2012-01-08 18:32:22
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства



Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства


Обращает на себя внимание тот факт, что интегральные показатели эффективности функционирования МП в Санкт-Петербурге во всех рассмотренных периодах оказались довольно низкими, хотя по уровню развития малого предпринимательства и социально- экономическому состоянию этот регион уверенно опережает все остальные субъекты Северо-Запада. Особенно проигрывает Санкт-Петербург по уровню рентабельности продукции. Возможно, это объясняется высоким уровнем затрат на производство и реализацию продукции, а также более существенной, чем в других регионах, конкуренцией.

Между эффективностью функционирования малого бизнеса в субъекте федерации и уровнем развития МП за 2000-2002 гг. существует некоторая отрицательная связь (коэффициент парной корреляции к = - 0,37). Это свидетельствует о том, что масштабы малого бизнеса в регионе не оказывают значимого влияния на результаты его деятельности.

Поскольку в 2000 г. и 2001 г. лишь очень небольшая часть субъектов малого предпринимательства применяла специальные системы налогообложения, поступления НСД за эти периоды малоинформативны для оценки влияния системы налогообложения на развитие малого бизнеса. В 2001 г. уже около половины всех субъектов малого предпринимательства облагалось налогами по УСН и на основе ЕНВД. В связи с этим для целей анализа лучше использовать поступления НСД только за 2002 г.

Коэффициенты парной корреляции между величиной поступлений налогов на совокупный доход и найденными интегральными показателями социально-экономического развития субъектов федерации СЗФО и деятельности в них МП представлены в таблице 18.

Результаты, представленные в таблице 18, говорят о том, что размер налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства существенно зависит от общего уровня социально-экономического развития региона, а также от плотности распространения МП, численности занятых в секторе малого бизнеса, вклада МП в экономику региона.


Таблица 18

Оценка тесноты связи между поступлениями НСД и интегральными показателями субъектов федерации СЗФО


Показатели

Характер связи

Значение коэффициента парной корреляции

Уровень социально-экономического развития

Наличие четко выраженной положительной связи

0,72

Уровень развития МП

Наличие четко выраженной положительной связи

0,74

Эффективность функционирования МП

Наличие четко выраженной отрицательной связи

-0,57


Между налоговыми поступлениями от субъектов малого предпринимательства и эффективностью функционирования малого бизнеса в субъектах федерации СЗФО была выявлена четко выраженная отрицательная связь (табл. 18). Для установления факторов, определивших такой тип связи, была проведена дезагрегация интегрального показателя эффективности функционирования МП с последующей оценкой тесноты связи между составляющими его показателями и поступлениями НСД. Результаты представлены в таблице 19.

Из таблицы 19 видно, что размер налоговых отчислений оказывает влияние на показатели, связанные с прибыльностью МП и сдерживает его инвестиционную активность. Можно предположить, что в некоторых субъектах СЗФО значительный размер поступлений НСД связан со сравнительно большей налоговой нагрузкой на малый бизнес, что снижает эффективность его функционирования. Это говорит о недальновидной политике властей тех регионов, которые рассматривают малое предпринимательство лишь как источник пополнения бюджета.


Таблица 19

Оценка тесноты связи между поступлениями НСД и отдельными показателями эффективности функционирования МП


Показатели

Характер связи

Значение коэффициента парной корреляции

Рентабельность продукции

Наличие четко выраженной отрицательной связи

-0,55

Производительность труда

Связь отсутствует

0,08

Доля прибыльных МП в общем их числе

Наличие отрицательной связи

-0,44

Инвестиционная активность

Наличие некоторой отрицательной связи

-0,26


Тенденции развития МП в СЗФО в разной степени свойственны его отдельным субъектам, поскольку, как было сказано выше, существенно различаются условия функционирования малого бизнеса в регионах.

В период 2000-2002 гг. в регионах наблюдаются разнонаправленные тенденции.

В 2001 г. во всех регионах, кроме Республики Коми, наблюдается рост доли НСД в общей сумме налоговых доходов субъекта федерации. Одновременно увеличивается доля выпуска продукции и услуг МП в ВРП только в Ленинградской, Мурманской и Псковской областях. В Республике Коми снижение доли НСД сопровождается незначительным ростом доли выпуска продукции малых предприятий в ВРП.

В 2002 г. доля НСД в налоговых доходах региона растет только в Вологодской, Калининградской, Псковской областях и в Санкт-Петербурге, в остальных субъектах федерации СЗФО она снижается. При этом во всех регионах, за исключением Калининградской области, увеличивается доля выпуска продукции и услуг малых предприятий в ВРП.

Интересно, что только в Псковской области на протяжении всего рассматриваемого периода наблюдается одновременный рост обоих рассматриваемых показателей. Увеличение доли налоговых поступлений в этом субъекте федерации происходило, видимо, за счет повышения уровня развития данного сектора экономики (табл. 2.19).

Более адекватно судить о влиянии системы налогообложения на развитие малого бизнеса можно по результатам опросов предпринимателей.

Данные анкетирования субъектов малого бизнеса, показывают, что подавляющее большинство представителей малого предпринимательства СЗФО (75%) считает, что за 2002 г. уровень налоговой нагрузки остался без изменений или вырос. И только 16% опрошенных отмечают его незначительное снижение.

Наиболее значимыми факторами, которые могут улучшить бизнес- климат региона, более 70 % респондентов назвали упрощение и стабильность системы налогообложения МП, сокращение формальной налоговой отчетности. Изменение параметров налоговых льгот, предоставляемых по УСН и ЕНВД, а также предоставление дополнительных налоговых льгот предприниматели СЗФО считают менее важными.

В результате проведенного анализа удалось установить:

- динамика темпов роста эффективности функционирования малых предприятий в различных субъектах нестабильна;

- эффективность функционирования малого предпринимательства не зависит от его масштабов в конкретном регионе;

- между налоговыми поступлениями от субъектов малого предпринимательства, уровнем социально-экономического развития субъекта федерации и уровнем развития в нем малого бизнеса существует тесная положительная связь;

- размер поступлений единых налогов от субъектов малого предпринимательства региона оказывает заметное влияние на эффективность функционирования в нем малого бизнеса: высокий уровень налоговых отчислений отрицательно сказывается на прибыльности МП и сдерживает их инвестиционную деятельность;

- в большей степени, чем уровень налоговой нагрузки, затрудняют работу субъектов малого предпринимательства сложность и нестабильность системы налогообложения, чрезмерное количество форм налоговой отчетности. Упрощение системы налогообложения до такой степени, чтобы предприниматель мог самостоятельно рассчитать налоги и выполнить другие необходимые процедуры, не прибегая к помощи специалистов, могло бы существенно улучшить условия работы самых мелких представителей малого предпринимательства.

Однако сделать однозначные выводы о влиянии системы налогообложения на развитие малого бизнеса в отсутствие сведений о поступлениях налогов от субъектов малого предпринимательства по общепринятой системе, по другим видам налогов и сборов, о структуре налогоплательщиков по применяемым системам налогообложения и ее динамике, а также сведений о теневой деятельности малого бизнеса, невозможно.


Колмагорова Юлия Вячеславовна



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Содержание и принципы формирования налоговой системы
Налоговая деятельность - функция российского государства
Эволюция форм налогообложения в исследованиях финансовой науки
Совершенствование налогового администрирования как одно из направлений повышения эффективности налоговой политики
Оптимизация межбюджетных отношений в налогообложении
Вернуться к списку публикаций