2012-01-08 18:32:22
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства



Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства


Использование интегральных показателей для определения степени влияния налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства (на примере Северо-Западного федерального округа)

Достоверно оценить влияние системы налогообложения на развитие малого предпринимательства, используя имеющиеся данные о размерах налоговых поступлений от него, невозможно. В рассматриваемые периоды большинство субъектов МП облагалось налогами по общепринятой системе, т.е. они уплачивали все виды действующих налогов (с некоторыми льготами, различающимися от региона к региону). Отсутствие адекватных официальных статистических данных о налоговых поступлениях от разных категорий плательщиков (малых, средних, крупных) не позволяет оценить эффективность общепринятой системы налогообложения при ее применении субъектами МП, и, следовательно, определить ее влияние на развитие малого бизнеса. Кроме того, применение специальных режимов налогообложения (ЕНВД и УСН) не освобождает налогоплательщиков от уплаты некоторых других видов налогов, пошлин и сборов.

Нельзя также не учитывать тот факт, что мы не располагаем точной информацией о размерах теневой активности малого бизнеса, следовательно, не можем достоверно проследить изменение показателей его развития.

В связи с вышесказанным определить уровень совокупной налоговой нагрузки на субъекты МП, а также его изменение, не представляется возможным. Единственными официальными данными о поступлениях налогов от субъектов МП, которые можно проанализировать, являются поступления налогов на совокупный доход, состоящие из поступлений единых налогов по упрощенной системе налогообложения (УСН) и на основе вмененного дохода (ЕНВД).

Динамика вышеуказанных налоговых поступлений от субъектов федерации Северо-Западного федерального округа представлена в таблицах 12, 13, 14. Для СЗФО в период 2000 - 2002 гг. характерен рост поступлений НСД (табл. 12), что в основном было вызвано ростом числа МП, применяющих специальные системы налогообложения, а также изменениями налогового законодательства.

Во всех субъектах федерации СЗФО, кроме Псковской области, рост поступлений НСД в 2002 г. замедлился. Частично это можно объяснить изменениями, введенными с 1 января 2002 г. Речь идет об исключении из единого налога на вмененный доход единого социального налога при одновременном снижении ставки ЕНВД с 20% до 15%. Региональные власти во многих субъектах РФ стали увеличивать размеры базовой доходности и корректировать изменяющие ее коэффициенты, чтобы довести поступления от ЕНВД в региональный бюджет до уровня, характерного периоду до 1 января 2002 г. В результате был создан двойной стимул для уклонения от налогообложения, что во многих регионах спровоцировало волну ухода субъектов МП в тень.


Таблица 12

Поступления налогов на совокупный доход от субъектов малого предпринимательства СЗФО в 2000- 2002 гг., тыс. руб.


Субъект федерации

2000 г.

2001г.

i2000/2001

2002 г.

i2001/2002

Северо-Западный ФО

1396998

2416451

1,73

3225074

1,33

Республика Карелия

170277

217118

1,28

213935

0,99

Республика Коми

216894

276175

1,27

302217

1,09

Архангельская область

187613

274069

1,46

300796

1,10

Вологодская область

186423

252579

1,35

284960

1,13

Калининградская область

88064

134600

1,53

204622

1,52

Ленинградская область

212523

282469

1,33

323639

1,15

Мурманская область

26137

78437

3,00

71528

0,91

Новгородская область

32127

184407

5,74

199434

1,08

Псковская область

73113

102344

1,40

254464

2,49

Санкт-Петербург

203827

614253

3,01

1069479

1,74


В 2001 г. во всех субъектах СЗФО (кроме Псковской области) поступления ЕНВД росли более быстрыми темпами, чем поступления единых налогов по УСН (табл. 13), что было вызвано введением обязательной уплаты ЕНВД для определенных видов деятельности в 2001 г.. В 2002 г., напротив, в большинстве регионов рост поступлений единых налогов по УСН опережал рост поступлений ЕНВД. Это можно объяснить снижением ставки ЕНВД, а также увеличением числа субъектов МП, перешедших на УСН.

Как видно из таблицы 14, в целом по СЗФО за исследуемый период произошло увеличение доли налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения в общей сумме налоговых доходов субъектов федерации. Однако по субъектам федерации наблюдаются разнонаправленные тенденции. Так, в 2001 г. наблюдается рост данного показателя во всех регионах, кроме Республики Коми, причем увеличивается доля налоговых поступлений за счет их роста по обеим специальным системам налогообложения. Снижение доли налоговых доходов от предпринимателей, использующих УСН, в 2001г. происходит лишь в Новгородской области и Республике Карелия, что компенсируется существенным ростом доли поступлений ЕНВД в этих регионах. Снижение доли налоговых поступлений от предпринимателей-плательщиков ЕНВД в 2001 г. наблюдается лишь в Республике Коми. В целом по СЗФО в 2001 г. произошло увеличение доли поступлений НСД от субъектов МП на 0,87 %.

