2009-07-09 15:11:25
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Совершенствование налогового администрирования как одно из направлений повышения эффективности налоговой политики



Совершенствование налогового администрирования как одно из направлений повышения эффективности налоговой политики


Для его эффективной организации необходимо в строго регламентированные интервалы времени обрабатывать большие объемы информации. Сделать это можно только с использованием информационных технологий, обеспечивающих необходимый спектр информационных услуг. Под этим термином понимают информационно-технологическую услугу, оказываемую функциональным подразделениям для эффективной поддержки их рабочих процессов. Причем данная услуга может быть построена на базе других информационных услуг, которые сами, в свою очередь, могут использовать иные сервисы. В результате возникает возможность формировать иерархию услуг конкретных рабочих процессов налогового администрирования.

Улучшить налоговое администрирование Минфин предлагает с помощью электронной отчетности, обязательной для всех фирм (кроме тех, кто имеет незначительный доход).

Обязательная электронная отчетность будет введена лишь тогда, когда будут отлажены все механизмы, с которыми она связана. Кроме того, обязательно будут созданы налоговые инспекции, предназначенные исключительно для приема и обработки электронных данных.

При них будут работать сервисные центры, которые окажут фирмам услуги по электронному представлению отчетности. Кроме того, Налоговый кодекс дополнят положением о том, что фирма может сдавать декларации не только в инспекции по месту своей регистрации, но и в другой инспекции, которая специализируется на приеме электронной отчетности. Иначе избежать дублирования электронной и бумажной форм отчетности не удастся.

Налоговые органы накопили за годы реформ большой положительный опыт использования институциональных принципов при выстраивании взаимоотношений с налогоплательщиками. В период экономической и политической стабилизации, в который вступила страна, совершенствование институциональной составляющей налоговой системы создает хорошие предпосылки для повышения эффективности налоговой системы в целом. Исторически сложившаяся система налогового администрирования, направленная на учет и контроль налогоплательщиков по отдельным видам налогов, ограничивает возможности налоговых органов в комплексном подходе к контролю деятельности налогоплательщиков, не в полной мере обеспечивает ведение мониторинга и оценки их финансового состояния. Система налогового администрирования в существующем виде затрудняет отслеживание и контроль за различными схемами ухода от налогообложения. Ориентация на контроль отдельных видов налогов искажает общую картину эффективности функционирования налоговых органов и затрудняет перераспределение трудовых и материально-технических ресурсов для выполнения комплекса работ по контролю за поступлением налогов и сборов. Многообразие организационных структур, существующих в настоящее время в территориальных налоговых органах, ярко выраженная специализация по видам налогов, отсутствие документов, описывающих типовые процедуры и процессы проверки, приводят к следующим негативным последствиям:

- дублированию одинаковых функций разными структурными подразделениями;

- слабо выраженной специализации, так как одному работнику приходится выполнять не менее 30 налоговых процедур;

- большому проценту управляющего и обслуживающего персонала по отношению к специалистам в инспекциях с небольшой численностью работающих;

- закреплению налогоплательщиков за конкретными работниками налоговых органов, что создает предпосылки для злоупотреблений;

- совмещению в присутствии налогоплательщиков приема налоговой отчетности с камеральной проверкой, что создает очереди в инспекциях;

- отсутствию специализированных подразделений, ответственных за информирование налогоплательщиков.

В силу этого одним из важнейших направлений в модернизации налогового администрирования является совершенствование организационно-структурного построения отрасли. С этой целью предполагается переход территориальных налоговых органов на функциональный принцип внутренней организации их деятельности и типовые организационные структуры, оптимизация и перераспределение численности работающего в них персонала в пределах, установленных Правительством РФ, численности и фонда оплаты труда работников налоговых органов, проведение мероприятий по укрупнению ИМНС России.

Новые формы налогового администрирования предполагают сегментирование налогоплательщиков, выделение из их числа определенных групп, в том числе крупнейших предприятий. Учитывая значительное влияние крупнейших налогоплательщиков на формирование доходной части бюджета и их социальную значимость для экономики регионов, МНС России уделяет особое внимание работе с данной категорией налогоплательщиков, так как осуществление финансово-хозяйственной деятельности крупными налогоплательщиками в условиях развивающегося рынка и несовершенства законодательной базы допускает построение ими различных многоуровневых вертикально интегрированных схем, имеющих своей целью сокрытие истинной налоговой базы и уход от уплаты налогов и сборов. При работе с данной категорией налогоплательщиков планируется применять новые методы налогового администрирования, включающие широкое использование информационных технологий и ресурсов.

Эффективное налоговое администрирование предусматривает принципиальное изменение подходов к организации и проведению выездных налоговых проверок налогоплательщиков за счет внедрения допроверочного анализа, выявления перспективных направлений и объектов проверки, планирования, координации и обеспечения согласованного и синхронного проведения контрольных мероприятий в отношении всех звеньев и организаций, в том числе холдингов и финансово-промышленных групп, обеспечивающих получение корпоративного финансового результата; - внедрение методов, основанных на системе оценок косвенных индикаторов налоговой базы, анализа информации о физических объемах потребляемых ресурсов и произведенной продукции.

Учитывая необходимость значительного улучшения собираемости налогов и снижения уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков, МНС России в течение 2000 и 2001 годов провело ряд исследований по выяснению «экономичности» и результативности территориальных налоговых органов. Проведенные исследования в основном касались следующей информации:

- действующей структуры налоговых органов по субъектам Российской Федерации;

- организационной структуры налоговых инспекций и, в частности, удельного веса обслуживающего и управленческого персонала;-»экономичности» мелких налоговых инспекций и возможностей повышения их потенциала.

В результате проведенного анализа было установлено следующее:

- существующая в настоящий момент система налоговых органов Российской Федерации не в полной мере отвечает стоящим перед МНС России задачам;

- обширная сеть мелких налоговых инспекций, контролирующих сравнительно небольшие суммы поступлений, ведет к повышению косвенных издержек (например процентные расходы на технику, обучение персонала) и требует значительных усилий в плане координации ее работы;

многие регионы с большим числом мелких инспекций характеризуются высоким процентным отношением управленческих и обслуживающих штатных единиц к общему числу работающих (до 40%);

- отсутствие типовых моделей организаций местных налоговых инспекций усложняет работу как по управлению, так и по расчету их численности и определению типовых функциональных обязанностей.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Основные понятия налогообложения доходов физических лиц в РФ
Исследование направлений по совершенствованию системы обложения единым налогом на вмененный доход
Налоговые теории обеспечения фискальных интересов государства
Содержание налоговой политики как организационно-финансовой категории
Трансформация налоговой системы России (1861-1916)
Вернуться к списку публикаций