2012-01-08 20:24:02
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Применение специальных режимов при налогообложении доходов малого предпринимательства в России



Применение специальных режимов при налогообложении доходов малого предпринимательства в России


В настоящее время в России существуют два особых режима налогообложения малого предпринимательства: упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход.

Вопрос выбора порядка налогообложения малого предпринимательства для России был особенно актуален в конце 2001 - начале 2002 гг., когда в Государственной Думе происходило обсуждение новых режимов налогообложения малого бизнеса. Действующий порядок был признан неудовлетворительным, поскольку он, с одной стороны, не создал стимулов к созданию малых предприятий, более того, многие функционирующие малые предприятия предпочитали применять общий режим налогообложения, несмотря на его сложность. С 1 января 2003 г. вступил в силу новый порядок налогообложения субъектов малого предпринимательства, введенный в действие Федеральным Законом от 24.07.2002 г. № 104-ФЗ. Сравнительные характеристики специальных налоговых режимов до и после введения в действие указанного закона представлены в таблице 1.


Таблица 1.

Сравнительные характеристики специальных налоговых режимов организаций и индивидуальных предпринимателей


Упрощенная система налогообложения

Единый налог на вмененный доход

до 01.01.03

с 01.01.03

до 01.01.03

с 01.01.03

1 Состав субъектов предпринимательства, которые не вправе применять данную систему

Не вправе перейти на эту систему субъекты, занимающиеся производством подакцизной продукции, игорным и развлекательным бизнесом, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий.

Состав дополнен за счет включения негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, частнопрактикующих нотариусов, а также субъектов, занимающихся добычей полезных ископаемых. Снято ограничение на организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий. Не вправе применять эту систему участники соглашения о разделе продукции, субъекты, подпадающие под систему налогообложения в виде  ЕНВД и единого сельскохозяйственного налога.

Состав субъектов ограничен принадлежностью к определенным видам деятельности: розничная торговля горючесмазоч­ными материалами, деятельность по сбору металлолома, по оказанию бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг. В пределах закрытого перечня законодательством субъектов РФ устанавливается свой перечень видов деятельности.

Состав субъектов ограничен видами деятельности по оказанию услуг (бытовых, ветеринарных, по ремонту, техобслужива­нию и мойке автотранспорт­ных средств, по перевозке пассажиров и грузов автомобиль­ным транс­портом, общественного питания) и сферой розничной торговли.

2 Критерии и показатели субъектов предпринимательства, могущих применять данную систему

2.1 Доля участия других организаций (органов) в уставном капитале

Не должна превышать 25%: доля участия, субъектов РФ, общественных организаций, благотворительных и иных фондов; доля одного или нескольких юридических лиц, не являющихся малыми предприятиями

Не должна превышать 25% доля непосредственного  участия других организаций

Нет ограни­чений

Нет ограни­чений

2.2 Средняя численность работников в налоговом (отчетном) периоде

Не более 15 чел., включая численность работающих в филиалах и подразде­лениях

Не более 100 чел.

Численность работающих в общественном питании - до 50 чел.; в розничной торговле - до 30 чел.; в сфере автотранспортных услуг (кроме маршрутных такси) - до 100 чел.

Вместо численности работающих введен критерий производственной мощности: в общественном питании площадь используемого торгового зала не должна превышать 70 м2; в розничной торговле площадь торгового зала магазинов не должна превышать 70 м2; в сфере автотранспортных услуг парк автомобилей не должен превышать 20 единиц

2.3 Стоимость амортизируемого имущества

Нет

Не должна превышать 100 ограничений млн. руб.

Нет ограничений

Нет ограничений

2.4 Сумма валовой выручки по итогам налогового (отчетного) периода

Не должна превышать 100000 МРОТ

Не должна превышать 15 млн. руб.

Нет ограничений

Нет ограничений

2.5 Особые условия

Организация не должна иметь просроченную задолженность по уплате налогов за прошедший отчетный период; организация своевременно представила в налоговый орган расчеты по налогам и бухгалтерскую отчетность за предыдущий отчетный период.

3 Налоговая база

Денежное выражение валовой выручки как суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. Денежное выражение совокуп­ного дохода как разницы между валовой выручкой и стоимостью затрат, связанных с предпринимательской деятельностью субъекта. Налоговая база определяется ежеквартально нарастающим итогом с начала календарного года.

Денежное выражение доходов или денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.

Налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Расчетная величина вмененного дохода. Рассчитывается путем умножения законодательно установленной базовой доходности по каждому виду деятельности на физический показатель, влияющий на результаты этой деятельности,  корректируется с помощью коэффициента базовой доходности, устанавливаемой субъектом РФ.

Расчетная величина вмененного дохода. Рассчитывается путем умножения базовой доходности по определенному виду деятельности на физический показатель, характеризующий данный вид деятельности. Базовая доходность корректируется с помощью трех коэффициентов, из которых лишь один определяется субъектом РФ с учетом особенностей ведения предпринимательской деятельности на территории и может быть установлен на календарный год в пределах от 0,1 до 1.

4 Объект налогообложения

Валовая выручка или совокупный доход, полученный за отчетный период.

Доходы сохраняются в качестве объекта только до 01.01.2005 или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта осуществляется самим налогоплательщиком и не подлежит изменению в течение всего срока применения УСН.

Вмененный доход

Вменен­ный доход.