В 2002 г. темп роста замедлился и составил 0,18%. Снижение доли поступлений единых налогов по УСН наблюдается уже в шести субъектах федерации СЗФО, в одном субъекте значение данного показателя не изменилось. Уменьшение доли поступлений ЕНВД в 2002 г. происходит практически во всех регионах СЗФО, за исключением Псковской области.

Следует заметить, что увеличение доли налоговых поступлений от субъектов МП не всегда означает наличие позитивных тенденций в развитии малого бизнеса соответствующего региона, и наоборот. До 1 января 2003 г. регионы располагали довольно широким набором рычагов налогового стимулирования малого предпринимательства. Чтобы проанализировать, кто и как на практике воспользовался этими рычагами, необходимо располагать данными о специфике и изменениях законодательства субъектов СЗФО за исследуемый период. К сожалению, всех необходимых сведений получить не удалось.


Таблица. 13

Поступление НСД от субъектов малого предпринимательства СЗФО в 2000-2002 г.г. тыс. руб.


Регион

Упрощенная система налогообложения

Единый налог на вмененный доход

2000 г.

2001 г.

i

2002 г.

i

2000 г.

2001 г.

i

2002 г.

i

Северо-Западный ФО

462451

725205

1,57

1201170

1,66

934547

1691246

1,81

2023904

1,20

Республика Карелия

11800

12626

1,07

15154

1,20

158477

204492

1,29

198781

0,97

Республика Коми

35583

58270

1,64

63439

1,09

18311

217905

11,90

238778

1,10

Архангельская область

39452

45613

1,16

53719

1,18

148161

228625

1,54

242880

1,06

Вологодская область

9510

12541

1,32

14881

1Д9

176913

240038

1,36

270079

1,13

Калининградская область

8 042

134600

16,74

204662

1,52

22

-

-

-

-

Ленинградская область

14389

19938

1,39

24855

1,25

198 34

262531

13,24

298784

1Д4

Мурманская область

23051

35193

1,53

36858

1,05

3086

43244

14,01

34670

0,80

Новгородская область

18481

16682

0,90

16929

1,01

13646

167725

12,29

182505

1,09

Псковская область

18316

26176

1,43

26428

1,01

54797

76168

1,39

228036

2,99

Санкт-Петербург

203827

363566

1,78

744285

2,05

-

250687

-

325194

1,30


Таблица 14

Поступление НСД, в % от общей суммы налоговых доходов субъектов СЗФО в 2000-2002 гг.


Субъект федерации

НСД

В том числе

по УСН

ЕНВД

2000

2001

2002

2000

2001

2002

2000

2001

2002

СЗФО

1,88

2,75

2,93

0,62

0,82

1,09

1,26

1,92

1,84

Республика Карелия

5,20

5,88

5,00

0,36

0,34

0,36

4,8

5,54

4,64

Республика Коми

2,55

2,37

2,28

0,42

0,50

0,48

2,14

1,87

1,80

Архангельская область

2,85

3,93

3,57

0,60

0,65

0,64

2,25

3,28

2,93

Вологодская область

2,03

3,27

3,12

0,10

0,16

0,16

1,93

3,11

2,96

Калининград­ская область

2,94

3,86

4,27

2,94

3,86

4,27

-

-

-

Ленинградская область

2,93

3,05

2,57

0,20

0,21

0,20

2,73

2,84

2,37

Мурманская область

0,42

1,25

0,94

0,36

0,56

0,48

-

0,69

0,46

Новгородская область

1,44

7,05

6,64

0,83

0,64

0,56

0,61

6,41

6,08

Псковская область

4,30

4,95

9,53

1,08

1,27

0,99

3,22

3,68

8,54

Санкт-Петербург

0,78

1,80

2,42

0,78

1,06

1,69

-

0,74

0,73




← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов бюджета
Налоговое регулирование на уровне субъектов РФ - приоритеты, технология, методы
Предложения по совершенствованию имеющихся льгот по налогу на добавленную стоимость
О налогообложении ценных бумаг - проблемы и перспективы
Основные понятия налогообложения доходов физических лиц в РФ
Вернуться к списку публикаций