2012-01-08 18:32:22
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства



Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства


На сегодняшний момент невозможно достоверно определить, каково в действительности распределение налоговых поступлений от малого бизнеса по уровням бюджета и оценить их роль в местных бюджетах по следующим причинам.

1. В статистике поступлений отдельно не выделяются субъекты малого предпринимательства, а имеющиеся открытые источники используют классификации по отдельным видам налоговых и других доходов бюджетов. В связи с этим достоверное определение пропорции распределения поступлений и доли налогов от малого бизнеса в общих поступлениях возможно только в отношении отдельных налогов (поступающих преимущественно от субъектов малого предпринимательства, например налоги на совокупный доход и налог на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

2. В открытых источниках (в частности, на сайте Минфина России) подробная разбивка поступлений перечисленных выше налогов по категориям плательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в отчетах об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов появилась только по итогам 2002 г. В свою очередь МНС России, собирающее аналогичную информацию, отдельно не выделяло в своих отчетах муниципальные бюджеты.

3. С 1 января 2003 г. вступило в действие новое законодательство, регулирующее специальные режимы налогообложения малого бизнеса: изменены ставки, критерии налогоплательщиков, порядок уплаты и другие параметры. Изменения коснулись и пропорций распределения поступлений этих налогов между бюджетами. С 1 января 2004 г. в налоговое и бюджетное законодательство снова были внесены поправки, в частности изменяющие пропорции распределения поступлений в пользу региональных и муниципальных бюджетов.

Пропорции зачисляемых платежей ЕНВД и единого налога, взимаемого по УСН между бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом до 1 января 2003 г., устанавливались решением органа государственной власти субъекта РФ и существенно различались от субъекта к субъекту, а также варьировались в зависимости от налога (ЕНВД имел большую «региональную» направленность в отличие от УСН) и категорий плательщиков (поступления от ПБОЮЛ направлялись большей частью в региональные и муниципальные бюджеты в отличие от поступлений от юридических лиц - плательщиков единых налогов) (табл. 2). С 1 января 2001 г. пропорции изменены, причем за муниципалитетами закреплено 45% поступлений налогов на совокупный доход, в федеральный бюджет поступало 30% НСД, 10% - во внебюджетные фонды. С 2004 г. действуют новые пропорции - поступления НСД будут делиться только между региональными и муниципальными бюджетами (по 45%) и внебюджетными фондами (10%).


Таблица 2

Нормативы отчислений по НСД по уровням бюджетной системы РФ, установленные федеральным законодательством на 2002 г.


Налог

Нормативы отчислений в бюджет, %

федеральный

консолидированный региональный

ЕНВД, уплачиваемый юридическими лицами

30

70

ЕНВД, уплачиваемый индивидуальными предпринимателями

0

100

Единый налог, взимаемый по УСН, уплачиваемый юридическими лицами

10% валового дохода или 3,33% валовой выручки

до 20% валового дохода или 6,67% валовой выручки

33,7

66,3

Единый налог для ПБОЮЛ

0

100


Фактическое распределение доходов от малого предпринимательства в 2001-2002 гг. представлено в таблице 3.

Укрупненная структура доходов муниципальных бюджетов приведена в табл. 3.4. Можно заключить, что в 2002 гг. совокупная роль перечисленных налогов в формировании доходов местного бюджета невелика, а по итогам г. еще более сократилась. В 2002 г. НСД давали примерно столько же, сколько налог с продаж. Их доля в налоговых доходах муниципальных бюджетов составляла 4,7%, в общих доходах - 2,5%. Основную роль в этих поступлениях играл ЕНВД - 4,0% от налоговых доходов; при этом почти 3/4 поступлений ЕНВД составили поступления от плательщиков — индивидуальных предпринимателей. В поступлениях ЕНУС, составивших в 2002 г. только 0,7% налоговых доходов местных бюджетов, основную роль играли плательщики - юридические лица (около 80%). Еще меньшую долю составил налог на доходы ПБОЮЛ - всего 0,3% в налоговых доходах муниципалитетов и 0,1% в общих доходах.


Таблица 3

Фактическое распределение НСД по уровням бюджета в 2001-2002 г. (%)


Налог

Уровни бюджета

Федеральный бюджет

консолидированный бюджет субъекта РФ

всего

в т.ч. бюджет субъекта РФ

в т.ч.

местный

бюджет

Налоги на совокупный доход, в т. ч.:

19,0

81,0

26,7

54,3

единый налог, взимаемый по УСН, в т.ч.:

36,5

63,5

27,4

36,1

для юридических лиц

41,5

58,5

27,0

30,5

для ПБОЮЛ

0,0

100,0

26,8

73,2

ЕНВД, в т. ч

13,6

86,4

26,4

60,0

для юридических лиц

33,0

67,0

33,4

36,6

для ПБОЮЛ

0,0

100,0

24,9

75,1

Налог на доходы с физических лиц (ПБОЮЛ)

0,0

100,0

44,0

56,0


В 2003 г. доля ЕНВД в налоговых и общих доходах муниципальных бюджетов сократилась по сравнению с предыдущим годом. Причинами этого являются: сокращение доли муниципальных бюджетов по сравнению с фактически действовавшей в 2002 г.; возврат излишне уплаченных плательщиками ЕНВД в 2002 г. платежей по ЕСН; сокращение налоговой нагрузки по этому налогу в отдельных регионах; сокращение перечня видов деятельности, подпадающих под уплату этого налога. В отличие от ЕНВД роль УСН в муниципальных бюджетах выросла, что стало результатом увеличения доли муниципальных бюджетов в распределении поступлений УСН и увеличения числа налогоплательщиков и поступлений УСН по сравнению с 2002 г. Однако увеличение доли поступлений единых налогов по УСН в доходах муниципальных бюджетах не перекрыло сокращение доли ЕНВД, что отразилось в снижении роли налогов на совокупный доход в целом.


