обложения.

Основоположник классической теории А.Смит (1723-1790) считал, что налоги играют лишь роль источников доходов бюджета государства и им должна быть присуща равномерность, определенность, удобство оплаты и дешевизна. Споры велись лишь вокруг принципов изъятия (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленного фискальной потребностью.

Д.М. Кейнс (1883-1946) был сторонником прогрессивности в налогообложении, поскольку он считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений, большие сбережения мешают экономическому росту, так как являются пассивным источником доходов, не вкладываются в производство, поэтому их надо изымать с помощью налогов. А для этого необходимо государственное вмешательство, чтобы направить их в инвестиции и на государственные расходы.

Данная теория на много лет определила политику развитых государств в области финансов и налогообложения. Во время наступления экономического кризиса кейнсианская теория регулирования экономики не имела успеха, поскольку перестала соответствовать требованиям экономического развития в силу высокого уровня инфляции, дефицита, предложения производственных ресурсов, зависимости национальной экономики от внешних рынков.

Кейнсианскую теорию сменила теория «экономики предложений», выдвигающая в виде базового фактора рыночной экономики - предложение товара. В этом случае сокращение налоговых ставок ведет к росту доходов. Население стремится к росту сбережений, а предприниматель к накоплению капитала. В результате повышается национальное производство и доход, что не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет, но и влечет рост доходов бюджета. Экономика предложений выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от прогрессивного налогообложения, снизить налоговые ставки. Снижение налогов увеличит доходы, и в результате будут повышены инвестиции.

Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Кроме того, согласно теории - обязательно сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории - утверждение, что лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.

Теория налогообложения всегда пыталась решить вопрос, что целесообразнее: обеспечить формирование бюджета чисто фискальными методами или снижением налоговых ставок добиваться стимулирования предпринимательской деятельности и расширения налоговой базы.

Существует общий закон формирования уровня налоговых ставок. Широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения, и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки. Очевидно, что высокие и низкие ставки налогов по-разному влияют на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают различную реакцию по отношению к инвестиционным процессам.

Еще А.Смит отмечал, что от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. Плательщики с большой легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с наказаниями и вымогательством. Теоретические положения А.Смита стали аксиомой не только для его последователей, но и для всех ученых-экономистов.

Так, анализ связи между экономическим ростом и налогами по 20 странам в период 70-х г.г. свидетельствуют о том, что в государствах с высокими налогами инвестиции снизились, по сравнению с тем же показателем в странах с низким уровнем налогообложения, почти в десять раз.

Действительно, объективно существует оптимальная доля изъятия прибыли в бюджет. Однако, чтобы ее найти, необходимо провести всестороннее эмпирическое исследование активности налогоплательщиков в случае применения тех или иных процентных ставок. Их уровень не должен быть минимален, иначе не будут соблюдены требования бюджета и поставлено под угрозу нормальное функционирование общественного хозяйства, налоги же перестанут выполнять функции экономического регулятора.

Построив количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой, американский ученый А. Лаффер сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействуют на инвестиционную деятельность частного сектора. «Фундаментальная идея, лежащая в основе кривой..., - отмечал он, - заключается в том, что чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них.

Люди работают не для того, чтобы платить налог. Чистый, за вычетом налогов, доход определяет, работает ли данный человек или сидит...». Так, если предприниматель не видит перспективы получения прибыли или «если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов ...то экономическая активность будет падать» и вовлечение предпринимателя в производство - пустая затея, т.е. заинтересованность хозяйствующих субъектов, по мнению А. Лаффера, является движущей силой процветающей экономики.

Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет А. Лаффер считает 30 % сумма доходов, в границах которой увеличивается сумма доходов бюджета.

Государственная политика в области налогов должна быть продуманной и взвешенной, решаемой с помощью средств и приемов современного экономического анализа.

Поскольку налоговая система является частью общей экономической системы, косвенно, в некоторых же случаях напрямую оказывая воздействие на цены и другие экономические показатели, то воздействие налогов нужно оценивать с учетом их прогрессивности.

