2012-01-08 18:32:22
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства



Влияние системы налогообложения на эффективность функционирования малого предпринимательства


Сравнительный анализ существующих систем налогообложения малого предпринимательства

Общепринято фискальную политику считать важнейшим инструментом, с помощью которого государство целенаправленно воздействует на экономику страны. Особое место в этой политике занимает проблема налогообложения малого бизнеса. В развитых странах подходы к ее решению характеризуются исключительной гибкостью, особенно когда речь идет об инновационном предпринимательстве, определяющем темпы научно-технического прогресса. Однако и другим видам малого бизнеса уделяется большое внимание, о чем свидетельствует высокий уровень его развития.

Система налогообложения малого бизнеса в России находится в процессе становления. Необходимо признать, что государство прилагает определенные усилия для ее нормализации, однако пока что окончательной стабилизации здесь не наблюдается.

В настоящее время в России существуют следующие режимы налогообложения субъектов малого предпринимательства:

- общепринятая система налогообложения, при которой субъекты малого предпринимательства являются плательщиками тех же налогов и сборов, что и любые другие коммерческие предприятия, независимо от их статуса;

- упрощенная система налогообложения (УСН) с объектом налогообложения «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов»;

- система налогообложения на основе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Ниже приводится сравнительный анализ данных систем.

Существующая доступная статистическая информация не позволяет достоверно проанализировать объемы налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства по всем трем системам налогообложения. Единственные данные, которые можно рассматривать, касаются налогов на совокупный доход (НСД), включающих в себя поступления единого налога, взимаемого по УСН, и ЕНВД.

С 1 января 2003 г. введен в действие новый порядок исчисления и уплаты единых налогов по специальным налоговым режимам. Также изменены объем и параметры требований, предъявляемых к налогоплательщикам в связи с переходом и применением специального налогового режима.

Следует заметить, что федеральное законодательство в области налогообложения субъектов малого предпринимательства по некоторым аспектам устанавливает только рамочные условия. До 1 января 2003 г. в руках регионов находился довольно широкий набор инструментов регулирования налогообложения малого предпринимательства по специальным режимам, в том числе:

• выбор объекта налогообложения единым налогом, взимаемым при УСН;

• установление ставок единого налога, взимаемого по УСН, в части, зачисляемой в региональный и местный бюджеты;

• введение льгот по единому налогу, взимаемому по УСН, и ЕНВД;

• выбор сфер деятельности в пределах перечня, указанного в Федеральном законе, на которые распространяется действие вмененного налога;

• установление размеров вмененного дохода для определенных видов деятельности;

• определение порядка и сроков уплаты ЕНВД;

• определение соотношений распределения поступлений единых налогов между региональным и местными бюджетами.

Сюда же следует отнести и собственно самостоятельное решение региона вводить или не вводить ЕНВД на своей территории. Регионы также имели право устанавливать свои ставки и льготы по региональным и местным налогам, уменьшать ставки некоторых федеральных налогов в части, зачисляемой в их бюджеты. После вступления в силу нового законодательства о налогообложении субъектов малого предпринимательства возможности регулирования у субъектов РФ значительно снизились.

Рассмотрим динамику налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в 2001 г. - 3 квартале 2003 г.

Динамика поступлений единого налога, взимаемого по УСН в 1999-2002 гг. представлена на рисунке 1.


Поступления единого налога за 1999-2002 гг. по УСН, млрд. руб.


Рис. 1 Поступления единого налога за 1999-2002 гг. по УСН, млрд. руб.


Рост поступлений данного налога в 2001 г. связан прежде всего со значительным увеличением по сравнению с 2000 г. количества организаций, перешедших на применение УСН, которое, в свою очередь, было вызвано введением в действие с 1 января 2001 г. ч. II НК РФ, устанавливающей новый порядок исчисления и взимания НДС и налога с продаж, от уплаты которых они освобождались, а также внесением изменений в региональное законодательство, снижающих налоговую нагрузку на данную категорию налогоплательщиков.

Поступления единого налога для субъектов малого предпринимательства, перешедших на УСН по итогам 2002 г. относительно г. выросли на 16,6% (с учетом региональных индексов потребительских цен). За период января-сентября 2003 г. относительно января-сентября г. в целом по РФ поступления единого налога, взимаемого по УСН, увеличились более чем в 1,9 раза. Это обусловлено изменениями законодательства, регулирующего специальные режимы налогообложения субъектов малого предпринимательства, с 1 января 2003 г. по отношению к действующему в 2002 г.

Динамика поступлений ЕНВД за 1999—2002 гг. представлена на рисунке 2.


Динамика поступлений ЕНВД за 1999-2002 гг., млрд. руб.

Рис. 2 Динамика поступлений ЕНВД за 1999-2002 гг., млрд. руб.


Поступления ЕНВД в 2002 г. повысились на 13,9 %, но рост был менее заметен, чем по итогам 2001 г. Увеличение поступлений данного налога в целом по стране было обусловлено преимущественно двумя факторами: 1) введением вмененного налога во все большем количестве регионов и соответствующим расширением количества его плательщиков; 2) постоянным увеличением рассчитываемых налоговой администрацией показателей базовой доходности и корректировкой изменяющих ее коэффициентов.

В целом в 1999-2002 гг. темпы роста налоговых поступлений по специальным режимам налогообложения с учетом индексов потребительских цен замедлялись (табл. 1).


Таблица 1

Динамика поступлений НСД от субъектов малого предпринимательства с учетом индексов потребительских цен в 1999-2002 гг.


Система налогообложения

2000 г./1999 г., %

2001 г./2000 г., %

2002 г./2001 г., %

ЕНВД

188,3

153,1

113,9

УСН

149,3

125,8

116,6


В январе-сентябре 2003 г. по сравнению с январем-сентябрем 2002 г. поступления ЕНВД в целом по России резко сократились, что обусловлено в первую очередь переходным периодом введения в действие этого специального налогового режима (гл. 26.3 НК), а также возвратом излишне уплаченных в 2002 г. плательщиками ЕНВД сумм единого социального налога.

Более полная картина опыта внедрения и динамики экономических показателей специальных налоговых режимов, введенных в действие с 1 января 2003 г., может быть установлена после реализации изменений и дополнений, определенных Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. № 191-ФЗ и введенных в действие законодательством субъектов РФ со второго квартала 2003 г. (ст. 5 НК РФ).

По данным Минэкономразвития России с введением в действие главы 26.2 НК РФ налоговая ставка при объекте налогообложения «доходы» была снижена на 40%, а при объекте налогообложения «доходы минус расходы» - снижена на 50%. При несущественном росте числа организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, данное обстоятельство не могло не сказаться в пользу снижения объема поступлений от единого налога.

Снижение налоговой нагрузки (более чем на 60%) на налогоплательщиков единого налога по УСН (в связи со снижением налоговых ставок, освобождением от единого социального налога и налога с продаж) способствует росту количества организаций, использующих упрощенную систему налогообложения.

Чтобы налоговое бремя было посильным для малых фирм, чтобы они стремились вести свой бизнес в легальной экономике, а не в «тени», а местные власти имели стимулы создавать благоприятные условия для развития бизнеса на своей территории, основные налоговые поступления от малого бизнеса (прежде всего мелкого) должны быть сосредоточены на уровне муниципальных бюджетов.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Оценка налоговой реформы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
Направления повышения эффективности косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики России
Налоговые теории обеспечения фискальных интересов государства
Содержание налоговой политики как организационно-финансовой категории
Совершенствование налогового администрирования как одно из направлений повышения эффективности налоговой политики
Вернуться к списку публикаций