2012-01-08 18:32:22
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства



Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства


Как видно из представленной ниже таблицы 5, характеризующей структуру субъектов малого предпринимательства по применяемому на начало 2002 г. режиму налогообложения, большинство субъектов малого предпринимательства облагалось налогами по общепринятой системе, вслед за ней по распространению шел единый налог на вмененный доход (отметим также, что плательщики вмененного налога, осуществляющие несколько видов деятельности, по видам деятельности, не подпадающим под его уплату, одновременно облагались по общепринятой системе).


Таблица 5

Структура субъектов малого предпринимательства по применяемой системе налогообложения на начало 2002 г., %


Применяемая система налогообложения

МП-юридические лица

ПБОЮЛ

В целом

Общепринятая система

75,8

57,7

62,2

ЕНВД

16,2

37,2

33,9

УСН

8,0

3,1

3,9

Всего

100,0

100,0

100,0


При выявлении предпочтений предпринимателей относительно желаемых систем налогообложения было получено несколько другое распределение. Доля ПБОЮЛ, желающих вести учет по общепринятой системе налогообложения, практически в два раза ниже числа ПБОЮЛ, фактически ее использующих. Прослеживается их желание перейти на уплату ЕНВД. Для МП характерно стремление перейти на использование УСН (табл. 6).


Таблица 6

Предпочтения субъектов малого предпринимательства систем налогообложения, в % от числа ответивших.


Применяемая система налогообложения

МП-юридические лица

ПБОЮЛ

В целом

Общепринятая система

31,6

14,3

25,9

ЕНВД

29,8

64,3

41,2

УСН

38,6

21,4

32,9

Всего

100,0

100,0

100,0


Однако результаты, полученные в ходе разных опросов, значительно различаются. Так, приводятся следующие цифры: 64,1% опрошенных считают наиболее приемлемой для своего предприятия упрощенную систему налогообложения с уплатой налогов по результатам хозяйственной деятельности. Только 18,5% респондентов посчитали более удобной систему, основанную на принципе вмененного дохода.

Анализ результатов опроса представителей малого предпринимательства двадцати регионов в семи федеральных округах, проведенный Центром экономических и финансовых исследований и разработок в 2002 г., показал, что УСН действительно упрощает уплату налогов, т. к. снижается их количество, уменьшаются затраты времени на расчет и уплату налогов. Фирмы, использующие данную систему налогообложения, меньше жалуются на уровень налогов, обилие бумажной работы и коррупцию.

Однако, несмотря на то, что правом на добровольный переход на УСН обладает довольно многочисленная группа субъектов малого бизнеса, предприниматели не спешат ее использовать. Кроме того, среди основных причин такой ситуации можно назвать, прежде всего, то, что переход на УСН не всегда предоставляет видимые экономические преимущества для малого предпринимательства. Выбор объектом налогообложения валовой выручки не учитывает различий в структуре затрат субъектов хозяйствования даже в рамках одной сферы деятельности, что нарушает принцип справедливости налогообложения.

Для субъектов малого предпринимательства, переходящих на упрощенное налогообложение, отменяется НДС (включается в единый налог), что осложняет их взаимоотношения с поставщиками и потребителями, применяющими общепринятую систему налогообложения, ввиду невозможности вычета НДС.

Полный запрет переноса убытков при смене налогового режима (с УСН на общепринятую и наоборот) дестимулирует развитие малого предпринимательства. Принятый вариант пересчета при переходе с УСН на общепринятый режим налогообложения увеличивает издержки ведения учета, а также издержки налоговых органов при проверке правильности начисления налоговой базы.

Кроме того, УСН предусматривает ограничения по численности и по выручке. Однако в большинстве предприятий эти параметры колеблются. Изменение показателей численности персонала и совокупного дохода предполагают необходимость возвращения к общепринятой системе налогообложения. Поэтому предприятия и организации вынуждены кроме упрощенного вести обычный учет.

Введение в действие ЕНВД ликвидировало возможность применения упрощенной системы налогообложения для широкого круга субъектов малого предпринимательства, включая те сферы деятельности, где использование УСН в ее действующем виде для предпринимателя было бы наиболее приемлемо, например мелкий бизнес в бытовых услугах, розничной торговле и т.п.

Как уже говорилось, ЕНВД является обязательным, исключительным и налогоплательщик, не согласный с размерами вменяемого дохода и единого налога, не имеет возможности отказаться от его уплаты, доказав, что фактические размеры его дохода и налогов, подсчитанные по общепринятой системе, меньше, чем рассчитанные по вмененному методу.

