2012-01-08 20:48:14
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Стимулирование малого предпринимательства посредством создания особых налоговых условий. Анализ зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства



Стимулирование малого предпринимательства посредством создания особых налоговых условий. Анализ зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства


Механические (формальные) или дискреционные.

Вмененные методы различаются по степени свободы, предоставленной налоговым властям. Формальные методы вменения предполагают определение налоговых обязательств по заранее определенным правилам, не подразумевающим предоставления налоговым властям свободы в установлении налоговых обязательств. При дискреционных методах налоговые обязательства в значительной степени определяются по усмотрению применяющего их агента. Дискреционные методы обычно бывают оспоримыми, иначе представители налоговых органов получают значительные возможности для произвола. Формальные методы могут быть как оспоримыми, так и неоспоримыми.

Как формальные, так и дискреционные методы имеют существенные недостатки: возможности для коррупции в случае дискреционных правил, потенциальная суровость формальных правил. Применение формальных правил влечет снижение административных издержек, но, одновременно, и ограничивает возможности учета конкретных обстоятельств, что может приводить к чрезмерному налогообложению.

В различных странах для целей налогообложения малого бизнеса применялось множество вмененных методов.

Налогообложение валовой выручки предусматривает минимальный вмененный налог, при котором налогооблагаемый доход предприятия не может быть меньше определенного процента от валовой выручки предприятия. (Франция). Этот метод привлекателен относительной легкостью администрирования и возможным ростом налоговых поступлений. Однако он имеет много недостатков. Налог на валовую выручку:

- может повлечь сокрытие выручки и прибыли;

- многократно облагает некоторые доходы, когда таким налогом облагаются фирмы, включенные в одну производственную цепочку (эффект каскада);

- может приводить к значительным неточностям в зависимости от отрасли, степени интеграции конкретного производства, вида производимого продукта или услуги, так как доход составляет значительно варьирующуюся долю от валовой выручки. Классификация налогоплательщиков по видам деятельности с особым процентом для каждого уменьшает неточность вменения, но делает более сложным его применение и требует значительных ресурсов для определения границ фактической прибыли;

- может приводить к снижению производства в тех отраслях, где он применяется и, следовательно, к потерям общественного благосостояния.

Другим методом вменения является применение минимальных налогов на основе фиксированного процента от активов предприятия (Аргентина, Колумбия, Мексика, Венесуэла). База налога варьируется от валовых активов до чистых активов, то есть активов за вычетом задолженности. Экономические основания для налога на активы в том, что инвесторы могут ожидать ex ante получения определенной нормы доходности на свои активы. Такое обложение несправедливо, так как доходность ex post не совпадает с ожидаемой, причем расхождения могут значительно варьироваться между видами деятельности. Минимальный налог на активы может дестимулировать рисковые инвестиции, когда налогоплательщик не имеет возможности переноса убытков, возникших в результате инвестирования. Данный метод вменения оправдан только тогда, когда он помогает решить те проблемы с администрированием налога на доход, с которыми трудно иметь дело непосредственно.

Существует множество методов налогообложения малого предпринимательства, учитывающих особенности отдельных отраслей.

Италия применяет минимальный вмененный налог, дифференцированный по видам деятельности. Применение минимального налога на основе профессии или занятия индивидуума может привести к несправедливости по отношению к некоторым налогоплательщикам, поскольку не учитывает различий в уровне доходов. Для решения этой проблемы используется разделение налогоплательщиков в каждой рассматриваемой отрасли на два или три класса на основе оборота с фиксированным налогом внутри каждой группы или на основе типа или количества капитального оборудования, используемого в предпринимательстве.

Налогообложение по методу контракта (forfait), широко применяемое во Франции, предусматривает заключение между налоговыми властями и налогоплательщиками, годовой оборот которых ниже определенной величины, предварительного соглашения по установлению налоговых обязательств относительно оцененного, а не фактического дохода. Методы оценки для определения сумм forfait основаны на статистическом анализе и на детальной классификации отраслей, что требует большого объема сложной работы, высокой квалификации налоговых инспекторов и действенного контроля вышестоящих органов за их деятельностью. В силу этих причин контрактный метод может быть неприемлемым для многих стран, в том числе и для России.

