2009-07-09 15:09:55
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации



Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации


Системный анализ реализуемой в Российской Федерации налоговой политики

В соответствии с предложенной системой показателей оценку государственной политики в сфере налогообложения целесообразно начать с показателя характеризующего динамику и структуру налогоплательщиков в Российской Федерации. В первом полугодии 2003 года количество налогоплательщиков выросло на 148 тысяч и составило по Российской Федерации 3 млн 464 тыс. На первом месте среди субъектов РФ по числу налогоплательщиков по-прежнему остается Москва, в которой сосредоточено 774 тыс. 898 предприятий, или 22,36% от общего количества по стране.

По итогам перерегистрации выявлено 1,5 млн. налогоплательщиков - юридических лиц не прошедших подобную процедуру.

Из соотношения налоговых поступлений от мелких и крупных предприятий следует вывод о непропорционально большом внимании, которое уделяется малому бизнесу. В России на сегодняшний день малый бизнес приносит в казну всего 10 млрд. рублей и производит всего 12% российского ВВП (в Западной Европе этот показатель равен 50-70%). Как признал Премьер - министр России М. Касьянов, бурный рост малого предпринимательства в стране наблюдался лишь в начале 90-х годов, а с 1994 года он прекратился. В 2001 году число малых предприятий даже снизилось.

Роль последнего состоит вовсе не в экономическом и тем более не в научно - техническом развитии современного общества, а в обеспечении занятости, создании дополнительных рабочих мест. При этом, учитывая весь популизм темы расширения льготного режима налогообложения и предоставления дополнительных льгот и упование на «особые» трудности ведения малого бизнеса в России, верно замечено: «функционирование малого бизнеса сопровождается уклонением от налогообложения»..

Данные о плательщиках пронизывают и другие формы отчетности, анализ которых дает заслуживающие внимание результаты. К примеру, форма 2-НК содержит данные о лицевых счетах открытых налогоплательщиками в налоговых органах.

За 2002 год в консолидированный бюджет страны мобилизовано 2 325,6 млрд. руб. налогов и сборов, что на 25,1 % больше, чем в 2001 году. При этом валовый внутренний продукт (ВВП) России, по предварительным данным вырос в номинальном выражении на 120 %, а индекс потребительских цен составил 115,1 %.

В то же время в строгом соответствии с проводимой Правительством РФ политикой, направленной на снижение налоговой нагрузки, удельный вес налогов и сборов, поступивших в консолидированный бюджет, снизился в 2002 году на 0,3 % и составил 21,3 % от ВВП.

При этом, с позиции оценки работы налоговых органов, особенно важно отметить, что темп роста мобилизованных налогов и сборов в консолидированный бюджет в реальном выражении за этот период составил 108,5 %, а темп роста реального объема ВВП - только 104,3%.

Основная часть доходов консолидированного бюджета (2,1 триллиона руб. или 90 % от общего объема поступлений) сформирована за счет пяти налогов: НДС - 532 млрд. руб. или 23 % от всех поступлений; налога на прибыль организаций - 462 млрд. руб. (20 %); налога на доходы физических лиц - 357 млрд.руб. (15 %); платежей за пользование природными ресурсами -305 млрд. руб. (13 %); акцизов - 260 - млрд. руб. (11 %) и остальных налогов -18%.

При этом более значительными темпами в 2002 году росли платежи за пользование природными ресурсами (в 2,2 раза) и налог на доходы физических лиц (в 1,4 раза). При этом следует отметить, что более значительный рост наблюдался платежам за пользование природными ресурсами в 2001 году, когда платежи выросли с 18 469 206 руб. до 133 030 689 руб., т.е. более чем в 7 раз. (таблицу 3).

Таблица 3.

Поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации за 2000г., 2001г., 2002г. (в млн.рублей)

Поступило платежей в бюджетную систему Российской
Федерации - всего
в том числе по:
федеральным налогам и сборам региональным налогам и
сборам
местным налогам и сборам
всего из них:
налог на
прибыль
(доход)
предприятий,
организаций
налог на добавленную стоимость акцизы платежи за пользование природными
ресурсами
остальные федеральные налоги и сборы
на
01.01.2003
2 325 588 2 088 429 462 459 532 506 259 616 305 201 528 645 199 056 38 101
2002 год в % к 2001г. 125,05 125,61 89,98 111,52 113,08 229,42 171,34 129,46 87,86
на
01.01.2002
1 859711 1 662 583 513 941 477 489 229 592 133 030 308 527 153 763 43 364
2001 год в % к 2000г. 129,38 260,86 286,89 177,50 189,81 720,28 619,74
на
01.01.2001
1 437 351 637 359 179 144 269 002 120 959 18 469 49 783 -

Наибольшая сумма платежей поступила как и в прежние годы от промышленных предприятий - 1,1 триллион руб. или почти 50 % всех поступлений. При этом за год поступления отрасли выросли на 26,4 %, а в реальном выражении (с учетом инфляции или с учетом роста цен производителей промышленной продукции) - на 8-9 %, что выше роста объема промышленной продукции, который составил в 2002 году 3,7 %.

Среди отраслей промышленности первое место по объему поступлений и по общей их доле (22 %), как и ранее занимает топливная промышленность, дающая свыше 500 млрд. руб. доходов, из которых 2/3 приходятся на нефтедобычу.

Рост поступлений отмечен по предприятиям машиностроения и металлообработки, перечислившим более 150 млрд. руб., электроэнергетики - более 105 млрд. руб., однако их общая доля в объеме поступлений сократилась.

Торговля и общественное питание обеспечили более 307 млрд. руб. (13 % всех налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации против 9 % в 2001 году) и опередили по тепам роста все другие отрасли. Поступления увеличились почти в 2 раза, что позволило этой отрасли выйти на второе место среди базовых отраслей экономики по объему мобилизуемых в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. Но этому есть свое объяснение и некоторые аналитики, поспешившие во многих экономических изданиях тут же провозгласить тезис о значительном расширении сферы торговли не учли одного.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Эволюция форм налогообложения в исследованиях финансовой науки
Налогообложение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
Совершенствование льгот по налогу на добавленную стоимость как средств государственной политики
Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц
Теории переложения налогов
Вернуться к списку публикаций