Цель упрощения налогообложения не достигается, когда налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, одни из которых облагаются единым налогом на вмененный доход, другие — по общепринятой системе. Применение в обязательном порядке ЕНВД для плательщиков, значительно различающихся по своим размерам (объемам деятельности), приводило и будет приводить к нарушению принципов горизонтальной справедливости налогообложения и дестимулированию инвестиционной активности. Вмененный доход, рассчитанный по простым формулам на основе каких-либо выбранных натуральных показателей, может сильно отличаться от дохода, реально получаемого хозяйствующими субъектами различных размеров. Коэффициент доходности, исчисленный на основе данных бухучета и статистики, ставит мелкий, средне- и низкорентабельный бизнес в крайне сложное положение, не учитывая подотраслевой рентабельности. Так, относительно большие предприятия, реализующие экономию от масштабов производства, в такой ситуации имеют низкие эффективные ставки обложения, а действительно малые предприятия испытывают непомерный налоговый гнет.

Стимулирующая роль данного налога часто обосновывается тем, что он представляет собой фиксированные (по крайней мере, в течение года) платежи, не зависящие от объема произведенной продукции. Однако, поскольку основная часть натуральных показателей (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и другие), используемых для расчета вмененного дохода, относится к факторам производства, стимулирующая роль вмененного налога возможна только в краткосрочной перспективе и при условии, что такой налог не является чрезмерно высоким. В долгосрочной перспективе, напротив, налог на факторы производства, особенно завышенный, дестимулирует развитие бизнеса, ведет к свертыванию инвестиционной активности субъектов предпринимательства.

Оценки налоговой системы дают и результаты опросов предпринимателей (рис. 3).


Проблемы, связанные с налогообложением и налоговым администрированием (по мнению опрошенных, в %)

Рис. 3. Проблемы, связанные с налогообложением и налоговым администрированием (по мнению опрошенных, в %)


На сегодня наиболее острыми предприятия считают налоговые проблемы, связанные с налоговым законодательством - его частые изменения и нечеткость, двусмысленность формулировок в нормативных документах, слишком большое число налогов, величина совокупных налоговых выплат. Проблемы, связанные с организацией взимания налогов, оказались менее острыми (частые изменения процедуры взимания налогов; отсутствие своевременной информации о правилах налогообложения; плохая организация работы налоговых служб, ведущая к потерям времени при общении с ними; некомпетентность и предвзятое отношение чиновников, невозможность оспорить решения налоговых органов). По данным исследования, 92% опрошенных предпринимателей считают, что ситуация значительно осложняется произволом налоговых чиновников. Сложность и запутанность налоговой системы увеличивает расходы на содержание бухгалтерии, услуги налоговых консультантов, приобретение и компьютерную обработку текущей информации по налогообложению. Все эти «вмененные» предпринимателю бюрократической системой издержки, совершенно излишние с точки зрения сути отношений между налогоплательщиком и государством, в малом бизнесе составляют в среднем 21% от общей суммы платежей.

Можно отметить различия в ответах на вопрос о проблемах, связанных с налоговой политикой, данных в различных регионах в ходе опроса руководителей малых предприятий (в Москве, Краснодарском крае, Чувашской Республике, Новгородской и Томской областях). Так, частые изменения и корректировки в налоговом законодательстве в качестве основной проблемы налоговой политики наибольшая доля опрашиваемых назвала в Краснодаре, Новгороде и Томске (соответственно 94,1%, 91,8% и 88,1%). При этом следует отметить, что именно для этих городов было характерно наибольшее количество изменений и дополнений, внесенных в законы об упрощенной системе налогообложения, а также о едином налоге на вмененный доход. В качестве следующей по значимости проблемы была названа сложность, нечеткость, двусмысленность формулировок в документах в Москве, Великом Новгороде и Томске. В Краснодаре и Чебоксарах существенной проблемой, затрудняющей работу предпринимателей, является большое количество налогов (рис. 4.).


Стороны налоговой политики, затрудняющие работу предпринимателей

Рис. 4. Стороны налоговой политики, затрудняющие работу предпринимателей




← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Трансформация налоговой системы России (1861-1916)
Акцизное налогообложение
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог)
Методологические основы налогового администрирования
Налогообложение доходов физических лиц в налоговой системе РФ
Вернуться к списку публикаций