2012-01-08 20:52:17
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Концептуальные основы построения налоговых систем. Актуальные проблемы теории налогообложения применительно к России



Концептуальные основы построения налоговых систем. Актуальные проблемы теории налогообложения применительно к России


По мнению Т. Юткиной, современная налоговая наука и практика при построении концепции налоговой системы руководствуются двумя группами принципов налогообложения:

1) классическими, или организационно-этическими («золотые правила» налогообложения). Эти принципы являются общенациональными, они определяют фундамент налоговых отношений плательщиков и государства и являются своего рода маяком, к которому должна стремиться любая цивилизованная налоговая система;

2) функциональными, или экономико-правовыми, в соответствии с которыми развивается налоговое производство в конкретном пространстве и во времени. На основе этих внутринациональных принципов создаются налоговые концепции применительно к типу государства, политическому режиму и условиям социально-экономического развития страны.

«Золотые правила» налогообложения содержат следующие принципы:

1) принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;

2) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

3) принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

4) принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

Более чем за двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Сегодня она расширена и дополнена в соответствии с духом времени. Многие налоговеды в своих исследованиях обращаются к данной теме. Анализ научных работ ведущих российских налоговедов, а также публикаций в периодической литературе других авторов позволяют сформулировать в качестве фундаментальных целый комплекс современных принципов построения системы налогообложения.

Принцип справедливости утверждает всеобщность налогообложения и равнонапряженность налогового бремени.

Существуют два основных аспекта этого принципа: горизонтальный и вертикальный. Принцип горизонтальной справедливости, или платежеспособности, предполагает, что сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины дохода налогоплательщика. Принцип вертикальной справедливости, или выгод, означает, что лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Каждый из принципов имеет преимущества и недостатки и, как правило, современные налоговые системы содержат элементы обоих подходов в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

Для достижения справедливости налоговая политика государства должна строиться на началах перераспределения налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями, с учетом существования среди них самых различных групп, объединяемых между собой по способности одинаково нести налоговое бремя. Система налогообложения должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам. Некоторые налоги должны быть направлены на финансирование определенных государственных нужд, и платить их должны лица, больше других получающие блага от государства.

Основным признаком справедливой налоговой системы являются льготы, представляющие собой определенные преимущества (освобождения, скидки, отсрочки и т.д.) при исчислении и уплате налоговых платежей. Однако некоторые ученые настаивают на их максимальном сокращении, так как «льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других». Кроме того, льготы «становятся лишь одним из способов уклонения от уплаты налогов», часто приводят к «неэффективному использованию средств налогоплательщиков, усложняют технологию взимания налога».

Методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение. При прогрессивной системе сокращение неравенства в экономическом положении плательщиков после выплаты налогов достигается посредством сложной прогрессии: размер ставки растет вместе с объектом налогообложения, но повышенная ставка применяется только к сумме, превышающей предельный уровень. Методика шедулярного налогообложения подразделяет облагаемые объекты, как правило, доходы, в зависимости от источника их поступления на разные группы — шедулы. К каждой шедуле применяются свои правила и размеры налогообложения.

С юридической точки зрения, принцип справедливости реализуется в установлении для налоговых органов и налогоплательщиков равных прав и равных возможностей при защите своих интересов.

Принцип соразмерности, или принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государственной казны заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий уплаты налогов.

Система налогообложения, обеспечивая необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет, не должна нарушать воспроизводственных интересов ведения бизнеса, что достигается через паритет налоговых функций. Цель налогового механизма двуедина — наполнить казну и не создать экономических препятствий для наращивания экономического потенциала непосредственных производителей и доходов граждан.

Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера (рис 1.). Американский ученый А. Лаффер показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от величины налогового бремени.