Зарубежные исследования в области налогов отличаются конкретным, прикладным характером, так как теоретические положения, разрабатываемые при исследованиях, традиционно выступают основой фискальной политики финансового законодательства этих государств. Теоретические споры велись не столько по вопросу о сущности налогов как экономической категории, с объективным существованием и необходимостью которой все были согласны, сколько об их роли в экономике.

В России большая полемика по вопросам теории налогов велась до революции и в основном затрагивала сущность налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как А. Тривус, Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов, труды которых представляют собой неоценимый вклад в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки.

Видный русский исследователь в области финансов и права А.А. Соколов значительное внимание уделял теории налогообложения. В своей работе «Теория налогов» А.А. Соколов описывает порядок введения подоходного налога в России, анализирует реформирование податной системы, дает понятие налога, его элементов, рассматривает принципы налогообложения, функции налога, проблему переложения налогов и факторы, определяющие тяжесть обложения.

В тот период времени в Российской Империи предпринимались попытки создания системы местных финансов, городам и местному самоуправлению придавалось больше самостоятельности в этой сфере. В обсуждении проекта положения о местных финансах и городских бюро принимал участие и А.А. Соколов. Автор считал целесообразной такую систему налогообложения, в которой подоходный и поимущественные налоги закреплены за государственной казной, а реальная система налогов, закрепленная за местными бюджетами, служит не только источниками коммунальных (местных) финансов, но и корректирует недостатки государственной системы обложения.

О роли и необходимости подоходного налога он отметил, что подоходный налог должен стать постоянным членом нашей податной системы, на него следует смотреть как на первый, хотя и весьма крупный шаг по пути реформирования наших государственных финансов. Подоходный налог должен явиться тем фундаментом, на котором должна быть воздвигнута новая более совершенная податная система.

Вводя налоги и сборы, государство преследует основную цель: изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода страны (НД). В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальные и регулирующие функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Пример тому - косвенные налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном обложении физических лиц. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Исторически сложилось так, что с возникновением налогов плательщиками всех податей, будь то натуральные или денежные повинности, были граждане, позднее их бремя разделили другие субъекты. Сейчас налоговые платежи с населения являются частью финансово-экономических отношений, образуя подсистему налогов с физических лиц в единой налоговой системе.

Существование налогов с физических лиц на ряду с другими налогами объясняется прежде всего необходимостью создания дополнительного доходного источника для государственной казны, поэтому выполнение ими фискальной функции было очевидным с момента существования.

Сегодня же факт существования налогов с населения, кроме потребностей фиска, объясняется еще и необходимостью регулирования уровня дохода граждан. С проведением в нашей стране преобразований, возникновением отсутствовавших ранее финансовых институтов (страховых компаний коммерческих банков, бирж и т.п.) население стало активным участником финансового рынка со всем его инструментарием. Это способствовало появлению дополнительных доходных источников у граждан, связанных с операциями как финансового, так и имущественного характера, и разнообразию видов оплаты труда.

В общем смысле налоги с населения представляют собой обязательные безвозмездные платежи, производимые в пользу государства из личных доходов граждан, получаемых ими из любых источников. Из этого следует, что сколько бы ни было налогов, они будут уплачиваться из одного источника - дохода гражданина.

Система налогов с физических лиц представляет собой совокупность видов налогов, методов их построения и взимания. Однако состав налогов, закрепленных за гражданами-налогоплательщиками законодательно, на практике оказывается значительно сложнее. Так, на ряду с подоходным и имущественными налогами, к налогам могут быть отнесены и некоторые другие платежи, поступающие от населения в доход государства, и содержащие все признаки налогов с населения, переходящих к государству. К таким платежам можно отнести взносы во внебюджетные фонды (единый социальный налог), начисляемые к фонду оплаты труда работников. Эти платежи выполняют функцию перераспределения, поэтому обратная связь между ними и услугами государства не всегда очевидна.

