2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Исследование направлений по совершенствованию системы обложения единым налогом на вмененный доход



Исследование направлений по совершенствованию системы обложения единым налогом на вмененный доход


Несмотря на то, что единый налог на вмененный доход (ЕНВД) значительно упростил систему налогообложения, процедуру исчисления и внесения налоговых платежей в бюджет, при практическом применении этого налога возникают вопросы, касающиеся особенностей порядка его исчисления и уплаты, которые необходимо разрешить законодателю. При введении налога на территории Ставропольского края, и исходя из опыта и проблем соседних регионов, определился ряд серьезных вопросов, не отработанных на уровне федеральных структур.

1. Необходимость восстановления бухгалтерского учета плательщиков, ранее применявших упрощенную систему налогообложения, которые вынуждены при переходе на “Единый налог на вмененный доход” восстанавливать отчетность и усложнять ее.

2. Установленный показатель базовой доходности, применяемый ко всем плательщикам, не учитывает индивидуальных особенностей каждого плательщика (ассортимент продукции, расположение этих точек в рамках одной зоны и т.д.), как следствие, для одних плательщиков при переходе на данную систему налогообложения сумма налогов значительно уменьшается, по сравнению с ранее уплачиваемыми налогами, для других же является непосильным бременем, увеличивая сумму налогов в несколько раз. Целесообразнее было бы разработать формулу, позволяющую рассчитывать базовую доходность с учетом индивидуальных особенностей каждого плательщика или групп плательщиков.

3. Плательщиками единого налога являются организации и предприниматели только по видам деятельности определенными Законом. При осуществлении других видов деятельности у хозяйствующих субъектов, при применении обычной системы налогообложения, осталась возможность скрывать свои доходы и иметь недоимки перед бюджетом по соответствующим налогам.

4. Учитывая, что через рынки, где господствует малый бизнес, проходит большая часть розничного товарооборота и где существуют уклонения гражданами от уплаты единого налога, необходимо ввести ряд таких мер, которыми будет исключена возможность уклонения от налогообложения. Например, выделить места для торговли, только после предъявления разового свидетельства об уплате единого налога. А еще более существенной мерой, было бы введение в Закон жесткого регламента по использованию разовых свидетельств. И их применение только для проживающих в других регионах РФ и приезжающих для торговли на территории Ставропольского края на короткий срок.

5. Необходимо было бы предоставить плательщикам, работающим по упрощенной системе налогообложения, право добровольного перехода на ту или иную систему налогообложения.

6. Многие предприниматели, обязанные перейти на единый налог, теряют право на льготы, которыми гражданин может пользоваться по закону “О налоге с доходов физических лиц”. Если при переходе на упрощенную систему налогообложения это еще как-то учитывалось, то теперь гражданин лишается всех льгот и прав пользоваться той или иной системой налогообложения.

7. При переходе на уплату ЕНВД в законе “О налоге на добавленную стоимость” не решен вопрос возмещения входного НДС для предприятий, являющихся получателями товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого предпринимательства.

8. Реальны или не реальны ставки сумм налога? Нельзя рассматривать единый налог в отрыве от других платежей, поскольку единый налог для юридических лиц заменяет практически все другие налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды.

Так как на федеральном уровне нельзя предусмотреть все местные особенности, поэтому введение понижающих (повышающих) коэффициентов в установленных областным законом пределах – дело местных властей. Единый налог – это деньги территорий, городов, районов и их налогоплательщиков. Поэтому краевому закону необходимо предусмотреть возможность и порядок обращения налогоплательщика для уточнения корректирующих коэффициентов к экспертам-оценщикам.

9. Если помимо видов деятельности с доходов, от занятия которыми организации уплачивают единый налог, они занимаются и другими видами деятельности, то по этим видам они обязаны уплачивать налоги в общеустановленном порядке, обеспечив раздельное ведение бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности. При действующем законодательстве распределение общепроизводственных, общехозяйственных расходов при формировании себестоимости оказанных работ, услуг затруднительно.

10. Недостаточно основательно отработан механизм взаимоотношений налогоплательщика с внебюджетными фондами. На сегодня 70% всех сумм, начисляемых в фонды социального страхования, налогоплательщик может использовать самостоятельно на оплату путевок, выплату больничных и т.д. Система единого налога такого механизма не предусматривает.

