2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяНалоги и налогообложение — О налогообложении ценных бумаг - проблемы и перспективы



О налогообложении ценных бумаг - проблемы и перспективы


Негативные последствия тяжелого кризиса, переживаемого сегодня экономикой нашей страны и фондовым рынком, не сняли актуальность вопросов, связанных с функционированием эффективных механизмов рынка ценных бумаг.

Существующее российское законодательство в области налогообложения операций с ценными бумагами характеризуется ярко выраженной фискальной направленностью и содержит положения, не учитывающие специфику финансового рынка, что препятствует развитию перспективных операций с ценными бумагами.

Вопросы налогообложения государственных ценных бумаг

Одним из спорных представляется вопрос, связанный с действовавшим порядком налогообложения доходов от переоценки государственных ценных бумаг. Коммерческие банки, являвшиеся первичными дилерами на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и облигаций российского акционерного общества "Высокоскоростные магистрали" (РАО "ВСМ"), производили ежедневную переоценку портфелей ценных бумаг. Другие профессиональные участники рынка могли также осуществлять переоценку портфелей государственных ценных бумаг, что должно было найти отражение в их учетной политике.

В отношении ГКО и ОФЗ, выпущенных до 21 января 1997 г., доход от переоценки не подлежит обложению налогом на доходы. Однако по траншам, выпущенным после 21 января 1997 г., доход от переоценки подлежит обложению налогом по ставке 15%. Причем для целей налогообложения коммерческим банкам было разрешено принимать при налогообложении убытки, полученные в виде отрицательных разниц от переоценки отдельных выпусков государственных облигаций Российской Федерации в пределах положительных разниц, образовавшихся за период с начала отчетного года. Кроме того, в течение 1998 г. разрешалось направлять доходы от переоценки отдельных выпусков ценных бумаг на покрытие отрицательных разниц, образовавшихся по итогам 1997 г.

До выхода новой редакции инструкции ГНС № 37 единственным документом, раскрывающим особенности налогообложения операций с государственными ценными бумагами, было письмо Центрального банка РФ от 4 февраля 1997 г. № 408. В соответствии с новой редакцией пункта 2.4 инструкции доход от реализации ГКО и аналогичных государственных облигаций по-прежнему облагается налогом на доходы по ставке 15%. Что касается убытков, которые могут возникать от реализации (включая погашение) ГКО и аналогичных государственных ценных бумаг, то с появлением новой редакции инструкции № 37 вышеупомянутые убытки по цене не ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данной категории ценных бумаг.

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ) являются финансовым инструментом, деноминированным в долларах США, и могут приобретаться иностранными юридическими лицами без ограничений. Все транши этих облигаций были выпущены до 21 января 1997 г. Положение Государственной налоговой службы № АП-4-05/1н от 26 февраля 1998 г. определяет порядок налогообложения доходов от операций с ОВВЗ. Убытки от реализации ОВВЗ относятся на уменьшение облагаемой базы налога на прибыль в пределах рыночной стоимости. При определении рыночной стоимости бумаг могут использоваться сведения, содержащиеся в публичных средствах информации.

Налогообложение корпоративных ценных бумаг, форвардных, фьючерсных и опционных контрактов

Немаловажное значение на современном этапе развития российского фондового рынка получают вопросы, связанные с налогообложением корпоративных ценных бумаг, а также фьючерсных, опционных и форвардных контрактов. Несмотря на тяжелые последствия кризиса, эти сегменты рынка на сегодняшний день продолжают действовать и привлекают интерес инвесторов и профессиональных участников фондового рынка.

В действующем российском законодательстве понятие производных ценных бумаг содержится в письме Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее - ГАК РФ) от 30 июля 1996 г. № 16-151/АК. В этом письме дается определение фьючерсным, опционным и форвардным контрактам, которые в соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются ценными бумагами.

До внесения изменений № 4 в инструкцию ГНС № 37 доходы от операций с фьючерсными, опционными и форвардными контрактами подлежали налогообложению по ставке, определенной для данной категории налогоплательщика, а убытки по контрактам, заключенным в целях управления и защиты от валютных рисков, для целей налогообложения принимались в пределах доходов.

Новая редакция инструкции ГНС № 37 от 10.08.98 внесла значительные изменения в действующий порядок налогообложения доходов от операций с корпоративными ценными бумагами, а также с фьючерсными, опционными и форвардными контрактами.