В доходах бюджета дореволюционной России главное место занимали налоги с физических лиц, как прямые, так и косвенные. Прямыми являлись налоги с недвижимости, на право торговли и промыслов; косвенными - налоги за клеймение гирь, мер и весов, за утверждение планов и чертежей, на постройки в частных владениях и др. Немаловажную роль в бюджете России играли также акцизы и таможенные пошлины.

В 1922 году был принят подоходно-поимущественный налог. В 1923 году он был разделен на основной, исчисляемый по твердым окладам и дополнительный - прогрессивный, которым облагалась совокупность доходов, превышающая определенный уровень. В 1924 году он был преобразован в подоходный налог.

В 1926 году система подоходного налогообложения городского населения подверглась коренным изменениям, направленным на усиление дифференциации налога и прогрессии обложения, для чего было устранено деление подоходного налога на основной (классовый) и дополнительный (прогрессивный), введено обложение по совокупному доходу, а не по отдельным его источникам. Для рабочих и служащих сохранился старый порядок исчисления и взимания налога по каждому получаемому доходу в отдельности.

В предвоенные годы платежи населения в бюджет росли. Этому способствовали увеличение доходов и ставок зарплаты и доходов колхозников, изменение порядка исчисления сельскохозяйственного и подоходного налога.

В годы Великой Отечественной войны платежам населения отводилась более существенная роль в доходах государственного бюджета. Государство было вынуждено повысить налоги для удовлетворения многократно возросших военных потребностей. В начале войны была введена временная 100 % надбавка по подоходному и сельскохозяйственному налогам, которая с января с 1942 года была заменена особым военным налогом.

В послевоенные годы опять произошло снижение удельного веса прямых налоговых платежей населения в бюджет, связанное с отменой военного налога, повышением необлагаемого минимума по подоходному налогу с рабочих и служащих и понижением нормы доходности по сельскохозяйственному налогу. Однако это было сделано не сразу, и продолжалось в той или иной мере до средины 50-х годов и оставалось неизменным вплоть до 90-х годов.

О влиянии на уровень жизни населения косвенных налогов, плательщиками которых граждане по закону не являются, полемика велась с самого начала их существования. Связанные с потреблением товаров косвенные налоги уменьшают доходы гражданина при расходовании средств после уплаты прямых налогов, ввиду чего государству приходится смягчать неблагоприятное воздействие косвенных налогов за счет бюджетных дотаций, ужесточая при этом налоги на высокие индивидуальные доходы.

Таким образом, к законодательно закрепленными за гражданами налогам можно добавить налогообразные платежи и налоги на потребление, что показывает взаимосвязь налогов с физических и юридических лиц в единой налоговой системе.

Ранее действовавшая система налогообложения, сформировавшаяся в основном в 40-50-х годах в условиях жесткого централизованного регулирования доходов населения, вошла в противоречие с нынешней ситуацией в стране. Начавшиеся процессы перестройки экономических отношений в стране на основе хозрасчета и переходу к рынку дали толчок к развертыванию различных форм хозяйствования и, как следствие росту денежных доходов населения, в результате повышения оплаты труда и других доходов. На лицо экономически неизбежное расслоение населения по доходам.

Центральное место в налогах с физических лиц принадлежит подоходному налогу (98 %), но так было не всегда. Первыми возникли имущественные налоги с землевладений (поземельный), поскольку доходы граждан имели натуральный характер. С появлением промышленности появились новые виды имущества и были введены налоги с недвижимости (подомовый). Все налоги представляли собой налоги на различные виды имущества и не затрагивали социальный статус налогоплательщика.

Значимость налога на доходы физических лиц в налоговой политике определяется не только его удельным весом в доходах бюджета (консолидированный - 11%, региональный - 21%), но и интересами почти половины населения страны или всей его трудоспособной части, а также рядом других экономических условий и общественных отношений.

