2009-07-09 15:10:25
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Методологические основы налогового администрирования



Методологические основы налогового администрирования


Перспективы оценки данного предприятия как объекта будущих налоговых поступлений, а также в смысле отыскания налоговых сокрытий зависят от стратегии, выбранной собственниками в отношении данного предприятия:

- «использовать потенциал и бросить предприятие». Эта стратегия в целом менее типична, но оставляет меньше шансов как на получение налогов в будущем, так и на своевременное пресечение налоговых сокрытий. Основным показателем здесь будет стабильное и быстрое снижение чистых активов.

- «поведение стратегического собственника». В обоих указанных смыслах перспективы данного предприятия лучше, чем у первого. Налоговые сокрытия в данном случае могут находить отражение во внешнем инвестировании самого разного рода, сохранении производственной жизнеспособности без соответствующих финансовых показателей деятельности. Вместе с тем, очень высока вероятность отыскания утрачиваемых ресурсов предприятия (которое в рамках данной стратегии должно выражаться также в снижении чистых активов) у предприятий - близких смежников, близких в отраслевом или географическом смысле, с общими собственниками или руководителями.

Таким образом, для отбора предприятий внутри отрасли возможно использование следующих критериев:

1. Существенное систематическое (то есть наблюдаемое длительное время) отклонение отношения общей суммы уплачиваемых налогов и обязательных платежей от соответствующего среднего показателя по отрасли и по региону;

2. Существенное систематическое отклонение средней заработной платы от средней по отрасли и от средней по региону;

3. Существенное систематическое отклонение рентабельности к себестоимости от средней по отрасли и от средней по региону;

4. Значительные объемы недополученных доходов от экспорта (за счет систематического неисполнения обязательств по экспортным контрактам со стороны покупателей);

5. Значительные потери от импортных операций (за счет систематического неисполнения обязательств по импортным контрактам со стороны поставщиков);

6. Значительное отклонение цен сделок по экспортным контрактам вниз от средних цен за условную единицу продукции, характерных для данного рынка

7. Значительное отклонение цен сделок по импортным контрактам вверх от средних цен за условную единицу продукции, характерных для данного рынка

8. Наличие значительного числа зависимых компаний;

9. Наличие внутрикорпоративных конфликтов между собственниками или между собственниками и менеджерами;

10. Высокая доля неденежных расчетов.

Дополнительным критерием, свидетельствующим о явных нарушениях налоговой дисциплины, может быть наличие просроченной задолженности по уплате налогов и обязательных платежей. В первую очередь следует обращать внимание на предприятия, которые одновременно отвечают критериям 1-3 и 8-10, а также хотя бы одному из критериев 4-7.

В результате проведенного внутриотраслевого анализа выбираются предприятия - объекты для повышенного внимания налоговых органов. На следующем этапе происходит поиск участников бизнес-группы, предположительно существующей вокруг каждого выбранного предприятия.

После определения совокупности крупных и средних производственных предприятий, на которых с большой вероятностью может быть выявлено уклонение от уплаты налогов, следует определить круг юридических и физических лиц, которые должны проверяться одновременно с исходно выделенными предприятиями. Определение круга таких юридических и физических лиц целесообразно проводить по следующим направлениям:

1) Выделение наиболее крупных дебиторов и кредиторов предприятия. Для этих предприятий следует установить ФИО их высших должностных лиц, а также перечень учредителей (акционеров), особо выделив имеющих крупные доли участия в уставном капитале - 20% и более. При доступе к соответствующей информации такие же данные целесообразно иметь о крупнейших потребителях и поставщиках.

2) Выделение всех юридических лиц, учрежденных при участии данного предприятия. Для этих предприятий следует установить ФИО их высших должностных лиц, а также перечень иных учредителей (акционеров).

3) Выделение всех юридических лиц, учрежденных при участии высших должностных лиц данного предприятия. Для этих предприятий также следует установить ФИО их высших должностных лиц, а также перечень иных учредителей (акционеров).

4) Выделение основных учредителей (акционеров) данного предприятия, каждый из которых имеет более чем 5%-ное участие в его капитале. Если речь идет о юридических лицах, необходимо выявление их высших должностных лиц, а также их учредителей (акционеров).

Юридических и физических лиц, которые будут присутствовать одновременно в двух и более перечнях, сформированных в соответствии с выделенными критериями, целесообразно подвергнуть проверке одновременно с базовым предприятием.

Информация, основанная на отчетности самих налогоплательщиков:

1. Перечень крупнейших дебиторов и кредиторов предприятия (на основе данных квартальной бухгалтерской отчетности)

2. Перечень контрагентов, которым в течение отчетного периода предприятие продавало (у которых покупало) продукцию (услуги) по ценам ниже рыночных, если доля соответствующего контрагента в обороте составляла более 5% (необходимо ввести в отчетность крупных и средних предприятий).

