2009-07-09 15:09:55
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации



Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации


Системный анализ реализуемой в Российской Федерации налоговой политики

В соответствии с предложенной системой показателей оценку государственной политики в сфере налогообложения целесообразно начать с показателя характеризующего динамику и структуру налогоплательщиков в Российской Федерации. В первом полугодии 2003 года количество налогоплательщиков выросло на 148 тысяч и составило по Российской Федерации 3 млн 464 тыс. На первом месте среди субъектов РФ по числу налогоплательщиков по-прежнему остается Москва, в которой сосредоточено 774 тыс. 898 предприятий, или 22,36% от общего количества по стране.

По итогам перерегистрации выявлено 1,5 млн. налогоплательщиков - юридических лиц не прошедших подобную процедуру.

Из соотношения налоговых поступлений от мелких и крупных предприятий следует вывод о непропорционально большом внимании, которое уделяется малому бизнесу. В России на сегодняшний день малый бизнес приносит в казну всего 10 млрд. рублей и производит всего 12% российского ВВП (в Западной Европе этот показатель равен 50-70%). Как признал Премьер - министр России М. Касьянов, бурный рост малого предпринимательства в стране наблюдался лишь в начале 90-х годов, а с 1994 года он прекратился. В 2001 году число малых предприятий даже снизилось.

Роль последнего состоит вовсе не в экономическом и тем более не в научно - техническом развитии современного общества, а в обеспечении занятости, создании дополнительных рабочих мест. При этом, учитывая весь популизм темы расширения льготного режима налогообложения и предоставления дополнительных льгот и упование на «особые» трудности ведения малого бизнеса в России, верно замечено: «функционирование малого бизнеса сопровождается уклонением от налогообложения»..

Данные о плательщиках пронизывают и другие формы отчетности, анализ которых дает заслуживающие внимание результаты. К примеру, форма 2-НК содержит данные о лицевых счетах открытых налогоплательщиками в налоговых органах.

За 2002 год в консолидированный бюджет страны мобилизовано 2 325,6 млрд. руб. налогов и сборов, что на 25,1 % больше, чем в 2001 году. При этом валовый внутренний продукт (ВВП) России, по предварительным данным вырос в номинальном выражении на 120 %, а индекс потребительских цен составил 115,1 %.

В то же время в строгом соответствии с проводимой Правительством РФ политикой, направленной на снижение налоговой нагрузки, удельный вес налогов и сборов, поступивших в консолидированный бюджет, снизился в 2002 году на 0,3 % и составил 21,3 % от ВВП.

При этом, с позиции оценки работы налоговых органов, особенно важно отметить, что темп роста мобилизованных налогов и сборов в консолидированный бюджет в реальном выражении за этот период составил 108,5 %, а темп роста реального объема ВВП - только 104,3%.

Основная часть доходов консолидированного бюджета (2,1 триллиона руб. или 90 % от общего объема поступлений) сформирована за счет пяти налогов: НДС - 532 млрд. руб. или 23 % от всех поступлений; налога на прибыль организаций - 462 млрд. руб. (20 %); налога на доходы физических лиц - 357 млрд.руб. (15 %); платежей за пользование природными ресурсами -305 млрд. руб. (13 %); акцизов - 260 - млрд. руб. (11 %) и остальных налогов -18%.

При этом более значительными темпами в 2002 году росли платежи за пользование природными ресурсами (в 2,2 раза) и налог на доходы физических лиц (в 1,4 раза). При этом следует отметить, что более значительный рост наблюдался платежам за пользование природными ресурсами в 2001 году, когда платежи выросли с 18 469 206 руб. до 133 030 689 руб., т.е. более чем в 7 раз. (таблицу 3).

Таблица 3.

Поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2000г., 2001г., 2002г. (в млн.рублей)

Поступило платежей в бюджетную систему Российской
Федерации - всего
в том числе по:
федеральным налогам и сборам региональным налогам и
сборам
местным налогам и сборам
всего из них:
налог на
прибыль
(доход)
предприятий,
организаций
налог на добавленную стоимость акцизы платежи за пользование природными
ресурсами
остальные федеральные налоги и сборы
на
01.01.2003
2 325 588 2 088 429 462 459 532 506 259 616 305 201 528 645 199 056 38 101
2002 год в % к 2001г. 125,05 125,61 89,98 111,52 113,08 229,42 171,34 129,46 87,86
на
01.01.2002
1 859711 1 662 583 513 941 477 489 229 592 133 030 308 527 153 763 43 364
2001 год в % к 2000г. 129,38 260,86 286,89 177,50 189,81 720,28 619,74
на
01.01.2001
1 437 351 637 359 179 144 269 002 120 959 18 469 49 783 -

Наибольшая сумма платежей поступила как и в прежние годы от промышленных предприятий - 1,1 триллион руб. или почти 50 % всех поступлений. При этом за год поступления отрасли выросли на 26,4 %, а в реальном выражении (с учетом инфляции или с учетом роста цен производителей промышленной продукции) - на 8-9 %, что выше роста объема промышленной продукции, который составил в 2002 году 3,7 %.

Среди отраслей промышленности первое место по объему поступлений и по общей их доле (22 %), как и ранее занимает топливная промышленность, дающая свыше 500 млрд. руб. доходов, из которых 2/3 приходятся на нефтедобычу.

Рост поступлений отмечен по предприятиям машиностроения и металлообработки, перечислившим более 150 млрд. руб., электроэнергетики - более 105 млрд. руб., однако их общая доля в объеме поступлений сократилась.

Торговля и общественное питание обеспечили более 307 млрд. руб. (13 % всех налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации против 9 % в 2001 году) и опередили по тепам роста все другие отрасли. Поступления увеличились почти в 2 раза, что позволило этой отрасли выйти на второе место среди базовых отраслей экономики по объему мобилизуемых в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. Но этому есть свое объяснение и некоторые аналитики, поспешившие во многих экономических изданиях тут же провозгласить тезис о значительном расширении сферы торговли не учли одного.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Налогообложение как фактор развития рыночной экономики
Налоговая политика в системе налоговых отношений и категорий управления налоговым процессом
Политика формирования и распределения налогового бремени в России
Развитие теоретических подходов к оптимизации налогового бремени
Эволюция форм налогообложения в исследованиях финансовой науки
Вернуться к списку публикаций