Прежде всего изменения № 4 содержат новый подход к расчету объекта налогообложения при реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов. В соответствии с новой редакцией пункта 2.4 инструкции (далее - пункт 2.4) прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом уплаты услуг по их приобретению и реализации.

Необходимо отметить, что в отношении корпоративных ценных бумаг приказом Министерства финансов РФ № 2 от 15.01.97 предусмотрена возможность включения в балансовую стоимость этих бумаг следующих расходов: сумм, уплаченных по договорам продавцу, специализированным организациям за информационные и консультационные услуги, вознаграждения, уплаченные профессиональным участникам, и др. Таким образом, расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, уже заложены в цене приобретения и второй раз в расчете налогооблагаемой базы учитываться не должны.

В отношении затрат по приобретению фьючерсных и опционных контрактов действующее российское законодательство не содержит разъяснений по формированию и учету цены их приобретения.

Изменения № 4 в инструкцию № 37 разделили операции по реализации ценных бумаг на две группы:

- операции по реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;

- операции по реализации остальных ценных бумаг, не обращающихся и не котирующихся на организованном рынке ценных бумаг.

По акциям и облигациям, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, убытки от их реализации (выбытия) по цене не ниже установленной предельной границы колебаний рыночной цены могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) данной категории ценных бумаг.

По ценным бумагам, не котирующимся и не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, отрицательный результат от их реализации по-прежнему в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

В отношении расчета предельной границы колебаний рыночной цены в настоящее время действует распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ (далее - ФКЦБ РФ) от 5 октября 1998 г. № 1087-р "Об утверждении порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже или через организатора торговли на рынке ценных бумаг, и установлении предельной границы колебаний рыночной цены", в соответствии с которым предельный размер колебаний устанавливается в 19,5%.

Исключительную важность в новой редакции инструкции № 37 приобретает разделение ценных бумаг на четыре категории:

- акции акционерных обществ;

- облигации предприятий и организаций;

- процентные государственные облигации РФ, субъектов РФ и облигации органов местного самоуправления;

- беспроцентные государственные облигации РФ, субъектов РФ и облигации органов местного самоуправления.

Отнесение убытков в уменьшение налогооблагаемой базы по операциям с корпоративными ценными бумагами допускается только в пределах одной категории ценных бумаг.

В отношении убытков от операций с фьючерсными и опционными контрактами изменения № 4 в инструкцию № 37 разделили эти операции на две группы:

- операции с биржевыми фьючерсами и опционными контрактами, заключенными в целях уменьшения риска изменения цены базисного актива;

- операции с биржевыми фьючерсами и опционными контрактами, заключенными не в целях уменьшения ценовых рисков.

С 5 августа 1998 г. по операциям с биржевыми фьючерсными и опционными контрактами, заключенными в целях уменьшения риска изменения рыночной цены базисного актива, доходы от купли-продажи фьючерсного или опционного контракта увеличивают, а убытки уменьшают налогооблагаемую базу по операциям с базисным активом.

Соответственно, убытки от купли-продажи фьючерсных и опционных контрактов, заключенных не в целях уменьшения ценовых рисков, по-прежнему могут быть отнесены на уменьшение прибыли только в пределах доходов от купли-продажи указанных фьючерсных и опционных контрактов за отчетный период.

К сожалению, ФКЦБ и ГАК РФ на сегодняшний день не установили требуемые правила и порядок признания сделок с фьючерсными и опционными контрактами сделками, совершаемыми в целях уменьшения рисков изменения цены базисного актива. Поэтому до разработки указанных правил и требований убытки от купли-продажи всех фьючерсных и опционных контрактов по-прежнему могут быть отнесены на уменьшение прибыли только в пределах доходов от купли-продажи указанных контрактов за отчетный период.

Интересная ситуация возникла в связи с внесением изменений № 4 по вопросу налогообложения форвардных контрактов. В соответствии с этими изменениями в приложение № 11 к инструкции № 37 "Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" была добавлена строка 4.17, предусматривающая увеличение прибыли для целей налогообложения на суммы убытков по форвардным контрактам без поставки базисного актива.

Обобщая порядок налогообложения форвардных контрактов, действующий на сегодняшний день, необходимо отметить следующее.

- Положительный результат от любого форвардного контракта по-прежнему облагается налогом на прибыль.

- Убытки по форвардным контрактам без поставки базисного актива для целей налогообложения не учитываются.

