2009-07-09 15:09:55
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации



Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации


Системы показателей для наблюдения за реализацией политики государства в сфере налогообложения

Деятельность государства по управлению процессом аккумулирования части национального дохода, посредством системы налогообложения, с целью дальнейшего перераспределения финансовых ресурсов в интересах всего общества, предполагает реализацию определенных мероприятий направленных на повышение эффективности функционирования существующей налоговой системы посредством проведения реформы. Налоговая реформа проводится в рамках конкретной налоговой политики, которая и формирует цели ее проведения. Степень достижения поставленных целей и является оценкой эффективности налоговой реформы. В свою очередь, цели реформирования налоговой системы формируются под воздействием двух групп факторов: с одной стороны, налоги и налоговая политика всегда находятся в рамках определенной экономической политики, с другой стороны, формирование, развитие и действие налогов не может выходить за рамки объективно существующих принципов и закономерностей построения и функционирования налоговых систем.

Что касается требований текущей экономической политики, то задачи налоговой реформы в общих чертах сформулированы в послании Президента Российской Федерации от 23 мая 2000 г.: «В рамках реформы должны быть достигнуты следующие цели.

Во-первых, снижение налогового бремени налогоплательщика...

Во-вторых, выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков...

В-третьих, упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов.

...Налоговая реформа должна стать мощным импульсом для развития предпринимательства, притока инвестиций, роста благосостояния населения».

Следовательно, для оценки эффективности налоговой реформы с точки зрения экономической политики требуется определить показатели, характеризующие налоговое бремя, условия налогообложения, сложность налоговой системы, рассчитать их значения до реформы и после ее завершения.

Кроме того, следует принимать во внимание состояние общеэкономических показателей, характеризующих развитие ВВП по отраслям и регионам, предпринимательства, приток инвестиций, благосостояние населения, состояние и структуру налоговой задолженности.

Соответственно и показатели могут быть разделены с известной долей условности на две группы. Первую группу составляют показатели, характеризующие «внутреннее» строение самой налоговой системы. Вторую - показатели влияния налогов на социально-экономические процессы, налоговую нагрузку. Отслеживание, анализ и оценка показателей должны учитывать инфляционный фактор (таблица 1).

Таблица 1.

Методические особенности расчета налоговых показателей

Цель, для которой рассчитываются показатели Расчет
Оценка выполнения бюджета Оценка выполнения бюдже
Оценка влияния изменений в налоговом законодательстве на величину налоговых платежей Сумма начисленных налогов именно в анализируемом периоде
Отслеживание хода реализации налоговых преобразований для нужд ведения системы национальных счетов Учет системы показателей, отражающих сумму налоговых платежей, относящихся только к деятельности отчетного периода (начисленных или уплаченных, не включая штрафы, пени, доначисления по результатам проверок)

Цели регулирования и сферы государственного вмешательства в экономику обширны и весьма различны по странам и историческим периодам, но почти всегда и везде заметную роль в процессе регулирования играли налоги. Не является исключением из этого правила и современная Россия. Призывы к усилению налогового стимулирования производства были и остаются неотъемлемой частью всех политических лозунгов и экономических программ. При этом налогам вменяется безграничная область применения. В этой связи совершенно необходимо правильно определить действительные возможности налогов по эффективному влиянию на экономику.

Как обязательный платеж налог «по определению» не несет стимулирующей функции. Но лишь как платеж и только потому, что он принудительный платеж, своим размером и условиями взимания, он может проявиться в качестве стимула. Будет ли взят налог, в каком размере, как и на что будет израсходован - все это не имеет отношения к субстанции налога, хотя и является важными побудительными факторами, то есть стимулами.

Именно задействование «вторичных» свойств налогов (регулирование) не может противоречить их природе, «первичной» фискальной функции. Итак, фискальное предназначение налогов сочетается с регулирующим их действием: формируя централизованные государственные ресурсы, налоги наряду с этим обладают способностью воздействия на отдельные экономические и социально-политические процессы, то есть регулирующим эффектом. Сочетание это противоречивое. Так, налоги как орудие фиска, изымая деньги прежде всего из рук активных и сильных плательщиков, безусловно тормозят накопление, ослабляют стимулы к зарабатыванию средств. Вместе с тем, та же фискальная сущность налогов лежит в основе формирования бюджета и тем самым создает общие условия для нормального развития производства, расширения социальных гарантий и политической стабильности. Деньги, изымаемые из производства, направляются затем на финансирование непроизводственной сферы, что в определенной мере расширяет спрос и поощряет производство.

Общий налоговый режим и налоговое бремя безусловно относятся к важным макроэкономическим факторам экономического прогресса. Если налоговая система следует классическим принципам своего построения (равенство, нейтральность, простота, удобство и др.), то тем самым она способствует созданию благоприятных условий для производства. Важно и то, на что расходуются собираемые налоги: структура бюджетных расходов (и не в меньшей мере, чем их объем) накладывает отпечаток на реальное налоговое бремя и несомненно должна учитываться при разработке налоговой политики.

Налоговое бремя в целом можно характеризовать в двух аспектах: с позиций фактически сложившегося уровня и с точки зрения расчетного бремени, то есть бремени, закладываемого налоговой реформой (рисунок 1).



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость и их классификация
Приоритеты, механизмы и пути реализации эффективной налоговой политики
Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц
Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета
Налоги на доходы физических лиц, их роль и место в теории о налогах
Вернуться к списку публикаций