2009-07-09 15:09:55
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации



Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации


В 2002 году налоговыми органами была проведена значительная работа, позволившая обеспечить как рост поступлений налогов и сборов, так и снижение задолженности, в том числе недоимки. В рамках реализации налоговой реформы и структурных преобразований экономики в 2002 году фактически завершен важнейший этап урегулирования задолженности предприятий перед государственным бюджетом. Основные итоги работы налоговых органов в этом направлении состоят в улучшении структуры задолженности, устойчивом снижении уровня недоимки, активизации выплат в счет погашения реструктурированной задолженности. Так, структурные преобразования задолженности по налогам и сборам в 2002 году характеризовались:

- завершением процесса принятия решений о реструктуризации кредиторской задолженности в бюджет;

- активизацией мер принудительного взыскания.

Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации по состоянию на 1 января 2003 г. составила 1113,8 млрд. руб. и за период с начала отчетного периода увеличилась почти на 6%. (таблицу 6).

Таблица 6.

Задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации за 2000г., 2001г., 2002г. (тыс. рублей)

на
01.01.2001
на
01.01.2002
2001г. в
%к 2000г.
на
01.01.2003
2002г. в%к 2001г. Структура
задолженности на 01.01.2003
%
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - всего 914597888 1051054900 114,92 1113763078 105,97 100,00
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - всего 456 892 177 523 113 977 114,49 518 801 493 99,18 46,58
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО 32 549 694 42 138 402 129,46 50 223 784 119,19 4,51
ТРАНСПОРТ 92 553 603 102 236 113 110,46 90 764 436 88,78 8,15
СВЯЗЬ 2 481748 3 111 937 125,39 3 380 754 108,64 0,30
СТРОИТЕЛЬСТВО 105 271362 123 277 457 117,10 138 111 426 112,03 12,40
ТОРГОВЛЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ 78 489 879 85 447 143 108,86 101 227 419 118,47 9,09
МАТЕРИАЛЬНО
ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ И СБЫТ
14 147 734 14 058 594 99,37 17 301252 123,07 1,55
ОПЕРАЦИИ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ 2 066 077 2 913 350 141,01 2 953 310 101,37 0,27
ОБЩАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБОЕСПЕЧЕНИЮ 4 055 115 5 133 717 126,60 7 271 657 141,65 0,65
ЖИЛИЩНО – КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 28 854 249 39 312 994 136,25 51 794 004 131,75 4,65
ТУРИЗМ 628 686 694 561 110,48 831 899 119,77 0,07
ФИНАНСЫ, КРЕДИТ, СТРАХОВАНИЕ, ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 42 085 015 47 037 202 111,77 48 468 707 103,04 4,35
4, 54 522 549 62 579 453 114,78 82 632 937 132,04 7,42

Среди отраслей экономики Российской Федерации в структуре задолженности наибольший объем имели в 2003 году отрасли промышленности - более 46% и торговля и общественное питание -12,4%.(таблица 6).

Недоимка по налогам и сборам в консолидированный бюджет на начало 2003 года составила 209,6 млрд. руб. и за 2002 год снизилась более чем на 63 млрд. руб. или на 23%. При этом доля недоимки в структуре задолженности постоянно снижалась: на начало 2001 года она составляла 77 %, 2002г. - 52 %, 2003 года - около 44 %. Доля приостановленных к взысканию платежей значительно растет: с 5 % на начало 2001 года до 36 % на начало 2003 года.

Снижение недоимки обусловлено действием двух факторов:

- погашение недоимки прошлых лет в ходе проведения мер принудительного взыскания;

- урегулирование задолженности, т.е. переходом значительной части недоимки в категорию приостановленных ко взысканию платежей.

Однако здесь следует отметить, что в целом, по оценке Правительства РФ реальная собираемость налогов колеблется от 26% до 29%, хотя по отраслям, а тем более по предприятиям разброс гораздо шире. Нефтяные компании реально платят 17-18%, крупные предприятия машиностроения около 30%.

Объем законодательно определенных и предоставленных налоговых льгот всем категориям налогоплательщиков составил в 2003 году в целом по Российской Федерации 2,8 трлн. рублей или 21,5% ВВП. Это почти на 4,5 млрд.рублей больше всех расходов федерального бюджета, запланированных на 2003 год.

Орловская область входит в число регионов, имеющих невысокий удельный вес в налоговых доходах бюджетной системы России.

При рассмотрении итогов поступления платежей в бюджетную систему Орловской области с 2002 по 2004 год можно отметить объемную и эффективную работу налоговых органов.