- Порядок отражения убытков по форвардным контрактам с поставкой базисного актива зависит от характера базисного актива:

если в роли базисного актива выступают валютные средства, то убытки по форвардным контрактам для целей налогообложения принимаются в пределах доходов, полученных по этим операциям за отчетный период;

если в роли базисного актива выступают ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, то можно согласиться с мнением специалистов [1], полагающих, что убытки по таким форвардным контрактам могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации (выбытия) данной категории ценных бумаг за отчетный период;

если в роли базисного актива выступает другое имущество, то для целей налогообложения убытки по форвардным контрактам не учитываются.

Отдельно, на наш взгляд, необходимо остановиться на некоторых вопросах, связанных с налогообложением доходов иностранных юридических лиц от операций с ценными бумагами.

В соответствии с инструкцией ГНС № 34 от 16.06.95 (в редакции от 31.12.98) юридические лица-нерезиденты, получающие доходы из источников в Российской Федерации, не связанные с деятельностью постоянного представительства в виде дивидендов и процентов по корпоративным ценным бумагам, подлежат обложению налогом на доходы "у источника выплаты" по ставке 15% от валовой суммы выплаты. При рефинансировании дивидендов налог на доходы также взимается в общем порядке. Доходы от реализации ценных бумаг подлежат обложению налогом у источника по ставке 20%. При получении указанных доходов нерезидентами применяется налоговый режим, предусмотренный международными соглашениями об избежании двойного налогообложения со страной получателя дохода.

Согласно российскому законодательству, если положения международных конвенций об избежании двойного обложения доходов предусматривают пониженные ставки налога или полное освобождение от налогообложения в России, то применяются правила международного соглашения. Однако положения соглашений не применяются автоматически. Для того чтобы воспользоваться положениями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, иностранное юридическое лицо должно подать в российские налоговые органы заявление на предварительное освобождение от налога у источника. В случае, если предварительное освобождение не было получено и налог был удержан у источника, иностранное юридическое лицо в течение года с момента удержания имеет право подать заявление на возврат налога в местный налоговый орган.

Основанием на получение предварительного освобождения от налогообложения доходов от операций с ценными бумагами являются, например, статьи 10 и 11 договора между Россией и США об избежании двойного налогообложения:

- проценты, возникающие в России и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в США, могут облагаться налогом только в США;

- дивиденды, выплачиваемые российской компанией и фактическое право на которые имеет лицо с постоянным местопребыванием в США, будут облагаться налогом в России, но по пониженным ставкам: 5% валовой суммы доходов, если американская компания владеет не менее чем 10% акций с правом голоса; 10% валовой суммы дивидендов во всех остальных случаях, в том числе этот порядок распространяется на дивиденды, получаемые американскими инвестиционными компаниями.

Одной из важных проблем, нерешенных в действующем российском законодательстве, является налогообложение доходов от реализации ценных бумаг российских эмитентов, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, между иностранными юридическими лицами, не имеющими филиалов и представительств на территории Российской Федерации. На практике российским налоговым органам достаточно сложно проследить эти операции в силу того, что иностранные юридические лица осуществляют расчеты за пределами Российской Федерации, а переход права собственности отражается в уставе, который не регистрируется в налоговых органах. Поэтому представляется необходимым совершенствование законодательной базы по этому вопросу в целях упорядочения сбора налогов и увеличения доходной базы бюджета.

Перспективы совершенствования налогообложения ценных бумаг

Особую важность для развития российского фондового рынка представляет новое соглашение об избежании двойного налогообложения с Республикой Кипр, которое было подписано 5 декабря 1998 г. и ожидающее в настоящее время ратификации парламентами двух государств. В отличие от действовавшего соглашения 1982 г. новый документ предусматривает взимание у источника налога на дивиденды в размере 10%, который может быть снижен до 5% в случае инвестиций в размере более 100 000 дол. США. На сегодняшний день это соглашение содержит беспрецедентные налоговые льготы для иностранных инвесторов, позволяющие не платить налог у источника в Российской Федерации по доходам в виде процентов и прироста капитала. Кроме того, налоговое законодательство Республики Кипр не предусматривает обложение дивидендов и процентов и содержит значительные льготы для иностранных компаний по налогу на прирост капитала. Налог на прибыль для иностранных компаний, зарегистрированных на Кипре и осуществляющих свою деятельность исключительно за его пределами, составляет 4,25%. Таким образом, подписание нового соглашения подтвердило огромное значение Кипра как основного места регистрации иностранных компаний, осуществляющих деятельность в России, в том числе и на рынке ценных бумаг.

Многие изменения в налогообложении доходов от операций с ценными бумагами содержатся в проекте второй части Налогового кодекса, который находится на рассмотрении в Государственной Думе.

