2012-01-08 20:18:31
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Особенности становления малого предпринимательства в России



Особенности становления малого предпринимательства в России


Под малым предпринимательством в дореволюционной России следует понимать кустарное и ремесленное производства, которые были самыми распространенными формами организации трудовой деятельности.

Основными источниками сведений о мелкой промышленности России в дореволюционный период являются переписи промышленных заведений и обследования, проводимые статистическими отделами земских управлений царской России. Однако они производились бессистемно, по разным программам, не охватывали всей территории страны, что значительно сужает базу данных о распространении малого предпринимательства и его формах. Статистические данные после переписи 1929 г. практически отсутствуют. Отсутствие хорошо поставленной статистики, усеченность имеющихся сведений создают значительные трудности при проведении экономического анализа.

Мелкое производство — кустарное и ремесленное — в дореволюционной России и в годы первой пятилетки являлось основным производителем промышленных и производственных товаров не только для деревни, но и для большей части городского населения.

По данным обследований 1903, 1910, 1925 и 1929 гг. можно сделать вывод о том, что мелкое предпринимательство в России было развито в тех отраслях, которые обеспечивают конечное потребление населения, независимо от географического месторасположения и времени исследований. В основном оно было сосредоточено в сельской местности. Кустарный промысел, главным образом, не являлся основным занятием, а велся в качестве подсобного к земледелию.

Одним из характерных признаков кустарных промыслов в России являлось широкое применение наемного труда. По данным обследования ремесленных заведений 214 городов России, проведенного в 1910 г., 83,5% ремесленных заведений имели от двух до четырех наемных работников, 14,4% имели от пяти до пятнадцати наемных работников, 2,1% — более пятнадцати наемных рабочих. В последующие годы происходило уменьшение количества предприятий, использующих наемную рабочую силу. Так, по результатам обследования мелкой промышленности, проведенного в 1925 г., около 3,9% малых предприятий РСФСР использовало рабочую силу.

Следует заметить, что в дореволюционный период правительством предпринимались активные шаги по поддержке кустарных и ремесленных производств и их всемерному развитию. Проведение земством в разные годы исследования показали, что к числу наиболее трудно решаемых проблем кустарных промыслов относились: снабжение сырьем, обеспечение кредитом, организация сбыта продукции, слабая техническая база кустарей. Самой важной была проблема обеспечения кустарей кредитом (актуальность этой проблемы на современном этапе развития малого предпринимательства является достаточно серьезной). Потребности в мелком краткосрочном кредите в то время удовлетворялись через сеть губернских и земских касс. Часть своих капиталов они получали из Государственного банка. Кассы ссужали эти капиталы кредитным товариществам, которые, в свою очередь, удовлетворяли потребности своих клиентов в кредите. В то же время такая сеть кредитных учреждений не могла решить проблемы долгосрочного кредитования кустарного производства. Долгосрочный кредит кустарных артелей обеспечивался за счет средств частного фонда им. С.Г. Морозова.

Меры по стимулированию мелкого производства до 1917 г. носили комплексный характер и были направлены на всемерное поощрение малого предпринимательства. К сожалению, политика в отношении мелкого производства после революции 1917 г. характеризуется постепенным наступлением на него и практически вытеснением этой формы предпринимательства. Если в 1918 г. были национализированы крупные объекты производства и сферы обслуживания, находящиеся в частной собственности, то за период с октября до конца 1920 г. было национализировано 4,5 тысячи предприятий малого размера.

В то же время в 1919 г. восьмой съезд партии указывал на необходимость широкого использования мелкой промышленности: предусматривать государственные заказы кустарям, включать мелкую промышленность в общий план снабжения сырьем, топливом, кредитом — при условии объединения кустарей. В апреле 1919 г. ВЦИК принял постановление «О мерах содействия кустарной промышленности», в котором указывалось, что для улучшения положения трудящихся и облегчения снабжения населения продуктами кустарной промышленности местные органы власти должны оказывать всяческое содействие кустарям и ремесленникам в деле организации их трудовых производственных артелей. В соответствии с этим постановлением запрещалась конфискация, муниципализация и национализация мелких, кустарных и ремесленных предприятий. Окончательный переход к товарно-денежным отношениям произошел с осени 1921 г. — наступал период новой экономической политики. В это время приостановилась национализация мелких предприятий. Кооперативам, товариществам и другим объединениям было предоставлено право арендовать государственные предприятия.

С 1921 до середины 20-х гг. деятельность ремесленников и кустарей, частных предпринимателей законодательно не ограничивалась. Налоги взимались дифференцировано из расчета 12 категорий, при этом учитывалось и число занятых лиц, и сумма прибыли. Были определены и финансовые связи индивидуальных производителей с местными органами власти. С августа 1921 г. существовали процентные отчисления от промыслового и других государственных налогов в распоряжение губисполкомов.