Комплекс принятых мер способствовал повышению собираемости налогов, обеспечению стабильности платежей в бюджеты всех уровней, укреплению налоговой дисциплины, сокращению прироста задолженности.

Благоприятная экономическая ситуация позволила в значительной степени расширить и укрепить налоговый потенциал области, сформировать оптимальную налоговую политику.

В период с 2000 по 2004 год Управлением МНС РФ по Орловской области совместно с исполнительной и законодательной властью активно проводились мероприятия, которые были направлены на разработку законопроектов в рамках действующих федеральных Законов, снижающих налоговую нагрузку на реальных товаропроизводителей, вкладывающих инвестиции в экономику области.

В области принят ряд документов по совершенствованию налоговой политики. В течение этого периода Управлением МНС РФ по Орловской области проводились мероприятия по усилению контрольной работы.

Принятые меры в сфере легализации производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции в определенной степени сказались на увеличении поступлений налогов в этих отраслях.

В результате принятых мер на территории области увеличились объемы налоговых поступлений в бюджет, перевыполнены установленные задания по мобилизации налогов и сборов в бюджет.

Как свидетельствует анализ налоговой статистики Управления МНС РФ по Орловской области, в первом квартале года собрано почти 1975 млн. рублей налогов и других обязательных платежей. Из них в федеральный бюджет направлено 812 млн. рублей. Превышение фактического поступления доходов территориального бюджета по отношению к установленному на первый квартал заданию составило более 370 млн. рублей. Поступление в консолидированный бюджет области налога на доходы физических лиц возросло по сравнению с первым кварталом 2003 года в полтора раза. Удельный вес этого налога в доходах территориального бюджета составил 38,3 процента.

В первом полугодии 2004г., согласно статистическим данным налоговыми органами Орловской области собрано около 4,2 млрд. рублей налогов и других обязательных платежей. По данным управления МНС по Орловской области около 85 процентов всех доходов консолидированного бюджета области сформировано за счет НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и акцизов. В структуре платежей денежная составляющая достигла 98 %.

В федеральный бюджет перечислено 1,5 млрд. руб. или 37 процентов. В бюджеты территорий - 2,6 млрд. руб. По сравнению с первым полугодием 2003 года платежи возросли в 1,3 раза.

В 2004г 37% налогов Орловская область перечисляет в федеральный бюджет. Уровень собираемости текущих налоговых платежей за первое полугодие 2004год составил 97,9 %.

По всем основным видам налогов и отраслям экономики области возросли объемы платежей (таблица 7).

Таблица 7.

Итоги поступления налогов в территориальный бюджет за январь-август 2004 года. (млн. рублей) (согласно данным управления МНС по Орловской области)

Показатель Задание январь-август 2004 года Фактически поступило январь-август 2004 года Фактически поступило январь-август 2004 к заданию
+ %
Всего платежей в территориальный бюджет 2900,5 4040,2 1139,7 139,3
в том числе: налог на прибыль 776,3 1130,8 354,5 145,7
Налог на доходы физ. лиц 1185,1 1691,1 506,0 142,7
Единый налог на вмененный доход 105,9 145,8 39,9 137,7
Упрощенная система налогообложения 36,4 54,9 18,5 150,8
Налог на имущество предприятий 292,2 391,7 99,5 134,1
Земельный налог 16,2 24,2 8,0 149,4

Из анализа таблицы 7 очевидно, что наблюдается рост поступлений практически по всем налоговым платежам, бесспорно превышение основных плановых показателей задания.

Государство всеми доступными для него способами, в том числе и с помощью силовых методов, стремится получить от налогоплательщика всё, что положено по закону, а также закрыть лазейки, с помощью которых налогоплательщик минимизирует свои налоговые платежи. Отсюда ежегодные, многочисленные поправки в налоговые и бюджетные законы. Не последнее место в них занимают поправки, направленные на закрытие лазеек для нарушающих законы налогоплательщиков.

В отдельных регионах примерно 50% всех зарегистрированных в установленном порядке в государственных органах юридических лиц или не встают на налоговый учёт, или, формально встав на такой учёт в налоговых органах, не только не платят налогов, но даже не сдают налоговую отчётность. Только 10-15% налогоплательщиков исправно платят полагающиеся по закону налоги. Подобное положение продолжает наблюдаться практически в любом регионе Российской Федерации. Однако, намечающийся устойчивый рост собираемости налогов необходимо признать положительной тенденцией развития налоговой системы региона.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Направления совершенствования налоговой политики РФ
Основные принципы налогового федерализма в России
Акцизное налогообложение
Совершенствование налоговой политики в период глобализации экономики Российской Федерации
Налоговые теории обеспечения фискальных интересов государства
Вернуться к списку публикаций