Таблица 4

Укрупненная структура доходов муниципальных бюджетов в 2002 г.


Наименование показателей

Доля, %

в налоговых доходах

в общих доходах

2002г.

2003г.

2002г.

2003г.

Налоговые доходы

100,0

100,0

53,6

51,6

Налоги на прибыль

64,0

64,7

34,3

33,4

в т.ч. налог на прибыль организаций

20,4

18,6

10,9

9,6

в т.ч. налог на доходы физических лиц

43,6

46,1

23,3

23,8

из него налог на доходы с ПБОЮЛ

0,3

0,4

0,1

0„2

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

7,6

7,1

4,1

3,6

в т.ч. акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории РФ

2,9

2,4

1,5

1,3

в т.ч. налог с продаж

4,6

4,6

2,5

2,4

Налоги на совокупный доход

4,6

3,2

2,5

1,6

в т.ч. единый налог, взимаемый по УСН для субъектов МП

0,7

1,4

0,4

0,7

в т.ч. ЕНВД

3,9

1,7

2,1

0,9

Налоги на имущество

13,2

13,3

7,0

6,9

Платежи за пользование природными ресурсами

7,5

8,6

4,0

4,5

Прочие налоги, пошлины и сборы

3,1

3,1

1,7

1,6

Неналоговые доходы

-

-

4,9

5,4

Безвозмездные перечисления, в т.ч. от бюджетов других уровней

-

-

40,5

41,7

Доходы целевых бюджетных фондов

-

-

0,2

0,2

Доходы от прочей деятельности



0,8

1,1


Одним из важнейших средств повышения роли налогов на малый бизнес может быть дальнейшее увеличение доли муниципального бюджета в распределении налогов от малого бизнеса (прежде всего налогов на совокупный доход). Особенно актуальным этот вопрос становится в ходе предстоящей в ближайшие несколько лет реформы местного самоуправления. Чтобы увеличить стимулы муниципальных властей к поддержке малого бизнеса, необходимо и далее увеличивать долю налоговых поступлений от малого бизнеса в муниципальные бюджеты, в частности путем дальнейшего изменения пропорций распределения поступлений от ЕНВД и УСН в пользу муниципальных бюджетов. Добиться этого можно путем установления новых пропорций на федеральном уровне, либо путем предоставления регионам права перераспределения доли консолидированного регионального бюджета в пользу бюджетов муниципалитетов с закреплением минимальной доли последних.

Необходимость увеличения доли поступлений от малого предпринимательства в местные бюджеты обусловлена также существованием так называемой «налоговой ловушки», которая порождается низкой долей поступлений от малого бизнеса. Суть ее в том, что, чем меньше доля субъектов малого предпринимательства в налоговых доходах территорий и Федерации в целом, тем с большим удовольствием и легкостью власти демонстрируют простые решения — отменяют льготы, ужесточают налоговый режим и т.п. Ведь к значительным потерям для бюджета такие меры не приведут — все равно доходы от налогообложения малого предпринимательства в бюджеты большинства субъектов РФ не превышают 5-6%, Соответственно в результате снижается уровень развития легального малого предпринимательства, что означает дальнейшее снижение (или по меньшей мере отсутствие роста) налоговых поступлений от него.

Как уже говорилось, эффективная система налогообложения является решающим фактором в развитии предпринимательства с одной стороны, должна обеспечить формирование доходной части бюджетов всех уровней, а с другой, - не вызывать негативного к себе отношения со стороны налогоплательщиков. Очевидно, что эти два требования находятся во взаимном противоречии. Выполнение второго из них усложняется тем обстоятельством, что позиция налогоплательщиков определяется субъективным восприятием различных аспектов действующих систем налогообложения. Для анализа такой ситуации необходимы:

- статистическая информация, характеризующая оценки достоинств и недостатков различных режимов налогообложения;

- математические методы, позволяющие осуществлять многомерное шкалирование.

При отсутствии данных о налоговых поступлениях от субъектов малого предпринимательства, облагающихся по общепринятой системе, нет возможности достоверно сравнить эффективность различных систем налогообложения. Поэтому помимо данных о налоговых поступлениях в качестве статистической информации удобно использовать и результаты опросов предпринимателей.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Эволюция форм налогообложения в исследованиях финансовой науки
Налоговые теории обеспечения фискальных интересов государства
Исследование направлений по совершенствованию системы обложения единым налогом на вмененный доход
Сущность и функции налогов
Применение специальных режимов при налогообложении доходов малого предпринимательства в России
Вернуться к списку публикаций