Повышение ставки налога (ось Т) до определенного уровня Т’ сначала увеличивает сумму доходов в бюджет (ось Д), так как общий объем производства, или база (ось В), сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Однако при повышении ставки налога выше Т’ чистого дохода практически не остается, сокращаются стимулы к расширению производства, уменьшаются доходы, предъявляемые к налогообложению. Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики. Следовательно, несмотря на рост ставки налога, доходы в бюджет сокращаются, так как сокращается база для уплаты налога.


Кривая Лаффера

Рис. 1. Кривая Лаффера


Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет является, по оценкам Лаффера, 30% суммы доходов; 40-50-процентное изъятие доходов сокращает сбережения населения, влечет за собой незаинтересованность в инвестировании и, следовательно, означает сокращение налоговых поступлений.

Аргументы критиков Лаффера сводятся к трем основным положениям.

Во-первых, увеличение темпов экономического роста и, следовательно, доходов бюджета в результате изменения налоговых ставок может произойти лишь в долгосрочной перспективе и растянуться на годы и даже десятилетия. Во-вторых, понижение ставок налогов может вызвать серьезный рост совокупного спроса, превосходящего любой прирост совокупного предложения, что приведет к обострению бюджетного дефицита и инфляции. В-третьих, довольно сложно выяснить, в какой точке кривой Лаффера находится экономика той или иной страны в заданный период времени. Если эта точка расположена после Т’, то снижение ставок налогов имеет надежную базу, если же до Т’, то снижение налоговых ставок будет означать и снижение налоговых поступлений.

Таким образом, в соответствии с принципом соразмерности при построении налоговой системы необходимо учитывать величину налогового предела, в котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Уровень оптимальности в разных странах существенно различается, поскольку определяется моделью рыночной экономики, долей «теневого сектора», структурой собственности, налоговой культурой и другими факторами. Сдвиг налоговой нагрузки в ту или иную сторону ведет к неблагоприятным последствиям.

Согласно принципу максимального учета интересов и возможностей налогоплательщика налоговая система должна характеризоваться определенностью и удобством для субъектов налогообложения. По словам Н. Тургенева: «Количество налога, время и образ платежа должны быть известны платящему и независимы от власти собирателей».

Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, — а также простота исчисления и уплаты налога. По мнению В. Пушкаревой, «простота налогообложения позволяет обеспечивать казну доходами с минимальными издержками, она же делает ее понятной налогоплательщику и развивает чувство ответственности, заставляя отказываться от соблазна уклонения от уплаты налога». Сложность налоговой системы способствует росту административных издержек, снижению уровня согласованности и более широкому распространению убежденности в неравенстве налогового бремени, раскладываемого между отдельными группами налогоплательщиков.

Принцип экономичности означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.

Принцип стабильности налоговой системы предполагает неизменность состава основных налоговых платежей, условий их сбора, а также четкое разграничение налогов по звеньям (уровням) государственного управления. Соблюдение этого принципа способствует созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности и привлечения иностранных инвесторов.

В то же время налоговые ставки не могут устанавливаться на длительный период, поскольку они зависят от реальной экономической ситуации, складывающейся величины расходной части бюджета, уровня доходов населения и т.п. Государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые экономические и политические условия, поэтому одним из принципов построения налоговой системы является принцип эластичности (гибкости, адаптивности). Поскольку не все налоги обладают подвижностью, налоговая система государства должна содержать в себе и такие налоги, которые при необходимости можно было бы увеличить.

Особое внимание следует обратить на тот факт, что между принципами стабильности и эластичности нет противоречия. Эластичность налоговой системы означает в первую очередь постепенное развитие налоговой системы, но не её качественное реформирование. Для того, чтобы при этом не нарушался принцип стабильности, во многих странах любые изменения и дополнения налоговых законов могут вступать в силу только с начала нового финансового года.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Тенденции функционирования малого предпринимательства в России
Трансформация налоговой системы России (1861-1916)
Совершенствование налоговой политики в период глобализации экономики Российской Федерации
Содержание и принципы формирования налоговой системы
Налоги в системе государственного финансового и бюджетного регулирования
Вернуться к списку публикаций