11. В сфере налогоплательщиков часто задается вопрос: “Единый налог: посильно ли это бремя?” Необходимо отметить, что шкала налога максимально приближена к конкретному налогоплательщику и, насколько возможно, учитывает результаты его финансово-хозяйственной деятельности. При определении налога на предстоящий период берутся результаты прошедшего периода, т.е. валовый доход (выручка) за условный предыдущий год.

Данные корректируются на инфляционные составляющие, нерегистрируемый оборот, усредненый процент расходов, особенности мелкого, среднего и крупного товарооборота. Принципы расчета базируются на показателях, утвержденных правительством РФ в соответствии с положением Закона № 148-Ф3.

В действительности дело обстоит следующим образом, при определенных преобразованиях фактически полученной за прошлый период выручки мы получаем твердую сумму потенциально возможного чистого дохода на предстоящий период, 20% от которого и составляет единый налог, который нужно уплачивать авансом. Расчеты проводились по данным деклараций 1997г. Основными фактами, свидетельствующими о необходимости корректировок базовой доходности для определенных видов деятельности можно назвать следующие.

Коэффициент инфляции за 1998 год, определенный правительством, - 24%; тогда как в 2000 году – на уровне 18%, в 2001 году – 12%. Коэффициент нерегистрируемого оборота – 50%. Налоги рассчитывались на будущий год и будут расходоваться из бюджета 2000г. и 2001г. соответственно. Логично было бы, в этой связи ввести коэффициент инфляции на предстоящий год.

Основной причиной создавшегося положения является то, что при расчете показателя доходности различных видов деятельности его значения определяются в одинаковом размере, как для юридических, так и для физических лиц, в то время как юридические лица до перевода их на уплату единого налога вносили налоговые платежи в значительно больших размерах. Практика, таким образом, показывает, что для объективного определения величины вмененного дохода должна быть разработана система показателей, отражающих реальные доходы налогоплательщиков. В действующем сегодня законе о ЕНВД органам государственной власти регионов оставлены значительные возможности для налогового давления.

Во многих регионах показатели базовой доходности, оказывающие основное влияние на величину налога на вмененный доход, установлены для организации в заниженных размерах (из расчета применительно к индивидуальным предпринимателям). Эти размеры не обеспечивают компенсацию ранее уплачиваемых ими налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на имущество, налоги в дорожные фонды и т.д.). Кроме того, зачастую занижается размер базовой доходности в результате лоббирования в законодательных (представительных) органах интересов отдельных групп предпринимателей, занимающихся определенным родом бизнеса.

Очевидно, минимальные и максимальные размеры вмененного дохода и иных значений составляют формулу расчета ЕНВД по видам деятельности необходимо устанавливать решениями Правительства Российской Федерации. При этом следует учесть, что в настоящее время при определении базовой доходности за основу принимаются статические данные о налоговой нагрузке и другие показатели по группе плательщиков, которые явно занижены в связи со значительным неучтенным наличным денежном обороте, объемы которого в принципе просчитываются, и технологии расчета которого имеются. В довершении необходимо отметить, что существующий сейчас нормализованный государственный подход к малому предпринимателю как к однородному субъекту рыночных отношений представляется не очень оправданным. Малое предпринимательство имеет сегодня множество разнообразных форм, начиная от розничной торговли, челночной деятельности и кончая переработкой продукции сельского хозяйства.

Интересы этих предприятий зависят от специфики их бизнеса, поэтому система налогообложения должна также учитывать эту специфику.

Некоторого единообразия можно достичь, используя при расчетах положение письма Правительства от 7 сентября 1998г. № 4435п-П5 (рекомендуемые формы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых составляющих). Однако указанная рекомендуемая схема, учитывая, многие параметры деятельности, сохраняет все главные недостатки региональных методик.

Прежде всего, несправедливым по отношению ко многим категориям плательщиков является средний коэффициент доходности, исчисленный на основе данных бухгалтерского учета и статистики: он ставит мелкий, средне- и низкорентабельный бизнес в крайне сложное положение.

Поскольку торговые организации занимают лидирующее положение среди плательщиков ЕНВД, представим себе, что при всех равных параметрах, влияющих на величину ЕНВД, один магазин торгует хлебом, другой спиртными напитками и сигаретами, третий - меховыми и ювелирными изделиями. Можно ли считать одинаковым их доход с 1 кв.м. торговой площади. Представляется, что нет. С полной уверенностью тоже можно сказать и про общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых и т.д.), строительство и транспортные услуги. Безусловно, что ресторан не доплатит, а столовая переплатит, булочная переплатит, а ювелирный и винный магазины недоплатят. Следовательно, какая-то связь с подотраслевой рентабельностью при расчете базовой доходности обязательно нужна. Что касается торговли подакцизными товарами, то представляется нецелесообразным переводить соответствующие предприятия на уплату ЕНВД.