Подоходное налогообложение охватывает практически все категории населения и экономически возможные формы дохода, что наделяет его потенциальной справедливостью. Оно наиболее полно отвечает одному из основных принципов налогообложения - равнонапряженности, когда сумма налога в идеале зависит от платежеспособности плательщика. Кроме того, источник уплаты в подоходном налоге и объект налогообложения совпадают в отличие от имущественных налогов.

Учитывая, что налоги с населения представляют собой часть личных доходов граждан, изымаемых государством в виде обязательных твердо установленных и регулярных платежей для обеспечения доходной части бюджета, то дальнейшее совершенствование налоговой системы должно строиться на основе признания того, что основными функциями налогов с населения являются:

А) Распределительная. Взимание налогов позволяет использовать часть личных доходов населения для финансирования общегосударственных потребностей, а также перераспределять доходы различных слоев населения.

Б) Контрольная. Взимание налогов объективно требует контролировать доходы населения, источники их доходов.

В) Стимулирующая или регулирующая. Посредством взимания налогов можно стимулировать или ограничивать трудовую активность населения: чем больше получаемые доходы, тем выше суммы взимания налогов.

Кроме того, система налогов с населения в РФ тесно связана с экономическими законами и должна стимулировать частных товаропроизводителей, дифференцировать их доходы. Закон денежного обращения позволяет использовать налоги с населения в качестве регулятора денежного обращения при финансовом дисбалансе. Налоги с населения, как правило, носят возвратный характер. Цивилизованное государство не может обойтись без централизации ряда управленческих и распределительных функций, социальной защиты малоимущих слоев населения.

Несмотря на все преимущества, как для граждан, так и для государства, подоходный налог обладает рядом недостатков, связанных с особенностями объекта обложения и механизма взимания, что дает большую возможность для уклонения от его уплаты. Поэтому нет ни одной налоговой системы, в которой бы налогообложение доходов граждан не подвергалось изменениям, чаще всего представляющим собой борьбу государства с уходом от налогообложения. Изменение налоговых ставок, расширение объекта налогообложения, сокращение льгот не всегда преследует лишь фискальные интересы. Часто подоходное налогообложение выступает инструментом регулирования социально-экономических процессов.

Развитие отечественного подоходного налогообложения наглядно показало, как государственная идеология влияет на экономические процессы. Подоходный налог, как инструмент экономической политики, выполнял уже цель сокращения источников доходов граждан. Так, постепенно единственным источником дохода почти для всех категорий граждан на долгое время стала работа по найму. Этот самый удобный для государства способ взимания подоходного налога привел к полному исключению какой-либо инициативы и активности со стороны граждан в налоговых отношениях. Время полного безразличия граждан к подоходному налогу закончилось с началом реформ 90-х годов. Постепенно перечень источников доходов граждан был пополнен доходами от предпринимательской деятельности, купли-продажи имущества и др. Однако изменение социально-экономических условий происходило быстрее, чем менялись налоговые отношения, что вызывало не мало трудностей при формировании налоговой системы. Подоходный налог как наиболее затрагивающий материальное благосостояние граждан неоднократно подвергался кардинальным методологическим изменениям, побывав пропорциональным, дифференцированным, с простой и сложной прогрессией. Все изменения подчеркивают необходимость поиска сбалансированности интересов государства и граждан в подоходном обложении.

Хотя подоходный налог в государственном бюджете составляет не самую большую сумму, но ценность ее в том, что каждый, привнося в общую казну часть своего дохода, тем самым, возможно, выполняет первейшую из своих гражданских обязанностей. Налоги с населения, таким образом, неизбежны, и важно лишь, чтобы они были социально справедливыми и не убивали стимула к экономическому прогрессу страны.







Интересное:


Зарубежный опыт косвенного налогообложения
Налоговые санкции, механизмы реализации и пути развития контрольно-регулятивной налоговой политики
Налогообложение доходов физических лиц в налоговой системе РФ
О налогообложении ценных бумаг - проблемы и перспективы
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)
Вернуться к списку публикаций