2012-01-08 18:32:22
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства



Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства


По данным опросов субъектов малого предпринимательства наиболее обременительными для них являются следующие налоги: НДС (59%), налог с продаж (46%), налог на прибыль (40%), ЕСН (36%), налог на имущество (16%) и налог на пользователей автодорог (16%). Из названных все налоги вошли в единые, установленные законодательством с 1 января 2002 г., обложение налогом на пользователей автодорог также изменилось. Налог с продаж отменен, а ставка НДС снижена с 1 января 2004 г.

Одним из важнейших критериев эффективности существующей системы налогообложения, а также успеха или неудач проводимой в России налоговой реформы является степень собираемости налогов.

Выбор системы налогообложения также оказывает сильное влияние на степень сокрытия выручки от налогов. С точки зрения величины налоговых поступлений от малого бизнеса в государственный бюджет наибольшее значение имеют две самые массовые системы сбора налогов: налогообложение по общепринятой системе и по вменённому доходу. По данным опроса, предприятия, перешедшие на уплату ЕНВД, в среднем скрывают почти три четверти (74%) своего оборота. В то же время, те МП, которые придерживаются общей схемы налогообложения, утаивают от налогов значительно меньшую долю выручки — 42% (табл. 7).


Таблица 7

Зависимость уровня сокрытия выручки от выбранной системы. Сокрытие выручки от налогообложения в розничной торговле налогообложения


Система налогообложения

Доля сокрытой от налогов выручки в обороте МП(%)

Общепринятая

42

ЕНВД

74

УСН

46

Выборка в целом

49


По законодательству налог на вменённый доход может применяться лишь в рамках узкой отраслевой группы предприятий, главным образом, в розничной торговле и при оказании некоторых видов услуг населению. Поэтому, для того, чтобы проследить в чистом виде влияние выбора системы налогообложения на уровень сокрытия выручки, следует сопоставлять только те МП, которые действуют в розничной торговле, причём в разрезе одних и тех же организационных форм. Полученные статистические результаты убедительно свидетельствуют о том, что переход от общей системы налогообложения к взиманию налога на вменённый доход привёл к значительному увеличению утаиваемой от налогов доли доходов МП. То же самое можно сказать и по поводу введения упрощённой системы налогообложения (табл. 8).


Таблица 8

Сокрытие выручки от налогообложения в розничной торговле


Система налогообложения

Доля сокрытой от налогов выручки в обороте МП (%)

ОАО/ЗАО

ООО

ПБОЮЛ

В среднем по отрасли

Общепринятая

54

60

70

59

ЕНВД

79

65

80

72

УСН

82

69

91

73

В среднем по отрасли

68

52

72

59


Парадокс заключается в том, что главная цель перевода МП на уплату налога по вменённому доходу, а также на упрощённую систему налогообложения состояла в том, чтобы вывести малый бизнес из тени и повысить собираемость налогов, а в результате получилось совсем наоборот. Итак, с точки зрения фискальных органов власти, переход на упрощённую систему и взимание вменённого налога в существующей форме функционирования этих систем налогообложения, пока не дал ожидаемого эффекта.

Статистический материал содержит показатели, которые количественно характеризуют тот или иной аспект отношения налогоплательщиков к системе налогообложения и эффективность этой системы с точки зрения поступления налоговых платежей. Эти показатели следует рассматривать как частные цели достижения наивысшего уровня совершенства системы налогообложения.

Фактические значения таких показателей могут быть использованы в качестве характеристик достижения этих частных целей в модели многомерного сравнительного анализа, описанной выше.

С помощью этой модели по результатам опроса малых предприятий, проведенного в Москве, Краснодарском крае, Чувашской Республике, Томской и Новгородской областях, была проведена сравнительная оценка режимов налогообложения малого бизнеса с использованием следующих показателей:

f1 - отношение субъектов малого предпринимательства к системе налогообложения, баллы (рис. П1-7);

f2 - количество рабочих дней, потраченных на расчет налогов и заполнение налоговых деклараций;

f3 - соотношение совокупных налоговых отчислений и официальной валовой выручки в разрезе применяемой системы налогообложения;

f4 - превышение фактических налоговых отчислений над максимально приемлемым уровнем (рассчитано по рис. 5 и рис. 6).

f5 - доля сокрытой от налогов выручки в обороте субъекта малого предпринимательства, % (табл. 3.6).

f6 - средний размер налоговых платежей, приходящийся на одного субъекта малого предпринимательства (из числа опрошенных), использующего данную систему налогообложения, тыс. руб.


Распределение малых предприятий по применяемой системе налогообложения на начало 1999 г. и 1 кв. 2002 г.

Рис. 5. Распределение малых предприятий по применяемой системе налогообложения на начало 1999 г. и 1 кв. 2002 г.


Рис. 6. Соотношение совокупных налоговых отчислений и официальной валовой выручки в разрезе применяемой системы налогообложения

Рис. 6. Соотношение совокупных налоговых отчислений и официальной валовой выручки в разрезе применяемой системы налогообложения


Максимальный приемлемый для опрошенных уровень совокупных налоговых отчислений в соотношении с валовой выручкой в разрезе применяемой системы налогообложения


Рис. 7. Максимальный приемлемый для опрошенных уровень совокупных налоговых отчислений в соотношении с валовой выручкой в разрезе применяемой системы налогообложения


Результаты анализа представлены в таблице 9.


Таблица 9

Многомерный анализ режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства

Многомерный анализ режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства


Наибольшее значение интегрального критерия Ei = 5,52 соответствует системе налогообложения, основанной на ЕНВД очевидно, она и является наиболее эффективной.

Следует заметить, что система налогообложения на основе ЕНВД по многим показателям не уступает, а иногда и превосходит УСН, однако значительно уступает остальным системам по показателям f5 и f6, что свидетельствует о ее низкой эффективности с точки зрения наполняемости бюджета и возможности уклонения от налогообложения.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Налоги на доходы физических лиц, их роль и место в теории о налогах
Льготы по налогу на добавленную стоимость и социальная политика
Налоговая деятельность - функция российского государства
Таможенное регулирование как особый элемент налоговой политики
Концептуальные основы построения налоговых систем. Актуальные проблемы теории налогообложения применительно к России
Вернуться к списку публикаций