2012-01-08 20:52:17
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Концептуальные основы построения налоговых систем. Актуальные проблемы теории налогообложения применительно к России



Концептуальные основы построения налоговых систем. Актуальные проблемы теории налогообложения применительно к России


Налоги возникают и функционируют в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Они выступают частью национального дохода, изъятой государством для выполнения своих функций.

Экономической базой налогов являются конкретные носители стоимости: рента, капитал, доходы от продаж и заработная плата. На их основе и исходя из их денежного эквивалента определяется разнообразие налоговых форм:

- налоги на доходы от продаж (налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж);

- налоги с имущества (налог на наследства и дарения, налог на недвижимость);

- налоги на потребление (подоходный налог с граждан, акцизы);

- налоги на капитал (налог с корпораций, налог на доходы от ценных бумаг, промысловый налог).

Эти налоги составляют фундамент любой налоговой системы.

В словаре-справочнике «Налоги» налоговая система определяется как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, осуществляемых плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

Т. Юткина дает более общее определение: «Налоговая система как императивная структура организации взаимоотношений суверена (в лице государственно-властных органов) с налогоплательщиками есть система отправления государственно-властных полномочий при формировании казны». Построить налоговую систему — значит обосновать ее принципиальную конструкцию (состав налоговых обязательств, условия их выполнения и алгоритмы исчисления), установить комплекс экономических предпочтений, а также полноту права и ответственности участников налоговых действий.

Сущность и свойства налогообложения проявляются в его функциях. Многие ученые выделяют распределительную, фискальную, регулирующую и контрольную функции.

Посредством фискальной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование доходов бюджетной системы и удовлетворение общенациональных необходимых потребностей.

Распределительная (социальная) функция состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. По словам шведского экономиста К. Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан... Цель - сделать распределение жизненно важных средств более равномерным». Ярким примером реализации этой функции являются акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного обложения.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за финансово­-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. В рамках данной функции иногда выделяют:

- стимулирующую подфункцию, направленную на поддержку тех или иных экономических процессов (реализуется через систему льгот и освобождений);

- дестимулирующую подфункцию, направленную на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов (реализуется, например, посредством протекционистской политики);

- воспроизводственную подфункцию, предназначенную для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов (например, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т.д.).

Регулирующая роль налогов проявляется путем влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и в отдельных отраслях экономики. Почти все методы воздействия государства на развитие экономики прямо и косвенно включают налоговое регулирование. Регулирование осуществляется посредством налоговых льгот, налоговых кредитов, санкций и особой системы фискального федерализма.

Однако, по мнению А. Брызгалина, значение налоговых механизмов в регулировании и управлении экономикой государства преувеличено. «Развитие тех или иных экономических процессов в обществе подчиняется своим закономерностям, в которых налогам отведено отнюдь не решающее значение». Р. Пепеляев считает, что воздействие на поведение налогоплательщика не может быть основной целью налога.

Другого взгляда придерживается Т. Юткина, которая выделяет только две противодействующие функции налоговой системы - фискальную и регулирующую. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему налоговому гнету, она уравновешивает фискальное свойство налогообложения, обеспечивает баланс интересов двух сфер - «бизнеса» и «бюджета», паритетное существование корпоративных, личных и государственных экономических интересов. «В регулирующей налоговой функции заложен целый спектр функциональных проявлений свойств налоговых категорий, а именно: распределительного, перераспределительного, стимулирующего, контрольного, социального и ряда других». По мнению Т. Юткиной, для выделения контрольной и перераспределительной функций как относительно обособленных нет необходимых аргументов.

Следует заметить, что развитие цивилизации и ее научного потенциала может повлечь за собой открытие совершенно неизвестных сегодня науке и практике свойств системы налогообложения и потребовать новой интерпретации общепринятых и подтвержденных налоговой практикой налоговых функций.

Полярность фискальной и регулирующей функций системы налогообложения, а следовательно, экономико-финансовых интересов субъектов налоговых правоотношений - объективная данность. Наряду с этим весь смысл научных исследований и законодательных налоговых инициатив состоит в том, чтобы разработать совокупный объем налоговых изъятий (совокупную налоговую нагрузку, или величину налогового бремени), сглаживающий данные противоречия. Количественную величину налогового оптимума определить крайне сложно. Данная сложность связана в первую очередь с диаметрально противоположными интересами участников налоговых действий — субъектов сфер «бизнес» и «бюджет».

При описании принципов налогообложения ученые с давних пор отталкивались от проявляющейся на практике способности налогов менять действительного субъекта налогового платежа. Устанавливая какой-либо новый налог, или изменяя его, или повышая существующий, необходимо считаться с тем, на кого в действительности ляжет налог.

Проблема переложения налогов непосредственно связана с другим специфическим свойством налогообложения - налоговой диффузией. Налоговая диффузия (или распределение налогового бремени) - это понятие, характеризующее раскладку (или распыление) элементов структуры налогового потенциала по плательщикам, отраслям, территориям, а также по разным источникам их уплаты.

Степень переложения налогового гнета на конечного потребителя зависит, прежде всего, от соотношения долей в составе налоговой системы государства двух основных групп - прямых и косвенных налогов. Именно косвенные налоги являются самыми перелагаемыми, поскольку они являются прямыми надбавками к ценам. Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково, что фискальную задачу выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена роль экономического регулятора доходов корпораций и граждан. Для достижения известного в экономической теории оптимума по Парето в налогообложении должно выполняться условие, когда пределы использования регрессивных по своей сути косвенных налогов в обществе будут ограничены рамками прогрессивного прямого налогообложения, причем излишняя прогрессивность недопустима. Соотношение между двумя группами налогов в конкретный исторический момент и в конкретной стране будет зависеть от экономических, национальных и территориальных особенностей развития государства.

Построение концепции налоговой системы государства, ориентированной на предельно допустимую величину налогового изъятия, требует знаний фундаментальных принципов налогообложения. Такие принципы названы еще Ф. Кенэ в XVII в., позже они были систематизированы А. Смитом и Н. Тургеневым, а еще спустя почти столетие развиты и дополнены А. Вагнером. В настоящее время эти принципы получили название «золотых правил» налогообложения.

В научной литературе предлагаются различные классификации принципов построения налоговых систем. Так, А. Брызгалин, учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, выделяет три системы принципов, каждая из которых соответствует своей сфере налоговых отношений:

- экономические принципы налогообложения:

принцип справедливости,

принцип соразмерности,

принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков,

принцип экономичности (эффективности);

- юридические принципы налогообложения (принципы налогового права):

принцип равного налогового бремени (нейтральности, универсализации),

принцип установления налогов законами,

принцип отрицания обратной силы налоговых законов,

принцип приоритета налоговых законов над неналоговыми,

принцип всех элементов налога в налоговом законе,

принцип сочетания интересов государства, регионов и налогоплательщиков;

- организационные принципы налоговой системы:

принцип единства,

принцип подвижности (эластичности),

принцип стабильности,

принцип множественности налогов,

принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Зарубежный опыт косвенного налогообложения
Налоговая деятельность - функция российского государства
Основные понятия налогообложения доходов физических лиц в РФ
Акциз
Развитие теоретических взглядов на проблему исчисления тяжести налогообложения
Вернуться к списку публикаций