Частное предпринимательство регулировалось рядом законодательных мер, определяющих условия открытия частных предприятий. С 1923 г. была установлена обязательная регистрация всех действующих и вновь возникающих частных предприятии. Масштабы частного предпринимательства были довольно значительны. Так, в 1922-1923 гг. более 500 частных торговых предприятий обеспечивали около 75% всего товарооборота, в 1924 году — 53%. В валовой продукции промышленности частный сектор занимал около 3%, а в сельском хозяйстве — 98,5%.

Однако со второй половины 20-х гг. были ужесточены меры, ограничивающие деятельность частных предпринимателей и потребительской кооперации. В первую очередь, эти меры затронули область налогообложения. Патентный сбор с предприятия за определенный период засчитывался в размере 50% в уплату уравнительного сбора. Уравнительный сбор взимался с определенного процента к оборотам предприятия и исчислялся по оборотам за предшествующий период.

Было введено централизованное обложение уравнительным сбором государственных трестов, торгов, синдикатов, акционерных обществ, банков, обществ взаимного кредита и союзов кооператоров, а также обложение подоходным налогом по совокупному доходу (кроме доходов рабочих и служащих).

Существовала четкая дифференциация плательщиков по категориям: «а» — работа или служба по найму, «б» — личный труд не по найму, «в» — участие в торговых и промышленных предприятиях в качестве владельцев и совладельцев. Например, с дохода 1 000 руб. категория «а» платила 0,7%, «б» - 2,5%, категория «в» — 3%.

В этот же период начал взиматься временный государственный налог на сверхприбыль с владельцев предприятий от третьего разряда и выше. Налог взимался с суммы, составляющей разницу между всей суммой дохода, определенной для обложения государственным подоходным налогом, и суммой так называемого нормального дохода.

Предпринятые государством фискальные меры существенно повлияли на объемы и масштабы как частного сектора, так и в целом малого предпринимательства. Если в 1928 г. доля частного сектора в валовой продукции промышленности составляла 17,6% , то к 1934 году она снизилась до 0,2%.

Налоговая политика по отношению к кустарно-ремесленным промыслам также была ужесточена. В 1928 г. для кустарей и ремесленников подоходный налог стал зависеть от размеров использования наемного труда.

С конца 20-х и на протяжении 30-х усилия государства были направлены в основном на кооперацию мелкого производства. К 1931 г. 60% кустарей и ремесленников были охвачены всеми формами кооперации, причем их продукция составляла 75% всего производства системы промысловой кооперации. Удельный вес индивидуальных производителей к началу 30-х гг. в общей численности кустарей и ремесленников резко сократился. В 1937 г. некооперированные кустари и ремесленники вместе с крестьянами-единоличниками составляли в классовом составе населения страны только 5,6%, а в 1939 г. их доля снизилась до 2,6%.

С 1936 г. некооперированные кустари стали облагаться налогом не по нормам дохода, а по действительному доходу, причем по сравнению с тарифным — в полуторном размере. Кроме того, во второй половине 30-х гг. были приняты меры по дополнительному запрету выдачи кустарям и ремесленникам лицензионных удостоверений на ранее разрешаемые виды промыслов, вводятся также новые виды сборов.

Таким образом, политика государства в отношении кустарного и ремесленного производства была нацелена на постепенное изживание его из структуры народного хозяйства страны, что нашло свое отражение в Конституции СССР 1936 г., когда малое предпринимательство ставилось в противовес социалистическому хозяйствованию.

Такое отношение к мелкому производству было характерно и в 60-е и в 70-е гг. Численность кустарей в 60-е гг. составляла 110 тыс. человек, а к началу 1973 г. — только 10 тыс., т.е. уменьшилась в 10 раз.

В целом сокращение численности мелких предпринимателей отразилось на удовлетворении платежеспособного спроса населения на многие виды товаров и услуг. Для преодоления этой негативной тенденции в 1976 г. было принято Положение о кустарно-ремесленных промыслах, которое создало предпосылки для некоторой активизации индивидуальной трудовой деятельности и малого предпринимательства на законных основаниях.

Политика по отношению к мелкому производству постепенно меняется с принятием Конституции 1977 г., когда в статье 17 было подтверждено право граждан на осуществление индивидуальной трудовой деятельности, основанной на личном труде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства и бытового обслуживания населения. К моменту принятия закона СССР об индивидуальной трудовой деятельности в 1986 г. в стране было зарегистрировано 65 тыс. граждан, занимающихся кустарно-ремесленными промыслами, и 3,5 тыс. лиц, занимающихся частной практикой, около 150 тыс. человек, сдающих внаем принадлежащие им помещения.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Налоговые льготы как элемент налогообложения и важнейший инструмент регулирующей налоговой политики
Налогообложение доходов физических лиц в налоговой системе РФ
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)
Цели и задачи налоговой политики на современном этапе
Основные направления совершенствования механизма налогообложения доходов физических лиц
Вернуться к списку публикаций