Следует отметить положительную особенность единого налога и его уплату авансом, что позволяет проводить жесткое налоговое администрирование и не допускать недоимки по данному виду налога. Но это позиция налоговых и финансовых органов. У плательщиков другие соображения. Авансовый характер уплаты налога требует от налогоплательщика наличия определенных ликвидных активов, из которых он должен уплатить налог, прежде чем начнет предпринимательскую деятельность. При этом уплаченный налог - это изъятие части финансовых ресурсов, которые иначе были бы направлены в оборот. Далеко не всегда можно спрогнозировать, достигнет ли реальный доход величины, которая соответствовала бы уплаченному налогу или нет. Практика действующих предприятий показывает, что по этой причине многие разоряются и уходят из бизнеса. Применения единого налога на вмененный доход высветило проблему ответственности предприятии за сохранность чистоты окружающей природной среды при упразднении соответствующих платежей и, как следствие, при утрате контроля за загрязнение окружающей среды. В результате освобождения налогоплательщиков единого налога от платы за загрязнение окружающей природной среды разрушается экономический механизм, стимулирующий предприятие на осуществление природоохранных мероприятий.

С введением единого налога на вмененный доход по отдельным регионам Российской Федерации, поступление обязательных платежей за загрязнение окружающий природной среды сократилось в значительных размерах (до 40%). Особенно значительно платежи сократились в регионах с большим количеством малых предприятий (автостоянки, автозаправки, автомойки, ремонтно-строительные, сервисное обслуживание автотранспортных средств, розничная торговля, в том числе горюче-смазочными материалами и т.д.).

В связи с изложенными обстоятельствами было бы целесообразно дополнить соответствующим текстом последний абзац ст. 1 Закона РФ от 31 июля 1998г. № 148-ФЗ.

Закон о ЕНВД носит "рамочный" характер, в связи с чем законодательным (представительным) органам власти субъектов Федерации предоставлены полномочия по его установлению и введению в действие нормативно-правовыми актами в соответствии с федеральным законом на своих территориях. При этом законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации предоставлено право определять сферы: предпринимательской деятельности в пределах установленного федеральным законом перечня; размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога; налоговые льготы; порядок и сроки уплаты единого налога и иные особенности его взимания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как МНС России, так и Генеральная прокуратура РФ в результате изучения региональных законов отмечают в отдельных регионах наличие несоответствий норм действующего регионального законодательства о ЕНВД нормам федерального законодательства, что приводит и к снижению поступлений и бюджет и к конфликтам плательщиков с налоговыми органами.

Среди нарушений федерального закона Генеральная прокуратура отмечала следующее:

1. Нарушение сроков введения в действие региональных законов, установленных в ст. 5 части 1 Налогового Кодекса РФ.

2. Сужение круга плательщиков в соответствующих законах субъектов Российской Федерации.

3. Отсутствие согласованности с требованиями федерального закона положения о численности работающих.

4. Противоречие ряда региональных законов федеральному закону о ЕНВД в вопросе определения объекта налогообложения и налогового периода. Согласно федеральному закону о ЕНВД, объектом налогообложения является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период на единый налог устанавливается на один квартал (статья 4). При этомотдельные территории устанавливают налоговый период в один календарный год.

5. Ряд региональных законов противоречат требованиям Налогового кодекса в вопросе соблюдения порядка уплаты налогов.

6. Законы о ЕНВД ряда субъектов Российской Федерации противоречат требованиям федерального закона № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" об обязательности уплаты налогоплательщиками платежей, установленных пунктами 1-9 части 3 указанного закона.

7. Законы о ЕНВД для определенных видов деятельности отдельных субъектов Российской Федерации противоречат требованиям федерального закона № 148-ФЗ о едином налоге в вопросе о порядке уплаты единого налога.

Согласно требованию федерального закона, уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц (пункт 2 ст. 6 Закона РФ № 148-ФЗ). Однако отдельные субъекты РФ устанавливают уплату авансовых платежей в размере 1/3 расчетной суммы единого налога за отчетный налоговый период.

