2009-07-09 15:09:55
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации



Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации


Следует отметить, что выполнение плана по сбору налогов в течение всего 2002 года шло довольно напряженно. Министерством Российской Федерации по налогам и сборам задание на 2002 год по мобилизации в федеральный бюджет налогов и сборов, включая единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, выполнено на 100,2 %. При этом, задание по налоговым и неналоговым доходам, контролируемым МНС

России выполнено на 95,4 % - мобилизовано около 1,15 триллионов руб. вместо установленных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год» 1,2 триллиона руб.

Абсолютная сумма доходов от налогов и сборов, зачисляемых в федеральный бюджет в 2003 году, составила 1666,5 млрд. руб. Рост поступлений в федеральный бюджет с учетом ЕСН по сравнению с 2002 г. составил 12,2%. Динамика поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет РФ представлена в таблице 4.

Таблица 4.

Динамика поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет РФ

Период с ЕСН (млрд. руб.) 2002 г. 2003 г. в % к 2002 г.
Январь 110.4 117.8 106.7
Февраль 96.4 126.0 130.7
Март 115.4 148.4 128.6
Итого по I кварталу: 322.2 392.2 121.7
Апрель 136.2 151.9 111.5
Май 117.3 131.4 112.0
Июнь 112.1 137.8 122.9
Итого за I полугодие: 687.5 813.3 118.3
Июль 142.1 148.2 104.3
Август 123.7 134.2 108.5
Сентябрь 125.7 136.3 108.4
Итого за 9 месяцев: 1079.0 1232.0 114.2
Октябрь 145.7 148.4 101.9
Ноябрь 123.4 135.1 109.5
Декабрь 136.9 153.4 112.1
Итого за год 1485.0 1666.5 112.2

Поступления от налогов и сборов (включая ЕСН) в 2003 г. увеличились на 12,2%, при этом всплеск собираемости налогов приходился на февраль, март и июнь. Следует отметить также, что на протяжении всего 2003 г. собираемость налогов в абсолютной величине превосходила показатели 2002 г. Не очень удачными с точки зрения доходов от налогов и сборов в федеральный бюджет оказался октябрь и июль 2003 г., когда абсолютные суммы практически равнялись данным предшествующего года. Отдельного рассмотрения требует динамика поступлений ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, и перечисляемого в Пенсионный фонд РФ для выплаты базовой части трудовой пенсии, представленная в таблице 5.

Таблица 5.

Динамика поступлений ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет

ЕСН (млрд. руб.) 2002 г. 2003 г. в % к 2002 г.
Январь 35.7 20.6 57.7
Февраль 27.9 27.5 98.6
Март 26.5 29.6 111.7
Итого по I кварталу: 90.1 77.6 86.1
Апрель 29.8 32.1 107.7
Май 23.9 28.6 119.8
Июнь 26.8 31.6 117.9
Итого за I полугодие: 170.6 169.9 99.6
Июль 30.0 32.4 108.0
Август 26.5 29.7 112.1
Сентябрь 24.8 29.0 116.9
Итого за 9 месяцев: 251.9 261.0 103.6
Октябрь 26 28.8 110.8
Ноябрь 25.7 29.5 114.8
Декабрь 34.7 41.5 119.6
Итого за год 338.3 360.0 106.4

По итогам года абсолютная сумма ЕСН, зачисленного в федеральный бюджет составила 360 млрд. руб. и выросла по сравнению с 2002 г. всего на 6,4%. Откровенно неудачным было начало года, когда январский сбор составил всего 57,7% от показателей января 2002 г. Результатом этого стало отставание собираемости ЕСН по итогам как I квартала, так и полугодия. Однако по результатам 9 месяцев сбор социального налога в абсолютной сумме в федеральный бюджет превысил показатели 2002 г. Несмотря на то, что уровень налогов и сборов в федеральный бюджет в 2003 г. в целом считается успешным, следует отметить, что объем фактически поступивших средств, включая ЕСН, сопоставим с темпами роста инфляции.

В таких условиях можно поставить под сомнение реальную эффективность налогового администрирования со стороны Министерства по налогам и сборам РФ. Собранные налоги и сборы в федеральный бюджет едва компенсируют обесценение рублевых средств в результате роста цен.

Сложившаяся ситуация является естественным следствием затягивания налоговой реформы и отсутствием сдвигов в направлении улучшения налогового администрирования. Между тем, продвижение в области налогового реформирования остро необходимо, в то время как реальные преобразования если и начнутся, то не раньше 2005 г.

Трудности с выполнением предусмотренных законодательством нормативов по сбору налогов и сборов прежде всего обусловлены общеэкономическими факторами. Так, по данным Министерства экономического развития РФ значительное влияние - около 38% - оказало снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, в том числе за счет расширения объема и состава затрат, предусмотренных вступившей в силу с 1 января 2002 года Главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Главным образом снижение произошло за счет увеличения суммы амортизационных отчислений, вычитаемых из общей суммы налогооблагаемой базы при исчислении налога, по сравнению с учтенной. Изменения макроэкономических показателей, введение особого порядка уплаты налога на прибыль организаций с учетом налоговой базы переходного периода и меры, принятые МНС России по улучшению налогового администрирования, позволили минимизировать потери бюджета по налогу на прибыль в среднем, по предварительным данным, на 87 млрд. Причины по недопоступлению налога на добавленную стоимость кроются прежде всего в увеличении - почти на 40 млрд. руб. по сравнению с заложенными в федеральном бюджете на 2002 год - возмещенных организациям - экспортерам сумм налога - 240 млрд. руб.

Кроме того, возросли суммы возвращенного НДС, уплаченного налогоплательщиками при ввозе товаров на таможенную территорию

Российской Федерации, что объясняется увеличением объема импорта по сравнению с показателем, предусмотренным федеральным бюджетом на 2002 год.

Из - за увеличения сумм НДС, предъявленных налогоплательщиками к вычету по товарам, приобретенным ими для выполнения строительно -монтажных работ для собственного потребления, в федеральный бюджет недопоступило около 12 млрд. руб.

Главной причиной потерь по акцизу на природный газ явилась более низкая, чем предполагалась ранее в расчетах к бюджету на 2002 год, экспортная цена на природный газ - 100 долларов США вместо 106.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Налогообложение как фактор развития рыночной экономики
Понятие налоговых льгот и их роль в налоговой политике
Налоговые льготы как элемент налогообложения и важнейший инструмент регулирующей налоговой политики
Цели и задачи налоговой политики на современном этапе
Особенности становления малого предпринимательства в России
Вернуться к списку публикаций