2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Оптимизация межбюджетных отношений в налогообложении



Оптимизация межбюджетных отношений в налогообложении


В настоящее время система налогообложения предполагает распределение установления и взимания налогов по уровням управления. Большая часть налоговых сборов поступает в федеральный бюджет. На примере Нижегородской области можно четко данный процесс проследить: в 1999 году доходы федерального бюджета превысили расходы этого же бюджета на территории области на 3, 6%, однако доля расходов за счет доходов, собранных на территории области составляет 25%, т.е. 75% средств ушло из области в центр и впоследствии было возвращено в форме бюджетного финансирования из федерального бюджета (табл1).


Как показывают данные таблицы 1, доходы, собранные на территории области ниже расходов, произведенных из федерального бюджета на этой же территории, во все годы, кроме 1999г. Доля расходов, произведенных за счет доходов, собранных на территории, в 1999 году резко сократилась, т.е. существенно увеличилась доля средств, перечисленных в федеральный бюджет и возвращенных обратно в область. Такой опыт на наш взгляд крайне не эффективен.

Гораздо логичнее и эффективнее оставить в регионе 80-85% доходов, собранных на территории, ибо, как показали расчеты, 80-85% уровень покрытия фактических расходов можно приблизить к 100% уровню покрытия нормативных (“очищенных”) расходов. Перечисление средств снизу в верх и обратно приводит к дополнительным затратам на обслуживание данного процесса (по нашим расчетам, в 1999 году затраты составили 1, 5% от общей суммы средств, прошедших через счета органов федерального казначейства по Нижегородской области).

Помимо этого, снижается также заинтересованность нижестоящих уровней власти в более эффективном исполнении бюджета по доходной части, т.е. в сборе налогов с физических и юридических лиц, так как собранные средства обезличиваются, уходя в федеральный бюджет.

Также немаловажное значение в формировании доходов регионов играет целевое финансирование, доля которого в доходах федерального бюджета по Нижегородской области в 1999 году составила 46, 1%. Эти целевые платежи позволяют предприятиям рассчитаться с налоговой задолженностью перед бюджетом за счет этих же средств. Такие налоговые взаимозачеты создают видимость увеличения налоговых сборов, хотя на деле этого не происходит.

Основной составляющей доходов федерального бюджета в Нижегородской области являются налоговые сборы, среди которых главное место занимают налог на добавленную стоимость (50, 3%) и налог на прибыль (21, 7%). Примерно по девять процентов доходов приходится на подоходный налог с физических лиц и акцизы.

Более рационально, на наш взгляд, отдать на уровень регионов полномочия по введению и сбору основных бюджетообразующих налогов. Это позволит регионам самим, в зависимости от сложившейся экономической ситуации и потребности в деньгах, устанавливать большие или меньшие налоговые ставки. Причем в федеральных законах, на наш взгляд, целесообразно установить лишь налоговый коридор (или “вилку”), т.е. определить максимально и минимально возможные налоговые ставки.

Грамотная налоговая политика каждого региона позволит ему добиться более существенных успехов, чем привязка к федеральному законодательству, которое подчас не удовлетворяет условиям именно этого региона.

Хотелось бы обратить особое внимание на состояние таких стратегически важных сфер как оборона страны, развитие науки, образования, здравоохранения и некоторых других. На наш взгляд, эти отрасли нельзя передавать полностью в ведение субъектов РФ.

Они должны оставаться под контролем федеральных органов власти, с передачей субъектам только части полномочий в данных областях в форме государственного заказа. Средства на содержание этих отраслей будут получены тремя путями: 1) неналоговые доходы государства, 2) федеральные налоги, количество которых будет существенно сокращено и 3) частичное финансирование из бюджетов регионов.

При передаче субъектам права на сбор большей части налогов на своей территории, естественно необходимо передать и соответствующую долю расходов, которые государство покрывало за счет этих доходов. Принцип “берешь права - бери и обязанности”.

Особо хотелось бы подчеркнуть принцип, по которому каждый регион сможет стимулировать то или иное направление развития.

