2009-07-09 15:10:25
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Совершенствование налоговой политики в период глобализации экономики Российской Федерации



Совершенствование налоговой политики в период глобализации экономики Российской Федерации


Налоговое поощрение экспорта, как правило, связано с обложением пониженными ставками или освобождением от налогов, получаемых от экспорта прибылей корпораций. Кроме этого, важную роль в стимулировании экспорта может сыграть создание федерального агентства по предоставлению гарантий под экспортные контракты российских фирм, а также института по страхованию экспортных кредитов.

Международные расчётно-кредитные отношения РФ с зарубежными государствами осуществляются в российских рублях, национальных валютах ряда стран, международных денежных единицах и клиринговых валютах.

Рубли, использовавшиеся ранее в международных экономических связях с рядом стран дальнего зарубежья (их принято называть инвалютные рубли) применялись для выражения размера предоставляемых нашей страной долгосрочных кредитов иностранным государствам, установления цен на поставляемые товары и в других случаях, а в настоящее время являются «основой» для пересчёта причитающегося долга со стороны этих стран России в американские доллары.

Во внешнеэкономических связях России с рядом стран ближнего зарубежья в расчётно-кредитных отношениях используются российские рубли, находящиеся во внутреннем обороте страны, а также, по договорённости сторон применяются национальные валюты этих государств.

Помимо долларовых инвестиций, иностранные компании начали осуществлять капиталовложения в российских рублях, что свидетельствует, с одной стороны, об укреплении курса национальной валюты, а с другой - о начале процесса реинвестирования прибыли, полученной иностранными инвесторами от предпринимательской деятельности на территории России.

Продолжающийся незаконный отток капиталов из страны, достигающий 15-20 млрд. долл. в год, обусловливает необходимость расширения направлений государственного регулирования и контроля за расходованием иностранной валюты российскими предприятиями и организациями. В этих целях Центральный Банк РФ утвердил 30 декабря 1999 г. инструктивный документ - Указание № 721-У «О покупке юридическими лицами-резидентами иностранной валюты для осуществления платежей за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности».

Согласно этому Указанию, покупка юридическими лицами-резидентами иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке России для осуществления платежей в пользу нерезидентов за выполнение работ, оказание услуг или передачу результатов интеллектуальной деятельности, перечисленных в приложении к этому Указанию, осуществляется при условии предоставления юридическим лицом-резидентом в исполняющий коммерческий банк заключения Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) об обоснованности платежей в иностранной валюте за работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности.

Неуклонное выполнение требований указанных инструктивных документов будет содействовать рациональному расходованию иностранной валюты российскими предприятиями, фирмами и организациями.

Объявление правительством в одностороннем порядке отсрочки погашения иностранных кредитов коммерческим структурам России имело крайне отрицательные последствия. Хотя не все банки потеряли ликвидность, оно подорвало доверие населения и инвесторов ко всей финансовой системе России и затруднило проведение инвестиционных проектов, имеющих определяющее значение для развития народного хозяйства, сделало невозможным участие российских финансовых структур в совместных проектах в области развития малого и среднего бизнеса, ипотеки и высокотехнологических инвестиционных проектов.

Важной статьей пополнения доходной части бюджета являются также доходы от реализации государством своей собственности, что предполагает эффективное управление государственной собственностью, рентные доходы от использования природных богатств России, повышенные ставки налогообложения предметов роскоши, недвижимости, алкоголя.

Основные изменения, внесенные в законодательство о налогах и сборах в рамках проводимой государственной политики в сфере налогообложения, заключаются в следующем.

Отменен налог на пользователей автомобильных дорог, являющийся оборотным налогом. Одновременно отменен и налог с владельцев транспортных средств.

Об этих изменениях речь шла еще в Федеральном законе от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса

Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». Согласно ст.ст.4, 5 вышеназванного Федерального закона налог на пользователей автомобильных дорог сохранялся до 2003 г. со ставкой в размере 1%. За его счет (1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) и 1% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности) финансировались работы по строительству и содержанию автомобильных дорог.

Компенсировать потери доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от его отмены предполагалось за счет введения нового налога -транспортного налога, который призван заменить налог с владельцев транспортных средств и налог на водно-воздушные транспортные средства, предусмотренные Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

В этих целях раздел «Региональные налоги и сборы» части второй НК РФ дополнен гл.28 «Транспортный налог».

Транспортный налог отнесен к региональным налогам. Это означает, что данный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где принятым в соответствии с НК РФ соответствующим законом субъекта Российской Федерации налог введен в действие. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства - объекты налогообложения.

Разработаны и другие способы компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Снижена федеральная часть ставки налога на прибыль организаций с 7,5 до 6% с передачей соответствующей разницы региональным бюджетам. В результате перераспределения части федеральной ставки налога на прибыль организаций в размере 1,5% в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется сумма налога на прибыль по ставке 16% (в 2002 г. -14,5%).

Для всех категорий земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2002 г., увеличивались в 1,8 раза. Земельный налог зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в размере 50% в каждый.

Кроме того, ставки акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла увеличены на 45%. При этом 40% поступлений зачисляются в федеральный бюджет, а 60% - в бюджеты субъектов Российской Федерации.

В дополнение к ранее предусмотренному гл.26.1 НК РФ специальному налоговому режиму для сельскохозяйственных товаропроизводителей Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» введены в действие с 1 января 2003 г. специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (соответственно гл.26.2 и 26.3 НК РФ).

Увеличены (проиндексированы) установленные в абсолютной сумме на единицу измерения ставки акцизов. В расчет принимался рост уровня цен на потребительские товары и прогнозируемый уровень инфляции.

Индексация в среднем составила 15%. При этом ставки акциза на пиво увеличены на 25%, а на табачные изделия - примерно на 80%.

В качестве меры, направленной на снижение налоговой нагрузки, служит отмена налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Взимание вышеуказанного налога не оказывало значительного влияния на уровень поступлений в бюджет, вместе с тем требовались значительные усилия по контролю за его исчислением и уплатой.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Зарубежный опыт косвенного налогообложения
Трансформация налоговой системы России (1861-1916)
Развитие теоретических взглядов на проблему исчисления тяжести налогообложения
Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России
Акциз
Вернуться к списку публикаций