2012-01-08 19:44:16
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Тенденции функционирования малого предпринимательства в России



Тенденции функционирования малого предпринимательства в России


Особое положение занимает Санкт-Петербург - он уверенно лидирует по обоим интегральным показателям. Санкт-Петербург является административным центром СЗФО. Город находится в центре пересечения морских, речных путей и наземных магистралей, является европейскими воротами России. В Санкт-Петербурге с 1998 г. наблюдается стабильный рост экономики. Рост реальных денежных доходов населения способствует увеличению потребительского спроса. Уровень безработицы в Санкт-Петербурге является одним из самых низких в России.

Малое предпринимательство — один из наиболее значимых секторов экономики Санкт-Петербурга, развитие которого дает возможность городу получить новые рабочие места и увеличить долю налоговых поступлений в городской бюджет. В Санкт-Петербурге действует уже вторая Целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства. Эта подкрепленная финансами программа помогает развивать малый и средний бизнес города по различным направлениям. Создаются новые рабочие места, появляются новые предприятия, расширяется инфраструктура поддержки бизнеса, все более доступными становятся кредитно-финансовые ресурсы.

Существенный интерес представляют результаты анкетного опроса руководителей МП и индивидуальных предпринимателей, проведенного в октябре-ноябре 2002 г. в рамках проекта «Проведение мониторинга состояния малого предпринимательства и бизнес-климата в Северо-Западном федеральном округе» (табл. 24). В указанном исследовании изучалось влияние на малое предпринимательство следующих факторов хозяйственного климата:

1) налоговый климат: уровень налогообложения и налоговая система;

2) хозяйственное законодательство и регулирование: уровень конкуренции (антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции); нормативно-правовое и административное регулирование малого бизнеса (процедуры регистрации, лицензирования, сертификации и прочее); деятельность контролирующих и инспектирующих органов (налоговая инспекция, СЭС, пожарный надзор и т.д.); уровень барьеров для выхода на новые рынки сбыта, установление связей с иностранными партнерами;

3) платежи и тарифы, регулируемые властями: уровень производственных затрат в регионе (уровень цен на энергию, топливо, услуги инфраструктуры, транспорта); уровень арендных ставок на производственные и офисные помещения;

4) инфраструктурное обеспечение: развитость системы поставок и сырьевой базы;

5) уровень развития и доступность объектов инженерной инфраструктуры: качество и надежность инженерной инфраструктуры, наличие свободных мощностей); наличие свободных офисных и производственных помещений;

6) развитость и качество общих услуг для бизнеса (банки, информация): развитость банковской системы и других финансовых институтов; доступность кредитования;

7) уровень развития услуг для малого бизнеса (налоговое, юридическое и управленческое консультирование, информационное обслуживание);

8) государственная поддержка предпринимательства: политика поддержки малого бизнеса со стороны областных и местных властей;

9) криминогенная обстановка: коррупция и взяточничество чиновников; уровень соблюдения законности и правопорядка, криминогенная ситуация; добросовестность партнеров при исполнении контрактов;

10) рабочая сила: наличие и уровень квалификации рабочей силы, специалистов;

11) уровень доходов населения: платежеспособный спрос населения.


Таблица 24

Оценка влияния факторов бизнес-климата на развитие бизнеса


Наименование факторов

Оценка

Уровень налогообложения и налоговая система

-1,03

Уровень производственных затрат в регионе

-1,01

Деятельность контролирующих и инспектирующих органов

-0,91

Коррупция и взяточничество чиновников

-0,84

Уровень арендных ставок на производственные и офисные помещения

-0,70

Нормативно-правовое и административное регулирование малого бизнеса

-0,54

Просроченная дебиторская задолженность

-0,47

Уровень конкуренции

-0,45

Уровень развития и доступность объектов инженерной инфраструктуры

-0,40

Криминогенная ситуация, уровень соблюдения законности и правопорядка

-0,23

Платежеспособный спрос населения

-0,22

Уровень барьеров для выхода на новые рынки

-0,21

Наличие свободных офисных и производственных помещений

-0,18

Политика поддержки малого бизнеса со стороны местных властей

-0,02

Наличие и уровень высококвалифицированной рабочей силы, специалистов

-0,01

Развитость банковской системы, доступность кредитования

0,00

Уровень развития услуг для малого бизнеса

0,13

Развитость системы поставок и сырьевой базы

0,21


Подавляющее большинство респондентов (около 80%) дали в целом положительную оценку условиям хозяйственной деятельности в своем регионе. Однако только пятая часть от опрошенных оценили эти условия как хорошие, а в основном (около 60%) — как удовлетворительные.

Большинство предпринимателей (60%) отметили стабилизацию и улучшение хозяйственного климата региона. Однако более четверти опрошенных (26%) отмечают ухудшение состояния хозяйственного климата, что является существенным показателем, если учесть, что задача по созданию благоприятных условий для бизнеса уже не первый год является одной из приоритетных в государственной экономической политике.

Оценка существующего влияния факторов хозяйственного климата на развитие бизнеса осуществлялась по следующей шкале:

+3 — данный фактор этого органа наиболее положительно сказывается на делах фирмы, способствует ее развитию;

+2 — данный фактор определенно положительно сказывается на делах фирмы;

+1 — данный фактор скорее положительно сказывается на делах фирмы;

0 — данный фактор никак не сказывается на делах фирмы;

-1 — данный фактор скорее негативно сказывается на делах фирмы;

-2 — данный фактор определенно негативно сказывается на делах фирмы;

-3 — данный фактор наиболее негативно сказывается на делах фирмы, препятствует развитию фирмы.