Налоговое стимулирование различных форм дохода предприятий может решать на практике различные задачи.

- Так, снижение налога на прибыль приводит к увеличению потенциальных возможностей инвестирования и экономического роста. Возможности для инвестирования появятся сразу в двух сферах: 1) внутри предприятий (большая часть прибыли будет расходоваться на пополнение основных и оборотных фондов) и 2) большая доходность вложений привлечет инвесторов со стороны.

Получается что, снижая налог на прибыль, государство отказывается от какой-то части доходов, но оно получит их в гораздо большем объеме за счет увеличения налогооблагаемой базы.

- Уменьшение ставок отчислений во внебюджетные фонды приведет к изменению некоторых макропропорций в экономике (это может стимулировать предприятия увеличивать долю живого труда в стоимости продукта, привлекать дополнительную рабочую силу и создавать дополнительные рабочие места, а также увеличивать возможности роста заработной платы). Уменьшение этих ставок означает на первый взгляд уменьшение средств соответствующих фондов, которых и так не хватает. Однако, рассмотрев эту проблему более детально, мы пришли к следующему выводу: снижение ставок отчислений во внебюджетные фонды будет способствовать, как уже говорилось ранее, увеличению количества рабочих мест или повышению заработной платы и, следовательно, увеличению фонда заработной платы, с которого эти отчисления и производятся. Таким образом, уменьшение поступлений в относительных величинах будет способствовать увеличению их в абсолютных. Для пояснения можно привести несложный абстрактный расчет. Если сборы в какой-либо фонд составляют 20 млн. рублей, при ставке 20% и налогооблагаемой базе (пусть это будет фонд заработной платы) в 100 млн. руб., то при увеличении налогооблагаемой базы на 50%, таких же сумм сбора можно достичь при ставке 13%. То есть, снижение ставки на 7% способно повлечь рост фонда оплаты труда на 50% при условии неизменного объема поступлений в данный фонд. За счет этих пятидесяти процентов можно либо повысить заработную плату работающим (и улучшить их материальное положение), либо создать дополнительные рабочие места (и способствовать уменьшению безработицы в регионе).

- Регулирование налогообложения дивидендов и процентов может привести к стимулированию (дестимулированию) определенных организационно-правовых форм предприятий. К примеру, высокие налоговые ставки при обложении прибыли, полученной в качестве дивидендов, будут дестимулирующим фактором для развития предприятий акционерных форм. И, наоборот, будут стимулировать развитие частных предприятий, которых данное налогообложение не коснется.

- Манипулирование имущественными налогами приведет к структурным изменениям и переливу капитала. С помощью налогообложения имущества можно стимулировать, либо дестимулировать развитие тех или иных отраслей. Высокие ставки налога на имущество будут отрицательно сказываться на развитии фондоемких отраслей, и будут стимулировать снижение фондоемкости продукции.

Таким образом, каждый регион сможет преследовать свою собственную цель при разработке модели налогообложения. Наличие множества моделей позволит найти наиболее приемлемую, оптимальную, на которую со временем перейдут большинство регионов России. И тогда можно будет работать над созданием единой налоговой системы для всей страны.


1. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999.

2. Виссарионов А., Федорова И. Налоговое регулирование экономической активности. Экономист. - 1998. - №4.

3. Лайкам К. Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным уровнями бюджетной системы. Вопросы экономики. - 1998. - №10.

4. Лайкам К., Шаромова В., Бауман Е., Дорофеюк А., Чернявский А. Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональными бюджетами. Экономист. - 1998. - №5.

5. Логинов В., Новицкий Н. Совершенствование финансово-налоговой системы // Экономист. - 1998. - №2.

6. Фокин Ю., Кирова Е. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения // Экономист 1998. - №10.







Интересное:


Стимулирование малого предпринимательства посредством создания особых налоговых условий. Анализ зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства
Научно-теоретические принципы налогообложения
Льготы по налогу на добавленную стоимость и социальная политика
Методологические основы налогового администрирования
Развитие теоретических взглядов на проблему исчисления тяжести налогообложения
Вернуться к списку публикаций