2009-07-09 15:09:55
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации



Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации


Системы показателей для наблюдения за реализацией политики государства в сфере налогообложения

Деятельность государства по управлению процессом аккумулирования части национального дохода, посредством системы налогообложения, с целью дальнейшего перераспределения финансовых ресурсов в интересах всего общества, предполагает реализацию определенных мероприятий направленных на повышение эффективности функционирования существующей налоговой системы посредством проведения реформы. Налоговая реформа проводится в рамках конкретной налоговой политики, которая и формирует цели ее проведения. Степень достижения поставленных целей и является оценкой эффективности налоговой реформы. В свою очередь, цели реформирования налоговой системы формируются под воздействием двух групп факторов: с одной стороны, налоги и налоговая политика всегда находятся в рамках определенной экономической политики, с другой стороны, формирование, развитие и действие налогов не может выходить за рамки объективно существующих принципов и закономерностей построения и функционирования налоговых систем.

Что касается требований текущей экономической политики, то задачи налоговой реформы в общих чертах сформулированы в послании Президента Российской Федерации от 23 мая 2000 г.: «В рамках реформы должны быть достигнуты следующие цели.

Во-первых, снижение налогового бремени налогоплательщика...

Во-вторых, выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков...

В-третьих, упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов.

...Налоговая реформа должна стать мощным импульсом для развития предпринимательства, притока инвестиций, роста благосостояния населения».

Следовательно, для оценки эффективности налоговой реформы с точки зрения экономической политики требуется определить показатели, характеризующие налоговое бремя, условия налогообложения, сложность налоговой системы, рассчитать их значения до реформы и после ее завершения.

Кроме того, следует принимать во внимание состояние общеэкономических показателей, характеризующих развитие ВВП по отраслям и регионам, предпринимательства, приток инвестиций, благосостояние населения, состояние и структуру налоговой задолженности.

Соответственно и показатели могут быть разделены с известной долей условности на две группы. Первую группу составляют показатели, характеризующие «внутреннее» строение самой налоговой системы. Вторую - показатели влияния налогов на социально-экономические процессы, налоговую нагрузку. Отслеживание, анализ и оценка показателей должны учитывать инфляционный фактор (таблица 1).

Таблица 1.

Методические особенности расчета налоговых показателей

Цель, для которой рассчитываются показатели Расчет
Оценка выполнения бюджета Оценка выполнения бюдже
Оценка влияния изменений в налоговом законодательстве на величину налоговых платежей Сумма начисленных налогов именно в анализируемом периоде
Отслеживание хода реализации налоговых преобразований для нужд ведения системы национальных счетов Учет системы показателей, отражающих сумму налоговых платежей, относящихся только к деятельности отчетного периода (начисленных или уплаченных, не включая штрафы, пени, доначисления по результатам проверок)

Цели регулирования и сферы государственного вмешательства в экономику обширны и весьма различны по странам и историческим периодам, но почти всегда и везде заметную роль в процессе регулирования играли налоги. Не является исключением из этого правила и современная Россия. Призывы к усилению налогового стимулирования производства были и остаются неотъемлемой частью всех политических лозунгов и экономических программ. При этом налогам вменяется безграничная область применения. В этой связи совершенно необходимо правильно определить действительные возможности налогов по эффективному влиянию на экономику.

Как обязательный платеж налог «по определению» не несет стимулирующей функции. Но лишь как платеж и только потому, что он принудительный платеж, своим размером и условиями взимания, он может проявиться в качестве стимула. Будет ли взят налог, в каком размере, как и на что будет израсходован - все это не имеет отношения к субстанции налога, хотя и является важными побудительными факторами, то есть стимулами.

Именно задействование «вторичных» свойств налогов (регулирование) не может противоречить их природе, «первичной» фискальной функции. Итак, фискальное предназначение налогов сочетается с регулирующим их действием: формируя централизованные государственные ресурсы, налоги наряду с этим обладают способностью воздействия на отдельные экономические и социально-политические процессы, то есть регулирующим эффектом. Сочетание это противоречивое. Так, налоги как орудие фиска, изымая деньги прежде всего из рук активных и сильных плательщиков, безусловно тормозят накопление, ослабляют стимулы к зарабатыванию средств. Вместе с тем, та же фискальная сущность налогов лежит в основе формирования бюджета и тем самым создает общие условия для нормального развития производства, расширения социальных гарантий и политической стабильности. Деньги, изымаемые из производства, направляются затем на финансирование непроизводственной сферы, что в определенной мере расширяет спрос и поощряет производство.

Общий налоговый режим и налоговое бремя безусловно относятся к важным макроэкономическим факторам экономического прогресса. Если налоговая система следует классическим принципам своего построения (равенство, нейтральность, простота, удобство и др.), то тем самым она способствует созданию благоприятных условий для производства. Важно и то, на что расходуются собираемые налоги: структура бюджетных расходов (и не в меньшей мере, чем их объем) накладывает отпечаток на реальное налоговое бремя и несомненно должна учитываться при разработке налоговой политики.

Налоговое бремя в целом можно характеризовать в двух аспектах: с позиций фактически сложившегося уровня и с точки зрения расчетного бремени, то есть бремени, закладываемого налоговой реформой (рисунок 1).



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета
Налогообложение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
Налогообложение как фактор развития рыночной экономики
Методологические основы налогового администрирования
Развитие теоретических взглядов на проблему исчисления тяжести налогообложения
Вернуться к списку публикаций