Некоторые страны облагают налогом доход от конкретных видов деятельности на базе оборота с вмененными вычетами, основанными на пропорциях, распространенных в отрасли. Этот метод корректнее метода валовой выручки, но для его применения требуются большие затраты на исследования.

Налогообложение по стандарту (Standart Assessment Guides) (например, tachshiv, использовавшийся в Израиле, впоследствии замененный на tadrihim), и аналогичные ему методы, используются в нескольких странах (кроме Израиля подобные методы используют Испания и Турция). Это в чистом виде вмененные, рассчитанные на основании косвенных признаков налоги. Вмененный доход устанавливается в зависимости от вида деятельности малого предприятия и от наличия в его распоряжении необходимых для деятельности факторов, которые трудно скрыть при проверке (число посадочных мест в ресторане, кресел в парикмахерской и т.д.). Tachshiv включает элементы соглашения между налогоплательщиками и налоговыми властями, но соглашение о tachshiv вообще, о котором договариваются с представителями отрасли, а не его применении к конкретному плательщику.

Использование подобных методов может быть эффективно при налогообложении малого предпринимательства в определенных отраслях, но для его применения требуется значительный объем предварительных исследований с целью выделения факторов, определяющих нормальный доход в конкретных отраслях и определения коэффициентов для каждого фактора.

При налогообложении по стандарту возникает ряд проблем. Во-первых, те налогоплательщики, у которых доход превышает средний для данного вида деятельности, могут умышленно не вести записей, достаточных для налогообложения на основе деклараций, попадая, таким образом, под вмененное налогообложение. Чтобы разрешить эту проблему, налогоплательщики, к которым применимо налогообложение «по стандарту», должны быть установлены на основе точного критерия, предпочтительно на основе критерия оборота. Важным вопросом при введении налогообложения по стандарту является вопрос, вводится ли оно как обязательное или по выбору плательщика. С точки зрения V. Thuronyi, «предпочтительным решением является установление обязательного налогообложения по стандарту для плательщиков с оборотом ниже порогового значения, но с разрешением налогоплательщику сделать неотменяемый выбор об использовании вместо него нормальных правил учета».

Еще одна проблема, связанная с использованием подобных налогов, заключается в том, что «опора на определенные факторы при оценке дохода может приводить к трансформации налогообложения в налогообложение этих факторов, а не общему подоходному налогообложению, таким образом, внося искажения в оптимальное использование факторов в производстве и в другие предпринимательские решения». Это соображение можно в значительной степени отнести практически ко всем вмененным методам.

При налогообложении сельского хозяйства обычным подходом является вменение дохода на основе площади и качества земли. Определенная деятельность может исключаться из вмененного налогообложения, а крупные предприятия могут облагаться на базе фактического дохода. Например, во Франции фермеры с оборотом до 500 000 франков подлежат налогообложению на вмененной основе. Налогооблагаемый доход от сельскохозяйственной деятельности определяется в соответствии с площадью обрабатываемой земли, типом культуры и регионом. Для каждого региона средняя прибыль от каждого вида сельскохозяйственных культур ежегодно определяется комитетом, состоящим из представителей налоговой администрации и фермеров.

В развивающихся странах у малых предприятий и у налоговых органов существуют дополнительные проблемы, в частности связанные с меньшей правовой грамотностью и со слабостью налоговой администрации. В этом случае использование малым предпринимательством обычных декларативных систем учета порождает столь значительные издержки законопослушания, что стимулирует уход фирм в теневую деятельность. В этих случаях разумное использование вмененных методов «может расширить налоговую базу за счет увеличения количества налогоплательщиков их платежей и может уменьшить уклонение от налогообложения — все это при относительно низких административных издержках». В тех случаях, когда существует опасность произвола налоговых властей, устанавливается право выбора между вмененным налогообложением и традиционной системой уплаты налогов.

