2009-07-09 15:08:55
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Основные принципы налогового федерализма в России



Основные принципы налогового федерализма в России


Вызывает опасения тот факт, что проблема ресурсного обеспечения полномочий, закрепляемых указанными законопроектами до сих пор не имеет достаточной проработки. Настораживает также и то, что Правительство уделяет в основном внимание разработке механизмов перераспределения финансовых ресурсов через оказание финансовой помощи и передачи субсидий и субвенций, предназначенных для выполнения делегируемых полномочий. С нашей точки зрения необходимо отдавать приоритет вертикальному выравниванию доходной базы местных и региональных бюджетов через налоговую систему, а затем осуществлять уже горизонтальное выравнивание через систему дотаций и субвенций.

Распределение больших финансовых потоков через систему горизонтального выравнивания порождает огромное число политических проблем, связанных с борьбой за распределяемые ресурсы. Такие проблемы нельзя будет решить эффективными и «открытыми» способами.

При этом одна из главных проблем - которая по сути представляет собой задачу законодательного решения вопросов на основе действующего на постоянной основе механизма как собственно разграничения предметов ведения и полномочий, так и эффективного выполнения органами власти разных уровней закрепленных за ними на тот или иной момент (период) времени функций. Соответственно изменение этих функций потребует и изменений в разграничении предметов ведения и полномочий.

Однако на наш взгляд здесь чрезвычайно важным является чтобы эти корректировки снова не привели к дестабилизации бюджетного процесса. Отсутствие долгосрочной бюджетной стратегии делают невозможным реально задействовать рычаги целенаправленного бюджетного регулирования. Необходимы долгосрочные государственные гарантии проведения курса бюджетной политики, выгодной обществу в целом. Только такие стратегические гарантии могут обеспечить взаимосвязь основных социально-экономических ориентиров с финансовыми методами достижения намеченных результатов.

Налогово-бюджетная реформа должна стать ключевым элементом экономической политики, направленной на обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста.

Сложившаяся за последние два года налоговая система в целом выполняет свою главную функцию обеспечения государства необходимыми финансовыми ресурсами. В то же время она препятствует реализации сценария ускоренной диверсификации экономики - в ней не предусмотрено достаточных мер по стимулированию инвестиционной активности, научных исследований и разработок, а общая налоговая нагрузка на обрабатывающие сектора экономики выше, чем на сырьевые отрасли.

Благоприятный налоговый режим не может компенсировать факторы, определяющие низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, макроэкономические проблемы, низкое качество государственных институтов и корпоративного управления, непривлекательный деловой климат), но должен внести вклад в повышение отдачи на вложенный капитал, подняв тем самым относительную инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность российской экономики.

Ускорение темпов экономического роста в России предполагает дальнейшее снижение доли ресурсов, перераспределяемых непосредственно государством или при участии государства, поскольку производительность ресурсов в государственном секторе в настоящее время ниже, чем в частном секторе. Чтобы снижение налоговой нагрузки не привело к снижению качества предоставляемых государством публичных услуг, не создавало рисков дефицитности бюджета и необходимости его финансирования за счет наращивания суверенного долга, темпы роста бюджетных расходов должны быть ниже, чем темпы экономического роста.

Для повышения качества работы сектора государственного управления необходимо проведение бюджетной реформы, обеспечивающей оптимизацию государственных обязательств, повышение результативности и эффективности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования, а также приоритетность расходов, способствующих диверсификации экономики. Требуется обеспечение устойчивости бюджетной системы в условиях высокой степени зависимости от внешнеэкономических условий, а также прозрачности процедур планирования, использования и оценки результатов бюджетных расходов.

В дальнейшем федеральная власть и региональные администрации, должны будут создать согласованную налоговую систему, где расходы и доходы четко распределены и схема их распределения основана на правилах. Налоговая реформа должна быть увязана с четкими конституционными установлениями федеральных властей о согласованных уровнях налоговой автономии на региональном уровне.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России
Цели и задачи налоговой политики на современном этапе
Стимулирование малого предпринимательства посредством создания особых налоговых условий. Анализ зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства
Особенности становления малого предпринимательства в России
Таможенные пошлины
Вернуться к списку публикаций