После принятия в июле 1998 г. общей части Налогового кодекса внимание налогоплательщиков занимает содержание второй, практической его части, которая была одобрена Государственной Думой в первом чтении. По мнению специалистов рынка, механизм налогообложения, предложенный проектом второй части кодекса, является более привлекательным для участников рынка, чем действующий порядок налогообложения.

Развивая и детализируя принципы переоценки стоимости ценных бумаг, находящихся на балансе предприятий, практическая часть Налогового кодекса предоставляет налогоплательщикам право проводить переоценку ценных бумаг в соответствии с их рыночной стоимостью. Организациям, принявшим решение проводить переоценку портфелей ценных бумаг для целей налогообложения, необходимо уведомить местный налоговый орган не позднее чем за один месяц до начала налогового периода. В уведомлении необходимо указать, по какому из трех классов ценных бумаг (государственные ценные бумаги, корпоративные акции или прочие корпоративные ценные бумаги) будет осуществляться переоценка.

Участники рынка ценных бумаг, определяющие финансовые результаты от изменения стоимости ценных бумаг для целей налогообложения исходя из их рыночной стоимости, обязаны по итогам каждого налогового периода определить результаты переоценки находящихся в их собственности (числящихся на балансе) ценных бумаг Определение результатов переоценки производится исходя из рыночных цен на последний день отчетного или налогового периода, как если бы эти ценные бумаги были реализованы на рынке в этот последний день. Необходимо отметить, что механизм переоценки, предложенный Налоговым кодексом, относится исключительно к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке.

Доход налогоплательщика, образовавшийся в результате корректировки фактической стоимости приобретения или балансовой стоимости ценной бумаги на величину изменения рыночной стоимости, подлежит обложению налогом на прибыль по ставке 30%, а убыток уменьшает прибыль для целей налогообложения. Немаловажно, что для целей налогообложения комиссионные вознаграждения, уплаченные профессиональным участникам рынка при приобретении ценных бумаг, не увеличивают их балансовую стоимость (капитализируются), а рассматриваются как расход, уменьшающий налогооблагаемую базу.

Налоговый кодекс предусматривает, что доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам не подлежат обложению налогом на прибыль, а облагаются специальным налогом на доходы от капитала.

Доходы участников рынка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, определяется как большая из двух величин: фактическая и рыночная цена реализации ценных бумаг по данным организаторов торговли. При этом под рыночной ценой понимается средневзвешенная цена сделок с этими ценными бумагами по итогам торгов в день, когда эти ценные бумаги были реализованы налогоплательщиком. В случае, если отклонение (в ту или иную сторону) фактической цены реализации ценных бумаг составило не более 5% рыночной цены, для целей налогообложения принимается фактическая цена сделки. В случае невозможности определить цену реализации на конкретную дату, принимается цена, установленная организатором торговли на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки.

Аналогично порядку налогообложения, предусмотренного для переоценки ценных бумаг, доходы от купли-продажи ценных бумаг подлежат обложению налогом на прибыль по ставке 30%, а убытки уменьшают налогооблагаемую базу для целей налогообложения. Порядок налогообложения доходов от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке, должен быть отдельно установлен Правительством РФ.

Положения второй части Налогового кодекса определяют правила переноса убытков на будущее, предусмотренные для участников рынка ценных бумаг. В частности, убыток, полученный от операций с ценными бумагами, может переноситься на будущие налоговые периоды. В этом случае налогоплательщику разрешается уменьшать налогооблагаемую прибыль ежегодно на 20% убытка. В то же время Налоговый кодекс не распространяет действие этого положения на ценные бумаги, которые не обращаются на организованном рынке.

Вызывает озабоченность невозможность отнесения убытков по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке, в уменьшение налогооблагаемой прибыли. В ситуации низкой ликвидности рынка и ограниченного числа эмитентов, предлагающих свои ценные бумаги на организованных торговых площадках, это положение кодекса затруднит деятельность большого количества участников рынка.


А.В. Грачев



[1] Дмитриев В.И. Изменения в налоговом законодательстве по налогу на прибыль в 1998 г. // Бухгалтерский бюллетень. 1998. № 11. С. 23.







Интересное:


Сущность и функции налогов
Льготы по налогу на добавленную стоимость и социальная политика
Применение специальных режимов при налогообложении доходов малого предпринимательства в России
Эволюция форм налогообложения в исследованиях финансовой науки
Направления совершенствования налоговой политики РФ
Вернуться к списку публикаций