В Чили налогоплательщик, чья выручка не превышает 3000 налоговых единиц в год (в среднем за последние три года), имеет право выбрать специальный режим. По специальному режиму распределенный доход облагается налогом при распределении, а удержанный доход по прекращении деятельности или по окончании специального режима. Доход, накопленный или фактически полученный, считается частью акционерного капитала, пока он не изъят или не распределен. Изъятые или распределенные доходы облагаются налогом FCT (First Category Tax, налог на доходы корпораций в Чили) на уровне предприятия, при налогообложении этих доходов должны уплачиваться авансовые платежи. Мелкие торговцы, ведущие деятельность на улицах, платят фиксированный налог ежегодно (половину месячной налоговой единицы) вместе с муниципальной платой за лицензию. Продавцы газет облагаются ежегодным налогом, равным 0,5% их продаж.

Бразилия применяет систему налогообложения малых предприятий с валовым доходом в качестве налоговой базы и дифференцированными в зависимости от годового валового дохода ставками. Ставки налога изменяются от 3% до 7% валового дохода предприятия. Критерием признания предприятия малым является также валовой доход. При этом индивидуальное предприятие, оказывающее услуги (например, мойка машин), может не регистрироваться в Главном кадастровом управлении налогоплательщиков и иметь статус неформального предприятия.

Ограничения для признания предприятий малыми или микро-, помимо дохода включают в себя форму собственности, вид деятельности (не разрешается налогообложение по системе малых предприятий для кредитно-финансовых, страховых, арендных, инвестиционных, охранных; предприятий, производящих операции с ценными бумагами, валютой, недвижимостью), участие в уставном капитале данного предприятия определенных лиц (иностранные граждане и юридические лица, предприятия с участием госучреждения), участие самого предприятия в уставном капитале других юридических лиц, в осуществлении экспортно-импортных сделок, вид оказываемых услуг (недопустимо в системе оказание услуг маклера, певца, торгового представителя, композитора, терапевта, дантиста, медицинской сестры, инженера, бухгалтера, программиста, адвоката, психолога, преподавателя и др.), наличие дебиторской задолженности по обязательным платежам, социальному страхованию, превышение совокупного дохода владельца от данного предприятия и участия в других предприятиях определенного предела. Предприятие имеет право выбрать общепринятую норму налогообложения, то есть налогообложение по системе для малых предприятий не является обязательным.

Обобщая международный опыт налогообложения субъектов малого предпринимательства и учитывая теоретические основы построения налоговых систем, можно утверждать, что разумная система налогообложения субъектов малого предпринимательства должна строиться на следующих принципах:

• Малое предпринимательство должно рассматриваться как явление социальное, обеспечивающее занятость и самозанятость, реализацию предпринимательской инициативы и инноваций, а также другие эффекты, а не как один из основных наполнителей бюджета.

• Действительное равенство налогоплательщиков предполагает, что количество и схемы налоговых изъятий должны компенсировать малому предпринимательству повышенные риски хозяйствования, объективно меньшие возможности доступа к производственным ресурсам и большие удельные издержки на расчеты с государством по сравнению с крупными предприятиями.

• Правила налогообложения малого предпринимательства должны быть стабильными и доступными, чтобы каждый предприниматель четко знал, сколько и когда он должен заплатить. Процесс изъятия налогов должен быть удобен, прежде всего, для самого бизнеса, а не для государства. Составление налоговой отчетности и ведение налогового учета должны быть предельно упрощены.

• Определение перечня основных налогов для субъектов малого предпринимательства должно осуществляться на федеральном уровне. Вместе с тем, учитывая местную специфику основной части малого бизнеса, регионам должны быть предоставлены максимальные возможности по регулированию параметров системы налогообложения малого предпринимательства.


Колмагорова Юлия Вячеславовна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Цели и задачи налоговой политики на современном этапе
Налоговые льготы как элемент налогообложения и важнейший инструмент регулирующей налоговой политики
Акцизное налогообложение
Зарубежный опыт косвенного налогообложения
О сбалансированности общественных и частных интересов в налоговых правоотношениях РФ
Вернуться к списку публикаций