2009-07-09 15:10:25
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Методологические основы налогового администрирования



Методологические основы налогового администрирования


Одним из сдерживающих факторов повышения эффективности налоговой политики являются сложившиеся методы налогового администрирования. Практика реформирования деятельности налоговых органов показала эффективность адаптивного управления налоговыми отношениями и формирования налогового потенциала с учетом специфики конкретного региона, в том числе опыта модернизации структур налоговых органов и внедрения современных информационных технологий работы с налогоплательщиками. При этом применение зарубежного опыта объективно осложнено спецификой трансформационных процессов в российской экономике и своеобразием экономико-политических условий.

Налоговое администрирование заменило традиционные подходы к управлению налоговой деятельностью и стало важным элементом государственного управления на региональном уровне. От адекватности организационного построения налоговых органов условиям современной системы хозяйствования зависит не только эффективное функционирование данных структур, но и перспектива стабильного роста предпринимательской активности в российской экономике.

Эффективное функционирование налоговой системы в экономической литературе в большинстве случаев связывается с методами налогового администрирования, под которыми понимаются соответственно: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль, а также с формами их реализации: тактическое и стратегическое планирование, система налогового стимулирования, регистрация и учет плательщиков и так далее.

В 2002 году была утверждена концепция работы налоговых органов с крупнейшими налогоплательщиками. Разработана методология отбора основных налогоплательщиков, сформированы их списки, регулярно проводится мониторинг поступлений от указанной категории налогоплательщиков. На федеральном уровне администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется тремя межрегиональными инспекциями Министерства.

В 2003 создано еще четыре новые межрегиональные инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации специализирующиеся по работе с налогоплательщиками в отраслях электроэнергетики, транспорта, связи и металлургии.

По результатам контрольной работы налоговых органов в 2002 году дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней и государственные социальные фонды, с учетом налоговых санкций и пеней, на сумму 170,2 млрд. руб. При этом наблюдается устойчивая тенденция к увеличению сумм, доначисленных по результатам выездных и камеральных проверок, поступающих в государственную казну: в 2000 году - 42 млрд. руб., в 2001 - 60 млрд. руб., в 2002 году - более 65 млрд.руб. Таким образом поступления по результатам проверок выросли за три года в 1,5 раза.

В настоящее время приоритетная роль в решении проблемы эффективного налогового контроля отводится камеральным проверкам. Так, суммы взысканных платежей по камеральным проверкам возросли по сравнению с 2001 годом в 1,4 раза и составили 17,3 млрд. руб.

Выездными налоговыми проверками, проведенными в 2002 году налоговыми органами Российской Федерации, проверено 468,4 тыс. юридических лиц и 222,9 тыс. физических лиц. Эффективность выездных налоговых проверок также возросла: доначисления в расчете на одного налогоплательщика - организацию в результате выявленного у него нарушения по сравнению с 2001 годом увеличились на 17% и составила 250 тыс. руб., взыскания возросли в 1,4 раза и составили 167 тыс. руб. Доля проверок, выявивших нарушения возросла на 4,6% и составила 55,3%.

С 1 июля 2002 года налоговые органы начали работу по ведению федерального информационного ресурса «Единый государственный реестр юридических лиц», сведения из которого в установленном порядке направляются в государственные органы власти и предоставляются по запросам заинтересованным лицам.

По данным налоговых органов, число юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 года, составляло более 3,2 млн., однако из них только 1,7 млн. предоставляли отчетность и уплачивали налоги.

По состоянию на 31 декабря 2002 года в регистрирующие органы представили сведения о себе около 1,6 млн. юридических лиц, зарегистрированных до 1 июля 2002 года.

Всего за период функционирования новой системы государственной регистрации зарегистрировано 144 тыс. вновь созданных организаций. Количество записей о государственной регистрации на начало 2003 года составило около 2 млн. юридических лиц.

В отношении физических лиц, в 2002 году налоговыми органами проверено почти 3 млн. деклараций о доходах за 2001 год из 3,1.

Нарушения выявлены в каждой 4-й проверенной декларации. Вместе с тем, не были приняты действенные меры для результативности декларационной кампании.

Не в достаточной степени велась налоговыми органами и привлечению к декларированию доходов физических лиц, реализуя в 2001 году принадлежащее им на праве собственности имущество.

С целью повышения эффективности при осуществлении проводимой государством политики в сфере налогообложения в 2003 году принято решение о создании мощного «полигона» для отработки новаций, способных решать задачи по модернизации налоговых органов.

В перечень управлений и инспекций Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, принимающих участие в осуществлении данного проекта, включено 31 управление, а это 407 территориальных инспекций, на долю которых приходится 80 % налоговых поступлений.

В результате все территориальные налоговые органы должны будут перейти на унифицированный функциональный принцип организации деятельности по всем видам налогов и категориям налогоплательщиков.

Эффективная система налогового администрирования предполагает осуществление не противоречащих законодательству процедур, позволяющих налоговым органам оперативно отслеживать состояние налоговой базы и налоговых обязательств налогоплательщиков.

При реализации этих мероприятий в практике работы налоговых органов России можно выделить два методологических подхода к решению данной задачи:

- «Одномоментный» подход, когда внимание налоговых органов направлено на поиск фактов уклонения от налогов на основе практики применяемых налогоплательщиками в данный момент схем налогового планирования и уклонения от налогов.

- Метод, основанный на поиске и отслеживании имущественных и хозяйственных взаимосвязей в бизнесе.

Особенностью первого подхода является большая простота осуществления, объясняющаяся ориентацией на заведомо предполагаемый результат.

Второй подход намного более трудоемкий, поскольку требует накопления и анализа значительного объема информации и предполагает увязку всех проводимых процедур.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Налогообложение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
Приоритеты, механизмы и пути реализации эффективной налоговой политики
Трансформация налоговой системы России (1861-1916)
Развитие теоретических взглядов на проблему исчисления тяжести налогообложения
Теории переложения налогов
Вернуться к списку публикаций