Как видно из таблицы 24, в наибольшей степени негативно сказываются на делах предпринимателей уровень налоговой нагрузки, уровень производственных затрат в регионе, а также взаимоотношения бизнеса с контролирующими и инспектирующими органами.

Несмотря на то, что в последнее время государство проводит активную работу по снижению административных барьеров для малого предпринимательства, 73% опрошенных считают, что количество проверок со стороны регулирующих и контролирующих органов осталось без изменений (52%) или выросло (21%). В наибольшей степени отрицательно предприниматели оценивают воздействие налоговой полиции, органов энергонадзора, пожарного надзора, милиции и СЭС.

Обращает на себя внимание тот факт, что суммарная оценка политики поддержки со стороны местных властей немного ниже нуля, хотя, как уже говорилось выше, именно в СЗФО ведется активная работа в данном направлении. По данным исследований более 80% опрошенных предпринимателей считают, что малому предпринимательству действительно необходима государственная поддержка, но при этом свыше 60% уверены, что ни федеральные, ни региональные, ни особенно муниципальные органы власти не заинтересованы в развитии этого сектора экономики. Более половины предпринимателей считают эффективность государственной поддержки низкой или равной нулю. Одной из причин сложившейся ситуации можно назвать достаточно низкий уровень информированности предпринимателей о существующих государственных программах поддержки субъектов малого предпринимательства, в связи с чем более трети опрошенных отметили, что не пользуются никакими видами государственной поддержки.

Стимулирование развития малого бизнеса в СЗФО осуществляется в различных формах. Во всех субъектах СЗФО оказывается содействие в обучении, подготовке и переподготовке кадров, проводятся налоговые консультации. Наиболее широко распространенными формами поддержки являются предоставление льгот по аренде помещений, информационная поддержка, оказание различного рода консультационных услуг (юридических, в области менеджмента, маркетинга), а также содействие в установлении деловых контактов. Менее распространенными формами (в 7 регионах из 10) являются предоставление льгот при аренде земли, микрокредиты и гарантии по коммерческим кредитам. Пять регионов включают в свои программы льготные целевые кредиты и льготные условия по участию в конкурсах на размещение госсзаказов.

За период 1998-2003 гг. объем финансирования программ поддержки и развития малого бизнеса по субъектам федерации СЗФО в целом постоянно увеличивался, за исключением 1999 г. Однако в регионах были разнонаправленные тенденции. Наблюдалась неравномерность в объемах финансирования по субъектам федерации. Так, 65% средств приходилось на Санкт-Петербург и Новгородскую область, 12,5% - Республику Коми, от 2,8% до 6,3% составляли средства Архангельской, Мурманской и Ленинградской областей. Доля других регионов - менее 2%.

В ходе анкетирования, предпринимателям было предложено оценить в баллах значимость факторов с точки зрения улучшения бизнес-климата региона (1 балл — наименее значимые факторы, 5 баллов - наиболее значимые). В число наиболее значимых факторов попали совершенствование системы налогообложения, необходимость формирования в обществе благоприятного социально-психологического климата для развития МП, снижение уровня административных барьеров. Несколько менее значимыми оказались следующие факторы: предоставление льгот при аренде помещений и земли, налоговых и юридических консультаций, льготных целевых кредитов.

Итак, ранжирование федеральных округов РФ по уровню развития малого предпринимательства показало, что лидирующие позиции занимают Северо-Западный и Центральный федеральные округа. Динамика изменения уровней социально-экономического развития и развития малого предпринимательства в субъектах федерации СЗФО отличается неравномерностью. Между интегральными показателями уровня социально- экономического развития субъектов федерации СЗФО и уровня развития в них малого предпринимательства выявлена тесная взаимосвязь.

В результате исследования влияния на малое предпринимательство основных факторов хозяйственного климата было установлено, что в СЗФО наиболее негативно воздействовали на ситуацию в малом бизнесе система налогообложения, уровень производственных затрат, а также чрезмерно большое число проверок инспектирующими и контролирующими органами. Меры государственной политики по снижению административных барьеров для малого предпринимательства пока не дали ощутимых результатов. Большинство предпринимателей считают, что в течение 2002 г. существенного улучшения бизнес-климата в субъектах федерации СЗФО не произошло. Для улучшения бизнес-климата наиболее значимым являются совершенствование системы налогообложения, необходимость формирования в обществе благоприятного социально-психологического климата для развития МП, снижение уровня административных барьеров.

Эффективность мер по государственной поддержке МП, несмотря на многообразие форм ее существования, оказалась низкой. По мнению предпринимателей, органы власти всех уровней не заинтересованы в развитии данного сектора экономики. Одной из причин сложившейся ситуации можно назвать достаточно низкий уровень информированности предпринимателей о существующих государственных программах поддержки субъектов малого предпринимательства.


Колмагорова Юлия Вячеславовна



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства
Понятие налоговых льгот и их роль в налоговой политике
Общие черты бюджетного федерализма западных стран
Налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость и их классификация
Содержание и принципы формирования налоговой системы
Вернуться к списку публикаций