2012-01-08 20:48:14
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Стимулирование малого предпринимательства посредством создания особых налоговых условий. Анализ зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства



Стимулирование малого предпринимательства посредством создания особых налоговых условий. Анализ зарубежного опыта налогообложения малого предпринимательства


Во многих странах для малого предпринимательства принят особый режим налогообложения. Для этого существует несколько причин. Малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия легче, чем крупные, приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка, поскольку отличаются большей гибкостью. Развитие этого сектора экономики является особенно важным при структурной перестройке экономики, когда растет безработица за счет сокращения производства в целых отраслях, так как оно позволяет увеличить занятость населения.

Вопрос о предоставлении малому предпринимательству налоговых преимуществ является довольно спорным. В частности, наличие эффекта масштаба может приводить к тому, что минимальный эффективный размер производства в определенных видах деятельности приходится на довольно большие объемы выпуска и требует привлечения значительного количества факторов, недоступного малому предпринимательству. Однако наличие возможности для мелких предприятий конкурировать с относительно крупными можно рассматривать как одно из условий свободы входа в отрасль, что не только способствует наличию конкуренции там, где она целесообразна, но создает предпосылки угрозы входа потенциального конкурента в случае злоупотребления рыночной властью действующего в отрасли предприятия.

Данные показывают, что малые предприятия, структура управления которыми носит меньшие черты бюрократизации, гораздо мобильнее и быстрее приспосабливаются к изменению конъюнктуры рынка, а также к шокам в экономике.

Инновационная деятельность часто осуществляется именно на уровне малого предпринимательства. У крупного бизнеса, безусловно, имеются значительные преимущества в возможностях осуществления инновационной деятельности (но не обязательно большая заинтересованность) и в получении необходимой информации, ему в большей степени доступны средства, необходимые для исследовательских работ или для приобретения новых разработок, крупное предприятие в силу большей доступности диверсификации может принимать более значительные риски по отдельным проектам. Однако в тех случаях, когда на начальных этапах деятельности значение квалификации сотрудников выше, чем расходы на прочие факторы производства, возможно преимущество малых предприятий.

Развитие в стране малого предпринимательства обычно существенно смягчает проблемы, связанные с безработицей. Практика всевозможных ссуд и пособий безработным, желающим начать свое дело, широко распространена в мире. А в России для поддержки малого предпринимательства есть еще одна причина: необходимо содействовать формированию так называемого среднего класса - слоя независимых, самодостаточных граждан. Для достижения этой цели менее существенны число малых предприятий и масштабы их деятельности, важнее, чтобы человек имел потенциальную возможность с разумными рисками и издержками открыть малое предприятие.

Серьезным оправданием для установления налоговых преференций малому бизнесу служит различие в издержках уплаты налогов в зависимости от размера предприятия. Для малого бизнеса даже явные издержки уплаты налогов особенно чувствительны, поскольку, будучи практически постоянными для предприятия в целом, они выше для малого бизнеса, чем для крупного, в расчете на единицу продукции. Кроме того, совокупные альтернативные издержки уплаты налогов выше для субъектов малого предпринимательства, поскольку крупные предприятия могут использовать для определения налоговых обязательств результаты бухгалтерского учета, который им нужен для внутренних задач и который не является необходимым для малого бизнеса.

Малому предпринимательству сложнее получить заемные средства по приемлемой ставке процента, поэтому они финансируют инвестиции преимущественно из собственных средств. Но если процент по заемным средствам, хотя и с ограничениями, принимается к вычету из базы налога на прибыль, то альтернативные издержки привлечения собственного капитала вычету при применении налогообложения прибыли не подлежат.

В то же время существуют и проблемы, связанные с уклонением от налогообложения субъектов малого предпринимательства. Если легальный уход от налогов путем использования лазеек в законодательстве в большей степени доступен крупным налогоплательщикам, то уклонение от налогов путем сокрытия выручки, предоставления недостоверной отчетности, ведение бизнеса без регистрации свойственны именно малому предпринимательству. Причиной этого является не только большая возможность избежать наказания, но и чрезмерно высокие для малых значений дохода издержки законопослушания (налоговые суммы, причитающиеся к уплате, и издержки по ведению и предоставлению отчетности).

