2012-01-08 20:18:31
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Особенности становления малого предпринимательства в России



Особенности становления малого предпринимательства в России


Попытка возрождения действительно частного предпринимательства была предпринята в эпоху перестройки. Эта попытка осуществлялась через арендные отношения, индивидуальную трудовую деятельность и новые кооперативы.

Важнейшую роль в развитии арендных отношений сыграл Закон СССР «О госпредприятии (объединении)» (1987 г.). Введенные тогда формы хозяйственного расчета способствовали освоению на местных предприятиях промышленности и бытового обслуживания прогрессивных форм арендных отношений.

В мае 1987 г. вступил в действие Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», который, по сути, легализовал предпринимательскую деятельность, закамуфлировав ее термином «трудовая». Принятие этого закона вызвало всплеск хозяйственной активности самых широких слоев населения. Только с 1988 по 1989 гг. число граждан, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД), увеличилось с 429 до 723 тыс. человек, то есть на 69%.

Далее, серьезное содействие развитию предпринимательства оказал Закон «О кооперации в СССР» (1988 г.). Благодаря его принятию число кооперативов в строительстве, производстве товаров, массовом питании, бытовых услугах уже в 1988 г. выросло более чем в 10 раз, численность занятых в них — в 10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг — почти в 20 раз. Так начался первый этап развития малого бизнеса в бывшем СССР.

Кооперативы, ИТД, арендные предприятия демонстрировали максимально возможные в тех условиях гибкость хозяйственной деятельности, приспособляемость к внешней среде.

Провозглашенный в конце 1991 г. курс на реальные рыночные преобразования открыл новый этап частнопредпринимательской деятельности. Указ о свободе торговли, подписанный Б.Н. Ельциным, помог отбросить многие условности. 1992-й был годом самых высоких за весь постсоветский период темпов роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Он положил начало этапу бурного роста легального малого предпринимательства.

Абсолютным лидером увеличения числа малых предприятий (МП) стала тогда сфера науки и научного обслуживания (в 3,4 раза). Количество МП в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Довольно мощный рост наблюдался в материально-техническом снабжении и общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза), а также в сфере народного образования (2,8 раза).

На начальном этапе рыночных реформ российское малое предпринимательство широко демонстрировало свои созидательные возможности. Его важнейшими функциями стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса, в том числе через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных средств к существованию. Правда, в основном речь шла не о производстве, а о торговле и посредничестве. В отраслевой структуре МП на торгово-посредническую деятельность приходилось более 50%.

Следует вспомнить о повсеместном появлении вещевых и продуктовых рынков. На пустырях, на привокзальных площадях, рядом с крупными универмагами ежедневно появлялись десятки новых лотков, полных всевозможного недорогого товара. Правда, если в начале 1992 г. на прилавках лежало немало товаров российского кооперативного производства, то уже к его концу это был в основном импорт.

Все более широкое распространение получал в начале 90-х гг. «челночный» бизнес. Десятки тысяч людей разъезжались за покупками по близлежащим странам. Сложились каналы транспортировки самих «челноков» за границу и закупаемых ими товаров обратно в страну. Торговля - естественное начало развития всякого малого бизнеса, тем более что в советское время ее в подлинном смысле слова не было.

Инициированный либерализацией цен и рядом других факторов («торможение» ВПК, утрата рынков стран Восточной Европы и т.д.) полный разрыв ранее сложившихся каналов связей между производителями, поставщиками и торговлей открыл очень широкое поле для деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов на пути к новой системе внутрикооперационных связей в российской экономике. Кроме того, он играл роль демпфера, спасающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственных связей.

В 1993 г. продолжался процесс бурного учредительства новых юридических лиц, выразившийся в увеличении количества малых предприятий примерно на 2/3, причем в абсолютном выражении прирост МП превысил предыдущий год. Примерно на 1 млн. человек возросло число полностью занятых в секторе малого предпринимательства, достигнув рекордной величины в 8,63 млн. человек. В отраслевой структуре еще немного возросла доля торгово-посреднической деятельности и немного уменьшилась доля сферы производства.

