2009-07-09 15:10:25
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Методологические основы налогового администрирования



Методологические основы налогового администрирования


Основным ограничением «одномоментного» подхода является отсутствие заранее известного перечня способов уклонения от уплаты налогов. В результате его осуществления налоговые органы будут вынуждены всегда находиться, по крайней мере, на шаг позади практики налогового планирования. Кроме того, вне пределов поля зрения контролирующих органов в данной ситуации остаются все сокрытия налоговой базы, которые основываются на ее «растворении» в многоступенчатых структурах, опосредующих движение товаров и услуг.

Естественные ограничения второго подхода связаны с высокими трудозатратами на этапе накопления необходимого минимума информации и увязки ее в единую систему. Эта система должна представлять собой отобранные и соответствующим образом структурированные базы данных и алгоритм отбора объектов, использующий информацию этих баз данных.

Работа налоговых органов с «проблемными налогоплательщиками» базируется на применении одномоментного подхода, о чем свидетельствуют материалы МНС России, где в качестве основных задач момента по борьбе с уклонением от уплаты налогов является проверка обоснованности возмещения НДС из бюджета, пресечение вексельных схем увода налоговых платежей через банки, имеющие значительные нарушения нормативов балансовых показателей, ограничение оттока капитала из России по статье «выплаты за пользование торговыми марками».

Вместе с тем, в тех же материалах МНС России прослеживается стремление к достижению нового уровня налоговой работы, которое выражается в развитии практики межрегиональных проверок, которые охватывающих одновременно большое количество связанных предприятий.

Функционирование бизнеса всегда подразумевает наличие хозяйственных либо имущественных взаимосвязей между его субъектами. Следовательно, подход, при котором решение задач эффективного налогового администрирования основывается на выявлении и анализе этих взаимосвязей, должен быть принят в качестве основного. Важным преимуществом его является универсальность, когда налоговое администрирование может строиться на единых принципах и в едином формате базы данных, независимо от размера налоговой базы отдельного налогоплательщика, и может служить основой для работы налоговых инспекций всех уровней.

Новое, более широкое видение объекта налогообложения, полученное на основе анализа имущественных связей налогоплательщика позволяет предположить потенциальную возможность и способы уклонения от налогов.

Анализ хозяйственных связей позволяет, кроме того, проследить систематические трансакции, характер которых говорит о существовании интегрированной группы налогоплательщиков. Такая группа как объект налогообложения может требовать совершенно другой оценки, чем сумма ее частей в чисто юридическом смысле.

Феномен интеграции бизнеса в тех или иных формах имеет самое широкое распространение в российской экономике. Следовательно, существует проблема эффективного налогового администрирования в отношении данных групп.

Результатами, по которым оценивается качество работы налоговых органов, являются:

- максимизация доначислений и взыскания налогов, штрафов и прочих санкций в бюджет;

- выявление пробелов в законодательстве, делающих налоговую систему уязвимой, а прямые функции налоговых органов нереализуемыми.

Исходя из этих ориентиров, можно предложить два направления работы по отбору объектов для первоочередной налоговой проверки.

Первое можно обозначить как межотраслевой подход. Он заключается в группировке сходных типов бизнеса, склонных, соответственно к одинаковым схемам уклонения от уплаты налогов. Данный подход с одной стороны, полезен с точки зрения систематизации анализа пробелов в законодательстве, с другой - с точки зрения выявления секторов экономики в целом, где могут происходить наибольшие налоговые сокрытия.

Второе направление - внутриотраслевой подход - напротив, сосредотачивается на поиске проблемных налогоплательщиков среди однотипных хозяйственных единиц в рамках одной отрасли с целью выявления наиболее крупных неплательщиков.

Для достижения максимального эффекта оба этих подхода целесообразно использовать в налоговой работе параллельно.

Механизм налогового планирования естественным образом обусловлен видом хозяйственной деятельности, осуществляемой конкретным предприятием. Для укрупненного анализа основных типов схем налогового планирования можно предложить разделить все виды бизнеса на четыре основных сектора:

- производство

- торговля

- финансы и страхование

- прочие услуги

Реальный средний и крупный бизнес сегодня представляет собой, как правило, не отдельно взятый вид деятельности, а широкий набор различных форм бизнес-активности, которые служат максимизации общего результата. Одним из важнейших факторов, определяющих состав формирующейся структуры, являются налоговые обязательства предприятий.

В отраслях производства налоговое планирование, в конечном счете, основывается либо на сокрытии выручки, либо на завышении себестоимости выпуска. Отдельным, значимым моментом могут выступать операции, которые можно охарактеризовать как налоговое мошенничество (например, фиктивный экспорт с целью возмещения НДС из бюджета) и которые основываются на упущениях в законодательстве или слабости налогового администрирования.

Сокрытие выручки или завышение себестоимости реализуются посредством ряда комбинаций, набор которых определяется в основном отраслевой специализацией данного предприятия. Основываются они либо на трансфертном ценообразовании, либо на фиктивных сделках.

Можно утверждать, что в целом по промышленности сложилась ситуация, когда груз налоговых неплатежей, накопившийся за годы реформ, превратил промышленные предприятия с их огромными основными фондами в производственные подразделения бизнес-групп, лишенные финансовых функций. Организация финансирования деятельности и формирования финансовых результатов перешла в ведение других структур бизнеса. Внешне деятельность промышленных предприятий как производственных подразделений, лишенная финансовой независимости, выражается в бартере и других формах неденежных расчетов, являющихся формами движения средств, недоступными для налоговых изъятий.

Вполне логичным образом произошло формирование новой индустриальной организации в экономике России с разделенными центрами затрат, прибыли и ответственности. Обслуживание затратного, денежного и товарного оборота данной организации оказалось сосредоточенным в юридически обособленных предприятиях. Вместе с тем, представление о налогоплательщике как некотором обособленном предприятии в форме конкретного юридического лица осталось общепринятым в практике налоговых органов. Результатом являются изначально неверный подход к оценке налогоплательщика как объекта налогообложения и, как следствие, затруднения с определением размера его налоговой базы.

Единственно возможным решением проблемы в долгосрочном плане является закрепленная законодательно смена методологических подходов к определению понятия предприятия и коренное улучшение информатизации в работе налоговых органов в целях преодоления трудностей «неполного видения объекта».



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Содержание и принципы формирования налоговой системы
Налоговые санкции, механизмы реализации и пути развития контрольно-регулятивной налоговой политики
Зарубежный опыт косвенного налогообложения
Налогообложение доходов физических лиц в налоговой системе РФ
Научно-теоретические принципы налогообложения
Вернуться к списку публикаций