2009-07-09 15:11:25
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Совершенствование налогового администрирования как одно из направлений повышения эффективности налоговой политики



Совершенствование налогового администрирования как одно из направлений повышения эффективности налоговой политики


В целях организации и проведения мероприятий, предусмотренных МНС России по структурной реорганизации налоговых органов, разработаны типовые структуры (модели) УМНС России по субъектам Российской Федерации и ИМНС России по субъектам Российской Федерации, определены функции и задачи каждого подразделения, разработаны инструкции на рабочие места специалистов, подготовлена методика расчета численности управлений и инспекций на основе показателей их работы.

Предусматривается проведение следующих мероприятий по реорганизации:

- поэтапное сокращение количества инспекций с численностью до 40 человек путем укрупнения инспекций за счет слияния близлежащих районных инспекций;

- объединение инспекций в единые инспекции по городу и району, в который данный город входит; перераспределение численности налоговых органов в пользу регионов с развитой налоговой базой;

- разработка методик оценки эффективности работы налоговых органов регионов;

- повышение уровня информатизации налоговых органов.

Все эти меры позволят значительно сократить количество налоговых инспекций и численность управленческого и обслуживающего персонала, увеличив тем самым долю сотрудников, занимающихся контрольными проверками и обслуживанием налогоплательщиков, перераспределить численность УМНС России по субъектам Российской Федерации в пользу регионов, обеспечивающих основную долю налоговых поступлений.

Реализация вышеуказанных мероприятий позволит улучшить условия для добровольного исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств, обеспечить равные, предсказуемые и единообразные условия для выполнения налоговых обязательств, устранить причины, порождающие коррупцию, и процедуры, создающие условия для нарушения профессиональной этики сотрудниками налоговых органов.

В целях дальнейшего исследования механизма администрирования и выработки и реализации решений по совершенствованию необходимо коснуться инструментов налогового администрирования. Выбор инструментов налогового администрирования, характера и механизма их использования не может быть случайным. Они определяются выбранной государством стратегией и направлением развития самой налоговой систем.

Набор инструментов налогового администрирования может быть одним и тем же. Однако существующая политическая, экономическая и социальная специфика, насущные проблемы, различие целей и задач, особенно кратковременных, вызывают необходимость выбора приемлемых форм и методов налогового администрирования, определения их приоритетности и сочетания. Все же специфика состояния и развития окружающей среды не исключает возможность использования типовых мер налогового администрирования. Перед представлением существующих форм и методов налогового администрирования важно отметить два момента:

- на данный момент не существует эффективной общепринятой системы инструментов налогового администрирования;

- существующий инструментарий рассматривается в рамках общего инструментария государственного регулирования экономики.

Анализ классификаций инструментов налогового администрирования позволяет сделать вывод о наличии разных, зачастую внутренне противоречивых, подходов к их классификации. Инструменты налогового администрирования следует рассматривать в следующих классификационных разрезах:

по способу приведения инструмента в действие (административные и экономические);

по способу воздействия инструмента на объект управления (прямые и косвенные);

по области воздействия (общеэкономические и специфические).

С учетом вышеизложенного представим содержание форм и методов налогового администрирования как составляющих административного инструмента налогового администрирования. Приоритеты выбора тех или иных форм и методов должны основываться на сочетании функций администрирования, а также средств администрирования. При этом факторами выбора методов администрирования являются: реальное наличие средств администрирования, масштаб управления, качество персонала, цель администрирования, социально-экономическая среда (таблица 1).

Таблица 1.

Методы и формы налогового администрирования

Методы налогового администрирования Формы налогового администрирования
Налоговое планирование 1. Тактическое 2. Стратегическое
- оценка налогового потенциала региона
- утверждение бюджета по налогам
- разработка контрольных заданий
- определение долевого распределения ставок и льгот
Налоговое регулирование 3. Системы налогового стимулирования
3.1. Изменение срока уплаты налога 3.2. Предоставление налогового или инвестиционного налогового кредита 3.3. Предоставление отсрочки или рассрочки
- оптимизация налоговых ставок
- система налоговых льгот
- отмена авансовых платежей
- уменьшение налоговых обязательств
- снижение размера налоговой ставки
4. Система санкций
- финансовые
- административные
- уголовные
Налоговый контроль - регистрация и учет плательщиков
- прием и обработка отчетности
- учет поступления налогов и начисленных сумм
- контроль за своевременным поступлением платежей
- налоговые проверки
- реализация материалов проверки
- контроль за реализацией материалов проверки и уплатой начисленных санкций

Министерство РФ по налогам и сборам (МНС) продолжает в 2004 году подготовку новых глав НК РФ: по налогу на наследование или дарение, государственной пошлине, водному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

С 2005 года одновременно с осуществлением мер в области пенсионного, медицинского и социального страхования может быть заметно снижена эффективная ставка единого социального налога, что станет серьезным стимулом для легализации заработанной платы, ныне укрываемой от налогообложения.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Развитие теоретических подходов к оптимизации налогового бремени
О сбалансированности общественных и частных интересов в налоговых правоотношениях РФ
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)
Содержание и принципы формирования налоговой системы
Трансформация налоговой системы России (1861-1916)
Вернуться к списку публикаций