2009-07-09 15:10:25
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Методологические основы налогового администрирования



Методологические основы налогового администрирования


Пробелы в налоговом законодательстве могут использоваться для уклонения от уплаты налогов в большей или меньшей степени в каждой из перечисленных отраслей и устанавливают, таким образом, специфический налоговый климат в каждой данной отрасли. В результате, рассмотрение данного аспекта проблем налогового администрирования можно отнести к «межотраслевому подходу» оценки масштабов налоговых неплатежей.

В рамках анализа рассматриваемой структуры отраслей наш общий вывод о секторах, где возможны наибольшие налоговые сокрытия, сводится к следующему. Наибольшие сокрытия возможны вне производственной отрасли, являющейся центром затрат. Основной отраслью, обслуживающей функционирование производства, является торговля. Здесь, по нашему мнению, оседают основные (количественно) налоговые сокрытия. Финансы, страхование и прочие услуги являются сейчас вспомогательными секторами услуг. Возможности налоговых сокрытий в них обусловлены по большей части тем налоговым «микроклиматом», который создает здесь действующее налоговое законодательство. Вместе с тем, в финансовом секторе находится один из важнейших инструментов сокрытия налогов, генерирующий уклонение от уплаты налогов во всех отраслях - бизнес по нелегальному обналичиванию денежных средств. Это определяет крайне высокую значимость данного сегмента финансового сектора в работе по преодолению налоговых сокрытий.

Для выявления подотраслей, где налоговые сокрытия наибольшие, необходимо использовать агрегированные показатели статистической отчетности производственной деятельности (объем производства в мировых и внутренних ценах (в зависимости от доли экспортируемой продукции)) этих отраслей либо косвенные макроэкономические индикаторы (динамику денежной массы, товарооборот в оптовой и розничной торговле, статистику доходов). Использование агрегированных статистических показателей по финансовой деятельности предприятий не имеет смысла, так как в них уже заложены искажения, которые в значительной мере отражают процессы налогового планирования.

Таким образом, можно сформулировать критерии отбора крупных и средних производственных предприятий для предварительного анализа их финансовой отчетности с целью минимизации издержек налоговых органов при проведении выездных проверок налогоплательщиков.

Общий подход состоит в следующем: стремление к минимизации налоговых платежей естественно для любого бизнеса. Поэтому полностью пресечь уход от налогов невозможно, но можно ограничить его масштабы. При этом следует начинать надо с тех предприятий, где складываются наиболее благоприятные условия для ухода от налогов, а также с наиболее явных нарушений, выявляемых при анализе отчетности.

Отбор предприятий, на которых более вероятно уклонение от уплаты налогов в значительных масштабах, следует начинать с выделения отраслей (подотраслей) с более благоприятной экономической конъюнктурой. Критерием благоприятной экономической конъюнктуры могут выступать более высокие темпы роста производства (либо в условиях кризиса его меньшее снижение, чем в других отраслях), опережающий рост доли экспорта, более высокая средняя заработная плата и т.д. Подобные показатели следует рассматривать на относительно длинном временном интервале (не менее 3 лет) и в рамках относительно дезагрегированных отраслей.

При прочих равных условиях следует обращать внимание на предприятия, расположенные в регионах с более благоприятными условиями для вывода активов с крупных и средних производственных предприятий. С этой точки зрения в рамках отраслей, выделенных на первой стадии, следует выделять предприятия, расположенные в регионах:

- с более развитой сферой торговли и услуг и финансовым сектором (индикатор - доля соответствующих отраслей в валовом региональном продукте);

- с большим числом малых и средних предприятий (индикатор - доля малых и средних предприятий, а также индивидуальных частных предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов);

- с более высоким уровнем доходов на душу населения.

Следует отметить, что межотраслевой подход (а также учет в различиях между регионами) к оценке налоговой базы отраслей является более значимым с точки зрения анализа состояния методологии и практики налогового администрирования в отраслях, а также для выработки подходов к совершенствованию соответствующей нормативной базы. Для решения практических задач налогового администрирования более актуальным является внутриотраслевой выбор объектов налоговых проверок.

Наиболее рациональным подходом в работе налоговых органов по пресечению уклонения от налогообложения является поиск предположительно самых крупных неплательщиков. В этой связи в круг потенциальных объектов налоговой проверки в первую очередь попадают крупнейшие предприятия рассматриваемой отрасли и крупнейшие неплательщики налогов по данным налогового учета.

На следующем этапе отбор должен проводиться на основе индикативных показателей деятельности отдельных предприятий.

В качестве индикативных показателей сокрытия части налоговой базы должны использоваться данные финансовой отчетности налогоплательщиков рассмотренные в динамике.

Наиболее информативными являются данные о потоках средств предприятия, которые сосредотачиваются в формах №2 и №5 квартальной и годовой финансовой отчетности, в сравнении с динамикой показателей баланса (форма №1 финансовой отчетности).

Результатом анализа на данном этапе будет предположительное выявление зоны трансфертного ценообразования и определение возможного позиционирования данного предприятия в группе.

Позиционирование предприятия в рамках производственной цепочки группы выражается в соразмерности роста задолженности перед поставщиками и задолженности покупателей.

Дополнительным признаком налогового неблагополучия может служить быстрый рост долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.

Перечень крупнейших дебиторов (форма №5) дает представление о значительной части крупных контрагентов в бизнесе данного предприятия.

Должны обращать на себя внимание как резкие колебания структуры затрат предприятия (форма №5), так и резкие колебания операционных и внереализационных расходов (форма №2). Однако интерпретация этих фактов в каждом конкретном случае будет индивидуальной.

В стабильных экономических условиях при отсутствии переоценок основных фондов и гиперинфляции показателем «выкачивания» средств из предприятия может служить стабильное на протяжении ряда лет уменьшение его чистых активов. Однако, для вынесения окончательного заключения необходима оценка конъюнктуры отрасли, в которой находится данное предприятие, деловой активности в регионе и т.д., так как стабильное снижение чистых активов может быть следствием «естественной» деградации предприятия или отрасли.

Данные балансовой отчетности не могут трактоваться однозначно без глубокого исследования различных аспектов деятельности предприятия, конъюнктуры и т.д. В этой связи, на первом этапе отбора предприятий в рамках отраслевой классификации предлагаются следующие критерии для предварительного отбора:

1. Коэффициент отношения совокупных налоговых платежей к выручке. Оценка выручки производится исходя из натуральных показателей и данных ценового мониторинга. В итоге выделяются группы, где коэффициент налоговой нагрузки на реализацию наименьший.

2. Аналогично необходимо выделить сегменты, где отношение себестоимости к выручке наибольшее. Здесь более вероятны сокрытия выручки или завышение себестоимости.

После перечисленных мероприятий возможен переход к анализу показателей финансовой отчетности.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Методологические основы налогового администрирования
Эволюция форм налогообложения в исследованиях финансовой науки
Исследование направлений по совершенствованию системы обложения единым налогом на вмененный доход
Налогообложение как фактор развития рыночной экономики
Научно-теоретические принципы налогообложения
Вернуться к списку публикаций