8. Законами отдельных субъектов Российской Федерации расширительно толкуются сферы деятельности, которые подпадают под уплату единого налога на вмененный доход.

Серьезным недостатком региональных законодательств является применение целого ряда показателей, характеризующих один вид деятельности и используемых при расчете ЕНВД, в то время как письмом Правительства Российской Федерации от 7 сентября 1998г. № 4435п-П5 рекомендовано применение только одного физического показателя по каждому виду деятельности. В ряде регионов были переведены на уплату ЕНВД виды деятельности, не оговоренные федеральным законом, применялись поправочные коэффициенты, учитывающие продолжительность занятия предпринимательской деятельностью, как было, например, с малыми предприятиями. Это вело, в частности, к постоянной перерегистрации предпринимателями магазинов и других мест организации торговли на родственников, знакомых и подставных лиц в целях снижения налогооблагаемой базы по единому налогу. Как известно, введение в действие федерального закона № 148-ФЗ не отменило действие федеральных законов от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и от 29 декабря 1995г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Эти законы применяются в части, не противоречащей закону РФ № 148-ФЗ. В результате налогоплательщики считают возможным использование права субъектов малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности сохранять более выгодный режим налогообложения. Кроме того, малые предприятия при переводе на уплату ЕНВД лишаются льгот, которые были предоставлены им по налогу на прибыль.

В результате, в ряде регионов складываются конфликтные ситуации, которые судами разрешаются в пользу плательщика.

В заключении перейдем к основным выводам, вытекающим из данного исследования:

1. Хотя в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, но из государственного и местных бюджетов средств выделяется крайне мало.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не решит проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, ибо сама система требует значительных изменений.

2. Анализируя результаты социологических опросов руководителей малых предприятий, их партнеров, можно сделать вывод, что большая часть опрошенных предпринимателей на первое место ставит проблему налогообложения.

3. Современное налоговое законодательство РФ очень сложное и противоречивое, в то время как оно должно быть как можно более простым для понимания в целях обеспечения более точного, полного его соблюдения, тем более что пользователями налогового законодательства в части субъектов малого предпринимательства являются по большей части не квалифицированные специалисты в области налогов.

4. Еще одной проблемой, характерной для российского бизнеса вообще и малого бизнеса в частности, являются выплаты “черных” налогов. Возможно, корректировка существующего законодательства приведет к тому, что во многих случаях необходимость обращения к криминальным структурам просто отпадает. Здесь необходимо отметить и недостаточную активность органов государственной власти и тех организаций, ассоциаций и объединений, которые призваны оказывать поддержку малому предпринимательству.

5. Малое предпринимательство развивается не благодаря, а вопреки “заботам” государства, и, если ситуация не изменится в ближайшем будущем малое предпринимательство вряд ли сможет успешно работать и вносить весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решение таких проблем, как занятость, ускорение научно-технического прогресса, становление так необходимого в нашей стране “среднего” слоя.

6. Налогоплательщики, т.е. организации и физические лица, уплачивающие единый налог, попадают в более здоровую правовую ситуацию. Стабильность налога позволяет верно рассчитать свои силы, правильно организовать бизнес. Единый налог, не зависящий от величины реального оборота, позволяет безболезненно легализовать большую часть бизнеса, избавиться от страха перед контролирующими органами. В этом смысле основным достоинством единого налога является простота его изъятия, поскольку на практике более 70% предпринимателей, даже те, которые не платили никогда, сдавая нулевые балансы и декларации, теперь своевременно и в полном объеме производят его уплату.

7. Внесение авансовых платежей при уплате данного налога позволяет избежать недоимок, трудности взыскания которых общеизвестны.

8. Государственные органы исполнительной власти получили надежный и стабильный источник формирования доходной части бюджета, причем налоговые поступления довольно легко прогнозируются. Отметим, что основной материальный эффект введения налога связан с опережающими платежами, вносимыми индивидуальными предпринимателями (но не юридическими лицами). Ограничения в применении налога для юридических лиц потенциально чревато их перерегистрацией в физические лица, поскольку очевидны выгоды для налогоплательщика.







Интересное:


Налоговые льготы как элемент налогообложения и важнейший инструмент регулирующей налоговой политики
Комплексная оценка налоговой политики Российской Федерации
Фискальная, регулирующая и контрольно-регулятивная роль налогов и российской налоговой системы
Эволюция форм налогообложения в исследованиях финансовой науки
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)
Вернуться к списку публикаций