2009-07-09 15:11:25
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Совершенствование налогового администрирования как одно из направлений повышения эффективности налоговой политики



Совершенствование налогового администрирования как одно из направлений повышения эффективности налоговой политики


В Российском законодательстве отсутствует четкое определение понятия налогового администрирования. Однако анализ правовых актов на эту тему позволяет определить налоговое администрирование как систему мероприятий по налоговому контролю и применению мер налоговой ответственности.

Объектом налогового администрирования, главным образом, является деятельность крупнейших хозяйствующих субъектов, поскольку именно они оказывают решающее влияние на формирование доходной части федерального бюджета.

Налоговое администрирование представляет собой основу успешного функционирования налоговой системы. Существует три ключевых принципа построения политики налогового администрирования:

1. правила должны быть как можно более ясными и восприниматься как справедливые;

2. необходимо достичь законодательно установленного равенства прав налогоплательщика и налоговых органов;

3. санкции за различные нарушения должны содействовать поддержанию налоговой дисциплины, в том числе путем решительного пресечения коррупции в налоговых органах.

Принцип ясности и справедливости налоговой системы требует простоты налогового законодательства. Такую законодательную политику легче осуществлять в отношении акцизов, таможенных платежей и НДС. Достичь простоты в налогообложении доходов труднее, но это возможно, если ставки налога низкие, а налогооблагаемая база широка. Определения должны быть четкими, а процедуры хорошо продуманные.

Особое значение простота налогового законодательства имеет для налоговых систем переходного периода. В данном случае необходимо максимально облегчить приспособление к новым административным правилам как сотрудников налоговых органов, так и налогоплательщиков. Большое значение имеет практическое обучение и налогоплательщиков, и сотрудников налоговых ведомств. Но на практическое обучение могут уйти годы, а налоговое законодательство вступает в действие единовременно. Таким образом, существуют значительные выгоды от создания ясных, простых правил. На начальных этапах администрирования предпочтительны ясность и справедливость, и тогда все заинтересованные стороны начнут исполнять и совершенствовать правила, установленные налоговой системой.

Важное значение для налогового администрирования имеет создание правового баланса. Права налогоплательщиков должны быть защищены, но и от них ожидается точное соблюдение законодательства. Сотрудникам налоговых органов должен быть обеспечен доступ к документации, предоставлено право проверять декларации и защищать интересы государства в том случае, когда нарушение налогового законодательства может привести к налоговым убыткам государства.

Права налогоплательщиков необходимо обеспечивать особенно на периоды налоговых проверок и принудительного взимания налогов, а также при наложении штрафов. Административные усилия увенчаются успехом, если штрафы грамотно структурированы.

В налоговом праве необходимо использовать также некоторые нормы гражданского законодательства, регулирующие обычные деловые отношения между должником и кредитором. Это будет способствовать осознанию налогоплательщиками справедливого характера системы.

С 1 января 1999 года вступила в силу первая часть налогового кодекса, посвященная общим принципам налогового администрирования. Кодекс содержит подробную процедуру процесса осуществления налоговыми органами их полномочий. Он детально регулирует порядок проведения налоговых проверок, взыскание налога за счет имущества налогоплательщика, аресты имущества, приостановление операций по счетам в банке.

Главным недостатком Налогового кодекса является отсутствие разумного баланса прав налоговых органов и налогоплательщиков, что угрожает эффективности фискальной системы. Вместо взвешенных решений по каждой проблеме налогового администрирования, в Налоговом кодексе допущены перекосы то в пользу налогоплательщиков, то в пользу налоговой администрации. То и другое одинаково опасно. Недостатки действующей редакции Налогового кодекса приводят к выводу о необходимости его существенной переработки, предлагается концепция решения наиболее существенных проблем налогового администрирования, к числу которых относятся:

1. определение налогоплательщика;

2. определение места нахождения налогоплательщика;

3. принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения;

4. полномочия налоговых органов по осуществлению налогового контроля;

5. использование налоговыми органами косвенных признаков для исчисления налогового обязательства;

6. меры обеспечения исполнения налогового обязательства;

7. понятие налогового правонарушения, презумпция невиновности налогоплательщика, бремя доказывания по делам о налоговых правонарушениях;

8. порядок обжалования решений и действий налоговых органов;

9. порядок предоставления отсрочек и рассрочек исполнения налогового обязательства, налоговых льгот;

10.размер и порядок уплаты пени;

11. зачет и возврат излишне уплаченных сумм налога.

При подготовке новой версии НК РФ будет учтено все лучшее, что содержалось в альтернативных проектах общей части НК РФ. Правительство в 2004-2005 г. г намерено завершить налоговую реформу.

Основа налогового администрирования - информационный сервис. Контроль соблюдения налогового законодательства - основная функция МНС России, в процессе реализации которой возникает немало проблем, разногласий и споров. Для их разрешения министерство оказывает услугу «контроль соблюдения налогового законодательства». Многообразие видов объектов налогообложения, характеризующихся различными степенями сложности производственного процесса, масштабом бизнес-деятельности, миграций форм бизнеса и производства, - вот что определяет сложность и динамичность налогового администрирования.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Эволюция форм налогообложения в исследованиях финансовой науки
О налогообложении ценных бумаг - проблемы и перспективы
Оценка налоговой реформы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
Концептуальные основы построения налоговых систем. Актуальные проблемы теории налогообложения применительно к России
Налогоплательщики - социологический портрет и управление отношениями субъектов налогообложения
Вернуться к списку публикаций