2012-01-08 18:32:22
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства



Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства


Результаты многомерного анализа систем налогообложения субъектов малого предпринимательства в разрезе городов, в которых проводился опрос, представлены в таблице 10.

Анализ проводился по следующим показателям:

f1 - оценка опрошенных МП своего текущего финансово- экономического состояния (рис. 8);

f1 - оценка опрошенными малыми предприятиями дальнейших перспектив своего развития (рис. 9);

f3 - соотношение совокупных налоговых отчислений и официальной валовой выручки (рис. 10);

f4 — изменение налоговых выплат с переходом на уплату налога по упрощенной системе (рис. 11);

f5 — изменение совокупных налоговых выплат с переходом на уплату единого налога на вменённый доход (рис. 12).


Оценка опрошенных малых предприятий своего текущего финансово-экономического состояния

Рис. 8. Оценка опрошенных малых предприятий своего текущего финансово-экономического состояния


Оценка опрошенных малых предприятий дальнейших перспектив своего развития


Рис. 9. Оценка опрошенных малых предприятий дальнейших перспектив своего развития


Соотношение совокупных налоговых отчислений и официальной валовой выручки в разрезе регионов в 1999-2001 гг.

Рис. 10. Соотношение совокупных налоговых отчислений и официальной валовой выручки в разрезе регионов в 1999-2001 гг.


Распределение ответов на вопрос о том, как изменились совокупные налоговые выплаты с переходом на уплату единого налога по упрощенной системе

Рис. 11. Распределение ответов на вопрос о том, как изменились совокупные налоговые выплаты с переходом на уплату единого налога по упрощенной системе


Распределение ответов на вопрос, как изменились совокупные налоговые выплаты с переходом на уплату единого налога на вмененный доход

Рис. 12. Распределение ответов на вопрос, как изменились совокупные налоговые выплаты с переходом на уплату единого налога на вмененный доход


Таблица 10

Многомерный анализ системы налогообложения в разрезе городов.

Многомерный анализ системы налогообложения в разрезе городов.

Наиболее эффективно система действовала в Томске (Е = 4,48). Незначительно меньше величина интегрального критерия в Великом Новгороде (4,42) и в Чебоксарах (4,37).

Существенный интерес представляют и результаты корреляционного анализа между показателями, имеющими непосредственное отношение к системе налогообложения субъектов малого предпринимательства (табл. 11). Анализ был проведен по данным, характеризующим ситуацию в 89 субъектах Российской Федерации.

Слабая корреляция между объемом произведенной на МП продукции и поступлением ЕНВД вызвана спецификой данной системы налогообложения, так как ставка налога не зависит от объема произведенной продукции. Однако такое низкое значение коэффициента корреляции свидетельствует о несовершенстве методики определения вмененного дохода. Значение k4 = 0,619 может указывать на недостатки системы контроля за уплатой единого налога, взимаемого по упрощенной системе.


Таблица 11

Результаты корреляционного анализа показателей малого предпринимательства в 2002 г.


Показатели

Коэффициент парной корреляции

1. Количество МП на 100 тыс. жителей — объем производства продукции на МП

k1 = 0,960

2. Объем произведенной на МП продукции — инвестиции в основной капитал МП.

k2 = 0,878

3. Количество МП на 100 тыс. жителей - среднесписочная численность занятых на МП.

k3 = 0,789

4. Объем произведенной на МП продукции - поступление единого налога, взимаемого по УСН

k4 = 0,619

5. Объем произведенной продукции на МП — поступление ЕНВД

k5 = 0,363


В целом действовавшая до недавнего времени система налогообложения малого бизнеса не создавала благоприятных условий для его развития, а декларируемые цели снижения налогового бремени, упрощения отчетности и учета для субъектов малого предпринимательства не реализовывались. К сожалению, и последние шаги государства в данном направлении оснований для оптимизма пока не дают. Высокая удельная административная нагрузка на малое предпринимательство определяется не столько числом проверок и контрольных органов, сколько издержками по ведению бухгалтерского и налогового учета. Доступ субъектов малого предпринимательства к льготным налоговым режимам ограничен, при этом «выход» за рамки льготного режима ведет к резкому изменению налоговых условий без адаптационного периода. Существенными барьерами для роста малой фирмы являются крайне нестабильные и плохо предсказуемые условия налогообложения, нечеткость налоговых норм. Сложность действующей налоговой системы заставляет даже самых послушных налогоплательщиков противостоять налогам в общем.

Недостатки системы налогообложения субъектов малого предпринимательства способствуют существованию огромного теневого сектора. Наибольшее влияние на уход и размеры теневой активности малого предпринимательства оказывает ставка ЕСН. В тени вращается большое количество самых мелких субъектов малого предпринимательства, одной из причин данной ситуации являются высокие издержки легализации бизнеса.

В целях максимального учета интересов и возможностей субъектов малого предпринимательства и для повышения эффективности системы их налогообложения необходимо предпринять следующие шаги:

- Налоговое бремя на бизнес должно быть снижено до той точки, когда издержки «оптимизации» путем ухода в тень и риски такого поведения стали бы сопоставимы с размерами уплачиваемых государству платежей. Более щадящий режим налогообложения необходимо предоставить мельчайшим предприятиям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся малодоходным бизнесом.

- Целесообразно увеличить долю местных бюджетов в поступлениях налогов от субъектов малого предпринимательства.

- Налогообложение субъектов малого предпринимательства должно максимально учитывать возможность добровольного выбора налогоплательщиком того или иного режима налогообложения или, по крайней мере, выбора ряда параметров налогообложения в рамках обязательной системы.

- Критерии, ограничивающие возможность использования субъектом специального режима, должны быть просты и легко контролируемы. Стремление прикрыть лазейки, чтобы преференциями не могли воспользоваться хозяйствующие субъекты, на которых они не нацелены, приводит к тому, что упрощенный порядок становится на деле усложненным.

- В единый налог (будь то единый налог по упрощенной системе или единый налог на вмененный доход) должен входить исчерпывающий список действующих по общепринятой системе налогов. В действующей системе это требование не удовлетворяется: единый налог лишь сокращает число налогов для предприятия, вместо того, чтобы действительно сводить налогообложение малого бизнеса к уплате одного просто рассчитываемого и легкого для декларирования налога и нераспространению на субъектов малого предпринимательства действия других налоговых системс

- Необходимо ввести дифференциацию ставок ЕНВД и единого налога по УСН с объектом налогообложения «доходы» для учета отраслевых различий в структуре затрат налогоплательщиков.

- Для субъектов малого предпринимательства должен существовать единый учет — и налоговый, и бухгалтерский, и управленческий, который может вестись по упрощенной форме.

- Для субъектов малого предпринимательства, имеющих ограниченный доступ к кредитным ресурсам, а потому постоянные проблемы с пополнением оборотного капитала, целесообразна если не полная отмена авансовой системы уплаты налогов, то ее смягчение по сравнению с установленной действующим законодательством.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Развитие теоретических взглядов на проблему исчисления тяжести налогообложения
Применение специальных режимов при налогообложении доходов малого предпринимательства в России
Политика формирования и распределения налогового бремени в России
Тенденции функционирования малого предпринимательства в России
Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц
Вернуться к списку публикаций