2012-01-08 19:44:16
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Тенденции функционирования малого предпринимательства в России



Тенденции функционирования малого предпринимательства в России


Влияние на развитие малого предпринимательства показателей, характеризующих географические, демографические, экономические и социальные особенности территории

Условия для развития предпринимательства существенно варьируют от региона к региону, от города к городу. Существующие отличия определяются широким кругом экономических, социальных, политических, природных и других региональных особенностей. Каждая территория имеет свой набор факторов, благоприятствующих или препятствующих развитию определенных секторов экономики, в том числе малого бизнеса.

Социально-экономическое развитие субъектов Российской федерации также отличается неравномерностью, и от региона к региону некоторые показатели отличаются в разы.

Приведенные данные о ряде макроэкономических показателей федеральных округов РФ позволяют ранжировать их в многомерном пространстве с помощью приведенной ниже методики.

В качестве математического аппарата, позволяющего ранжировать объекты по степени предпочтения, используется один из методов векторной (многоцелевой, многокритериальной) оптимизации, относящийся к классу методов многомерного анализа.

Полученные в результате анализа статистического материала фактические значения отдельных показателей, характеризующих объект, могут выступать в качестве меры достижения этим объектом частных целей в процессе развития. Назовём их частными или локальными критериями и обозначим fj; j = 1, ..., n, где j - индекс локального критерия, n - число этих критериев. Для ранжирования федеральных округов предлагается использовать обобщенный критерий, представляющий собой функцию локальных критериев F = (fi, ..., fj,..., fn).

Дополнительные затруднения возникают в задачах, где локальные критерии имеют различные единицы измерения. В этом случае требуется нормализовать критерии, т. е. привести их к единому, желательно безразмерному масштабу измерения. В настоящее время разработано большое количество схем нормализации. Большинство из них основывается на введении идеальных значений критериев Fи = (f, …, f, …, fnH), с помощью которых вектор критериев приводится к безразмерной (нормированной) форме Е.

Е = (e1,..., ej,..., en) .


Будем задавать компоненты идеального вектора, исходя из экстремальных значений локальных критериев (максимальных — для максимизируемых и минимальных для минимизируемых критериев). При этом элементы нормированного вектора рассчитываются по формулам:

- для минимизируемых критериев:

для минимизируемых критериев

- для максимизируемых критериев:

для максимизируемых критериев

Очевидно, что каждая компонента вектора Ei может принимать значения в диапазоне [0; 1].

Возможны различные схемы компромисса, но во всех случаях их назначение - сведение векторной задачи оптимизации к эквивалентной (в смысле принципа оптимальности) скалярной (т.е. однокритериальной) задаче. Различные схемы компромисса могут отличаться в первую очередь по наличию или отсутствию приоритетов в достижении локальных целей.

Рассмотрим сначала схемы компромисса без приоритета. В этом случае можно выделить следующие подходы.

1. В качестве интегрального критерия, характеризующего уровень развития малого предпринимательства в федеральных округах i, принимается аддитивный критерий

принимается аддитивный критерий

Наивысшим уровнем развития малого предпринимательства в этом случае, очевидно, обладает федеральный округ, которому соответствует максимальное значение этого показателя, т.е.

максимальное значение этого показателя

федеральному округу с максимальным значением этого показателя

Наивысший уровень совершенства соответствует, очевидно, федеральному округу с максимальным значением этого показателя, т.е.

федеральному округу с максимальным значением этого показателя

2. В качестве интегрального критерия, характеризующего уровень развития малого предпринимательства, принимается мультипликативный критерий вида

В работе принята модель, использующая аддитивный критерий. Рассмотренные схемы компромисса основаны на предположении о равноправности всех включаемых в интегральный показатель целей.

Если достижение отдельных целей (или значение одних показателей) предпочтительнее других, для оценки степени предпочтительности вводятся приоритеты. Приоритет локальных критериев может задаваться различными способами. Наиболее распространен способ, который состоит в задании весовых коэффициентов для каждого локального критерия vj, (j = 1, ..., n).

Как правило, их определение строится на основе экспертных методов. В процессе экспертизы каждому показателю j устанавливают оценку важности некоторым числом φj так, чтобы для более значимого показателя значение φj было больше, чем для менее значимого. Эти оценки корректируются путем проведения достаточно сложной процедуры экспертизы.

После корректировки проводят нормировку оценок путем приведения их к единому масштабу. Для каждой цели получают новую относительную (весовую) оценку:

новую относительную (весовую) оценку


Ранжирование федеральных округов проводилось по следующим показателям:

f1 - число зарегистрированных МП на 100 тыс. жителей в 2002 г.;

f2 - объем продукции, произведенной на МП в 2002 г., тыс. руб. на душу населения (с учетом региональных индексов потребительских цен);

f3 - рост объемов производства продукции (работ, услуг) в 2002 г. в % к г. (с учетом региональных индексов потребительских цен);

f4 - объем инвестиций в основной капитал в 2002 г. в рублях на душу населения (с учетом региональных индексов потребительских цен);

f5 - рост объема инвестиций в 2002 г. в % к 2001 г. (с учетом региональных индексов потребительских цен).


Таблица 14

Многомерный анализ уровня развития малого предпринимательства в разрезе федеральных округов России

Многомерный анализ уровня развития малого предпринимательства в разрезе федеральных округов России

В число лидеров входят Северо-Западный ФО, Центральный ФО и Приволжский ФО. Наименее развито малое предпринимательство в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах.

Выявить наличие или отсутствие какой-либо связи между уровнем социально-экономического положения территорий Северо-Западного федерального округа (СЗФО) и уровнем развития малого предпринимательства представляется задачей, заслуживающей внимания.

По многим важнейшим показателям развития малого предпринимательства СЗФО устойчиво занимает лидирующие позиции в России. На Северо-Западе сосредоточена десятая часть всех индивидуальных предпринимателей, около шестой части малых предприятий Российской Федерации, при этом по числу МП на душу населения округ превосходит все другие регионы России. Доля занятых на малых предприятиях СЗФО составляет примерно 20% в общей среднесписочной численности занятых в экономике страны. На Северо-Запад приходится 12% инвестиций, вкладываемых в основной капитал на малых предприятиях РФ. В округе успешно реализуются новые инициативы по поддержке малого и среднего бизнеса, он стал своеобразным полигоном для осуществления целого ряда пилотных проектов, способствующих становлению инфраструктуры поддержки предпринимательства, развитию малого бизнеса в наиболее перспективных отраслях (туризм, информационные и коммуникационные технологии, творческие индустрии), расширению экспортных возможностей предприятия и доступа к источникам финансирования.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России
Налоговое регулирование на уровне субъектов РФ - приоритеты, технология, методы
Налоговая деятельность - функция российского государства
Совершенствование налогового администрирования как одно из направлений повышения эффективности налоговой политики
Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость и их классификация
Вернуться к списку публикаций