5 Ставки единого налога

При налогообложении валовой выручки ставки - не более 10%. При налогообложении совокупного дохода - не более 30%.

При налогообложении доходов - 6%; при налогообложении доходов, уменьшенных на величину расходов -15%.

Ставка ЕНВД - 15%.

Ставка ЕНВД - 15%.

6 Характер перехода к системе, сроки начала и прекращения ее применения

Добровольный в законодательно установленном порядке путем подачи заявления в налоговый орган. Выдается патент сроком на 1 календарный год. При превышении предельной численности работающих налогоплателыцики переводятся на обычный режим налого­обложения. Добровольный возврат к обычному режиму налогообложения может быть осуществлен с начала очередного календарного года путем подачи заявления в налоговый орган.

Добровольный в законодательно установленном порядке путем подачи заявления в налоговый орган. При превышении по итогам налогового периода предельной суммы выручки (15 млн. руб.) или предельной стоимости амортизируемого имущества (100 млн.руб.),  находящегося в собственности организации, последняя считается перешедшей на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение.

Добровольный возврат к обычному режиму налогообложения может быть осуществлен с начала календарного года путем уведомления налогового органа в срок не позднее 15 января.

Обязательный в законодательно установленном порядке на территории соответствующего субъекта РФ. На основании представленного в налоговый орган расчета суммы ЕНВД, подлежащего уплате в  очередном налоговом периоде, налоговый орган не позднее 1 месяца после получения и проверки указанного расчета уведомляет налогоплательщика о переводе его на уплату ЕНВД с указанием суммы вмененного  дохода на налоговый период.

Обязательный в законода­тельно устано­вленном порядке на территории субъекта РФ.

7 Налоговый и отчетный периоды

Отчетным периодом является квартал.

Налоговый период - календарный год. Отчетными периодами являются квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Налоговый период - квартал. Отчетным периодом является месяц.

Налоговый и отчетный периоды — квартал.

8 Налоги, которые не уплачиваются в связи с переходом на данную систему налогообложения

Налог на прибыль, налог на имущество, НДС, налог с продаж, налог на пользова­телей автомо­бильных дорог.

Налог на прибыль, налог на имущество, НДС, налог с продаж, ЕСН (за исключением страховых взносов в размере 14% на обязательное пенсионное страхование).

Налог на прибыль, налог на

имущество, НДС, налог с продаж, ЕСН. На сумму страховых взносов на обязательное пенсионное   страхование в размере 14% уменьшается сумма единого налога (но не более чем на 35%), уплачи­ваемая нало­гоплательщиком

Налог на прибыль (в отношении прибыли, полученной от деятельности, облагаемой единым налогом), НДС и налог с продаж, налог на имущество, ЕСН (за исключением страховых взносов в размере 14% на обязательное пенсионное страхование, на сумму платежей, по которым уменьшается сумма единого налога, уплачиваемая налогоплательщиком)


Практика применения режимов налогообложения малого бизнеса, существовавших до 2003 г., выявила ряд проблем.

Обязательный характер налога на вмененный доход в значительной степени противоречит декларируемым при его введении целям поддержки малого бизнеса и, с одной стороны, может применяться преимущественно в качестве метода борьбы с уклонением от налогов в сфере малого предпринимательства. Вместе с тем такая обязательность системы вмененного налога интенсифицирует процессы лоббирования интересов как малого предпринимательства, так и достаточно крупных собственников, контролирующих затрагиваемые отрасли. Такое положение усугубляется тем, что потенциальные плательщики данного налога сильно различаются по размерам. Соответственно, оценки потенциального (вменяемого) дохода, рассчитанные по простым формулам на основе каких-либо выбранных натуральных показателей, характеризующих предпринимательскую деятельность, сильно отличаются от реально получаемого предприятиями и физическими лицами дохода. Относительно большие предприятия, реализующие экономию от масштабов производства, в такой ситуации имеют низкие эффективные ставки обложения, а действительно малые предприятия испытывают непомерный налоговый гнет. В результате во внедрении данного режима заинтересованы в основном те хозяйственные агенты, которые маскируют свой бизнес под малый, на самом деле не являющийся таковым. Речь идет о достаточно крупных торговых, транспортных предприятиях, кафе, ресторанах, автозаправочных станциях и др., которые вполне могут функционировать на общих основаниях.

Упрощенная система налогообложения до изменений, введенных с 1 января 2003 г., во многих случаях не использовалась малыми предприятиями. Это объясняется весьма высокими ставками налогообложения выручки или совокупного дохода наряду с отсутствием разрешения вычета капитальных расходов предприятия в какой-либо форме, наличием патентного платежа, а также сложностью восстановления учета при переходе к общему режиму, если такая необходимость возникает. Вследствие различного подхода к предприятиям и физическим лицам данная система применялась в основном индивидуальными предпринимателями. Однако часто выгоды от применения данной системы получали не субъекты малого предпринимательства. Положение о том, что при упрощенной системе для физических лиц патент заменяет подоходный налог и сводит платежи социального налога к символическим суммам, привело к тому, что эта система широко использовалась предприятиями как способ выплаты заработной платы своим работникам, сводящий практически к нулю платежи подоходного и социального налога.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Эволюция форм налогообложения в исследованиях финансовой науки
Цели и задачи налоговой политики на современном этапе
Льготы по налогу на добавленную стоимость и социальная политика
Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц
Политика формирования и распределения налогового бремени в России
Вернуться к списку публикаций