3. Перечень контрагентов предприятия по продажам и по покупкам, начиная с 5% доли в обороте за период (необходимо ввести в отчетность крупных и средних предприятий)

Информация, получаемая налоговым органом из независимых источников:

1. Данные регистрирующих органов о зарегистрированных юридических лицах.

2. Данные ФКЦБ России и реестров акционеров о структуре собственности юридических лиц.

3. Информация ГТК России об экспортно-импортных поставках, объемах, ценах, контрактодержателях.

4. Информация независимого мониторинга о ценах на внутреннем и внешнем рынках.

5. Информация различных госведомств, по различным аспектам деятельности предприятий:

- Комитеты имущества (информация об аренде и собственности в сфере недвижимости)

- Управления архитектуры (предоставленные землеотводы)

- Органы лицензирования, сертификации, СЭС, муниципалитеты (специализация предприятий)

6. Информация о физических лицах:

- Данные МНС по уплате НДФЛ (по базе данных регистрирующих органов об учредителях и руководителях предприятий, данных реестродержателей об акционерах - физических лицах необходимо создать отдельную базу данных по уплате данного налога (НДФЛ) этими категориями лиц);

- Информация об имуществе перечисленных категорий лиц и их близких родственников (в частности, о недвижимости и автотранспорте)

- Данные о работе в государственных органах интересующего физического лица или его близких родственников;

- Данные об утерянных паспортах, лицах с ограниченной дееспособностью, гражданах, подвергавшихся уголовному преследованию

Логика анализа перечисленной информации следующая:

- Установление имущественных связей отдельных юридических и физических лиц на основе данных регистрирующих органов и реестродержателей. Определение присутствия среди выявленных юридических лиц фирм, не предоставляющих отчетности, предоставляющих «нулевую» отчетность, замеченных в серьезных налоговых нарушениях в прошлом (на основании имеющейся информации за весь период, охватываемый базами данных, имеющимися у налоговых органов)

- Установление наличия связей с офф-шорными компаниями, благотворительными, некоммерческими и прочими организациями, находящимися в особых режимах налогообложения

- Установление экспортной активности налогоплательщиков, ее количественной стороны. Если предприятие является экспортером, необходим сравнительный анализ с данными независимого ценового мониторинга. Выявление всей цепочки посредников от производителя до получателя за рубежом. Выявление контрагентов за рубежом, с которыми сделки совершаются по ценам ниже рыночных

- Определение наличия зоны трансфертного ценообразования на основе данных о контрагентах, с которыми сделки идут по ценам ниже рыночных

- Через информацию органов лицензирования-сертификации определение специализации предприятия или группы

- При необходимости - анализ денежных потоков по счетам наметившейся группы, наличие валютной компоненты и экстерриториальных расчетов

- Прочие аспекты (первичное приближение к определению масштабов деятельности и связей организаций, внешне не подпадающих под критерии групп, такие как места организованной торговли - на деле представляющие собой крупный групповой бизнес).

В связи с тем, что конечными направлениями выведения активов из-под налогообложения являются выплаты доходов физическим лицам или вывод их в зоны льготного налогообложения, эти направления имущественно-хозяйственных связей налогоплательщиков являются приоритетными при дальнейшем анализе полученной информации.

Данный анализ должен предполагать оценку соответствующих выплаченных доходов и размеров выручки, сокрытой от налогообложения посредством увода ее в «налоговые гавани», а также масштабов возврата средств через инвестирование деятельности предприятия. Следует еще раз подчеркнуть, что указанные проблемы решаются только через изменение налогового законодательства в отношении оффшорных фирм, а также искоренение незаконного обналичивания денежных средств.

Последним шагом «предпроверочных» мероприятий может быть проверка оборота по счетам участников и проведение мероприятий по их блокированию при несоответствии данных налоговой отчетности предприятия реальному обороту.

После проведения перечисленных процедур по сбору и структурированию информации интегрированная группа предприятий (если таковая существует) должна вырисоваться в общих чертах. Ключевым ее участником должен считаться управляющий центр, который концентрирует ключевые информацию и решения группы.

Состав участников группы будет во многом заранее определять конфигурацию бизнеса и, соответственно, применяемые схемы ухода от налогов. В зависимости от конфигурации применяемой схемы (или предположений налоговых органов о такой конфигурации) выстраиваются оперативные проверочные мероприятия.

В зависимости от критериев, принятых аналитическим подразделением налогового органа за основу для конкретной проверки группа может включать большее или меньшее количество участников. Практические мероприятия налоговых органов не должны быть сориентированы на изыскание средств, причитающихся в бюджет, с точностью до рубля. Должен быть обеспечен лишь разумный баланс между затратами на проводимые мероприятия и поступлениями, которые получит бюджет от их осуществления.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Акцизное налогообложение
Основные направления совершенствования механизма налогообложения доходов физических лиц
Сущность и функции налогов
Основные принципы налогового федерализма в России
Особенности становления малого предпринимательства в России
Вернуться к списку публикаций