Упрощение налогообложения и учета приводит к снижению этих издержек для налогоплательщика, а также соответствующих административных издержек по проверке налогоплательщиков. В ряде случаев специальные режимы налогообложения направлены на уменьшение возможности ухода от налогов, что, помимо прочего, может служить более справедливому распределению налогового бремени.

Налогообложение малого предпринимательства в большинстве стран имеет те или иные отличия от общего режима налогообложения бизнеса. Налоговые меры варьируются в зависимости от целей, которые преследуются при разработке налогового режима, и условий, в которых производится сбор налогов. В разных странах различаются традиции уплаты налогов, налоговая и юридическая грамотность налогоплательщиков (и даже, как показывает пример российской экономики, грамотность сотрудников налоговых органов), возможности контроля и принуждения со стороны налоговых администраций, а также степень коррумпированности властей. Применение одного и того же налогового режима в разных обстоятельствах может привести к существенно различным результатам.

Законодательством определенной страны для малого предпринимательства вообще может быть не предусмотрен особый режим налогообложения, тогда на практике МП предоставляется ряд преимуществ, в том числе пониженные ставки налогообложения, различные инвестиционные льготы или налоговые каникулы. В развитых странах с достаточно давними налоговыми традициями основной целью смягчения налогового режима для МП является коррекция аллокационных последствий налогообложения, проявляющихся в относительно высоких издержках для МП и в относительно высокой эффективной ставке налога для них в силу меньших возможностей использования разрешенных для налогового вычета расходов (например, амортизации). В таких случаях применяются пониженные налоговые ставки или дополнительные возможности начисления амортизации от ускоренной амортизации до свободного списания. Пониженные ставки для предприятий, имеющих прибыль ниже пороговой или относящихся к малому и среднему предпринимательству применяются в Бельгии, Канаде, Финляндии, Японии, Люксембурге, Великобритании и США. Швейцария использует прогрессивное налогообложение дохода корпораций. В Канаде контролируемые канадцами частные корпорации получают налоговую скидку, которая уменьшает федеральный налог на доходы на 16%, если их годовой налогооблагаемый доход от деятельности не превышает $200 000.

Как показывает мировой опыт, возможны два основных подхода к налогообложению малого предпринимательства. Первый заключается в сохранении всех видов налогов для малых предприятий, но предусматривает упрощение порядка их расчета (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.). Второй подход предполагает оценку на основе косвенных признаков потенциального дохода налогоплательщиков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов. Выбор конкретного режима налогообложения и его характеристик определяется задачами, которые должны быть решены с помощью особого режима, а также условиями, в которых производится сбор налогов.

Возможны различные варианты установления базы упрощенного налогообложения для малого предпринимательства. Теоретически одной из самых привлекательных форм налогообложения является использование налогов на потоки денежных средств (cash-flow), которым присуща простота исчисления, нейтральность по отношению к капиталовложениям, а также легкость администрирования.

В работе Shome P., Schutte С. выделяются три типа налогов cash-flow — R, RF и S, в зависимости от базы налогообложения.

В случае R-налога базой является чистый поток реальных трансакций в денежном выражении, то есть разница выручки от реализации и стоимости используемых в производстве факторов. RF-налог отличается от R-налога тем, что в его базу включается еще и разница между полученными займами и выплаченным долгом и разность полученных и уплаченных процентов, то есть чистый финансовый поток денежных средств. S-налогом облагаются чистые потоки средств от предприятия акционерам, то есть сумма выплаченных дивидендов и выкупленных акций за вычетом новых выпусков акций. Если единственным налогом на предприятия является налог «cash-flow», то отличие RF-налога от S-налога в том, что база первого включает величину налога, а второго - нет в силу основного финансового тождества: налоги плюс выплаты акционерам равны чистому потоку денежных средств.