Представляется, что еще тогда сложилось относительно устойчивое распределение российского малого бизнеса по регионам. По количеству МП абсолютным лидером стал Центральный экономический район (более трети МП) с ядром в Москве (более 20% МП).

Но уже 1994 г. дал резкое замедление темпов прироста числа малых предприятий и занятых в них. Рост составил чуть более 1%, произошло сокращение среднесписочной численности занятых в МП.

В это время началась активная борьба с инфляцией. Это привело к своего рода дефляционному сжатию, денежные ресурсы в открытой экономике стали стоить чрезвычайно дорого. В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой концентрации и централизации капиталов, а также хозяйственной деятельности. Пошло широкомасштабное поглощение предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказывались первой жертвой таких поглощений. Многие МП не выдерживали конкуренции со средними и крупными фирмами и были вынуждены свертывать свою деятельность.

1995 г. стал первым годом падения числа МП (на 8,8%) и среднесписочного числа занятых в этом секторе (на 4,5%). Начался этап фактической стагнации российского малого предпринимательства.

Отрицательные темпы прироста МП по-разному проявили себя в отдельных отраслях. Впервые за несколько прошедших лет опережающими темпами стало расти число МП в строительстве и на транспорте (на 18% и 19% в 1995 г.). В торговле и сфере общественного питания произошло снижение числа МП примерно на 10%. В общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка абсолютное сокращение составило 18,7%. Все это происходило на фоне некоторого снижения удельного веса торгово-посреднической сферы в деятельности малых предприятий. В науке и научном обслуживании сокращение числа малых предприятий составило 5,6%.

С 1995 г. общая численность МП — юридических лиц уже много лет колеблется около 840-890 тыс. До 2001 г. происходило уменьшение их удельного веса в выпуске товаров и рыночных услуг страны (с 8% в 1997 г. до 5,9% в 2000 г.), а также в инвестициях в основной капитал (с 5,4% в 1997 г. до 2,6% в 2000 г.).

После финансового кризиса 1998 г. малые предприятия быстрее крупных и средних смогли вернуться к докризисным параметрам активности. Этот факт отразил высокую устойчивость малого бизнеса к внешним потрясениям. В то же время резкое снижение покупательной способности граждан вызвало серьезные трудности, прежде всего, у малых предприятий в сфере розничной торговли и бытовых услуг. Для повышения своей жизнеспособности МП с середины 90-х гг. начали диверсифицировать хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более половины МП неторгового профиля помимо основной деятельности занимались еще и торговлей.

При всех трудностях развития за годы реформ малый бизнес в борьбе за выживание успешно учился самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП с середины 90-х гг. начали диверсифицировать хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более половины МП неторгового профиля помимо основной деятельности занимались еще и торговлей.

Доказательством овладения малых предпринимателей умением просчитывать риски и адаптироваться к фискальной политике государства может служить достаточно быстрое увеличение числа таких субъектов малого бизнеса, как «предприниматели без образования юридического лица», в ответ на новации в налоговом законодательстве. Их число увеличилось с 3,1 млн. в 1998 г. до почти 4,5 млн. к середине 2002 г., т.е. малый бизнес продолжает развиваться в такой организационно-правовой форме, которая позволяет вести учет в облегченной форме и пореже встречаться с разного рода контролерами.

На этом этапе развернулся процесс формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, причем на региональном уровне этот процесс шел быстрее, чем на федеральном.

На нынешний момент, несмотря на наблюдающийся с 1999 г. относительно устойчивый рост российской экономики, статистические показатели не дают оснований говорить о том, что сектор малого предпринимательства уверенно пошел в рост — ни по числу зарегистрированных МП, ни по численности занятых, ни по доле в ВВП страны. И это один из важнейших признаков глубокого внутреннего неблагополучия за фасадом роста.


Колмагорова Юлия Вячеславовна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Льготы по налогу на добавленную стоимость и социальная политика
Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России
Научно-теоретические принципы налогообложения
Налоговые теории обеспечения фискальных интересов государства
Направления совершенствования налоговой политики РФ
Вернуться к списку публикаций