Простейшей для вычисления и поэтому особенно привлекательной при налогообложении малого предпринимательства выглядит база R-налога. Эта база налогообложения эффективна и аналогична базе, используемой для этих целей в других странах.

База потока наличности является относительно сложной в сравнении с налогом от выручки или некоторыми видами вмененных налогов, потому что при ее исчислении заработная плата должна отделяться от прибыли. Но она позволяет разделить налог на зарплату с налогами на доход от капитала, что является важным для определения величины социальных выплат, которые определяются на базе заработной платы. При этом, как показано Стиглицем, такой налог не имеет искажающего воздействия на инвестиционные решения. Налогом может облагаться и валовая выручка. В этом случае проще рассчитывать налоговую базу, так как не нужно оценивать стоимость факторов. Кроме того, упрощается контроль: достаточно только проверять стоимость выпускаемой продукции. Недостаток этого налога заключается в том, что он по существу представляет собой долю в цене продукции, то есть искажает издержки производителя.

Выбор базы налогообложения зависит от того, какие налоги предполагается заменить налогом на малое предпринимательство, а также из соображений администрирования. База потока наличности является лучшей, если налог заменяет налог на прибыль. Использование валовой выручки в качестве базы налогообложения целесообразно использовать только тогда, когда преобладают соображения администрирования.

Когда одной из приоритетных целей введения особого режима для малого предпринимательства является борьба с уклонением от налогообложения, помочь гарантировать положительный уровень доходов может применение налога на валовую выручку в форме минимального налога. Проблема, заключается в том, что в этом случае положительные налоги обязательны даже тогда, когда бизнес несет реальные экономические убытки и налоговых обязательств не должно возникать. Таким образом, возникает дискриминация честных налогоплательщиков, временно несущих убытки.

Рассмотрим варианты систем налогообложения на основе вмененного дохода. Термин presumptive в английском языке (предполагаемый) означает существование обоснованных предположений, что нормальный доход налогоплательщика должен совпадать с суммой, определенной при применении косвенного метода или быть не меньше, когда вменение используется в качестве минимального налогообложения. Эта концепция включает множество различных способов определения налоговой базы.

Вмененные методы можно подразделить на следующие виды:

Оспоримые или неоспоримые.

При оспоримом методе налогоплательщик, не согласный с результатом применения метода, может апеллировать, удостоверяя, что его фактический доход, подсчитанный по обычным правилам налогового учета, меньше, чем рассчитанный по вмененному методу. Оспоримые налоги применяются в тех случаях, когда есть основания предполагать, что налогоплательщик не раскрывает полностью своего дохода в декларации, а возможности получения достоверной информации о доходах налогоплательщика ограничены или существенно затратны.

Минимальные или исключительные.

Минимальным является вмененное налогообложение, не отменяющее определения налоговых обязательств по обычным правилам, но предписывающее, чтобы они были не меньше определенных по правилу вменения. Исключительное вмененное налогообложение предполагает определение налоговых обязательств только на основе вменения, даже если обычные правила могут привести к более высоким обязательствам. Исключительные налоги проще администрируются, в краткосрочном периоде имеют стимулирующий эффект в силу своей природы фиксированного платежа, не зависящего от поведения налогоплательщика. Однако преимущество в простоте исключительного вмененного налога сопровождается недостатком справедливости, поскольку в этом случае налогоплательщики с одинаковой базой вмененного налога должны платить одинаковые суммы, хотя их фактический доход может существенно различаться. Кроме того, в долгосрочном периоде вступают в действие эффекты, связанные с тем, что данный налог фактически является налогом на те факторы, которые используются в качестве показателей при определении вмененного дохода.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Предложения по совершенствованию имеющихся льгот по налогу на добавленную стоимость
Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства
Содержание налоговой политики как организационно-финансовой категории
Понятие налоговых льгот и их роль в налоговой политике
Сущность и функции налогов
Вернуться к списку публикаций