2012-01-01 15:48:44
ГлавнаяНалоги и налогообложение — Предложения по совершенствованию имеющихся льгот по налогу на добавленную стоимость



Предложения по совершенствованию имеющихся льгот по налогу на добавленную стоимость


Как было показано ранее, налог на добавленную стоимость характеризуется значительными особенностями в исчислении, в связи с чем технология применения льгот представляет собой самостоятельную задачу, требующую решения. Так, сложность взимания налога на добавленную стоимость применительно к игорному бизнесу, банковским операциям, страхованию привела, по мнению некоторых исследователей, к отказу от обложения указанных отраслей. На практике сложность применения налоговых льгот, например, мелкой торговой точкой, может привести к отказу от их применения, что означает снижение эффективности проводимой с помощью льгот социальной политики либо решения иных задач.

Как отмечалось, значительная часть налоговых льгот предоставлена некоммерческим организациям, что заставляет нас обратиться к сущности некоммерческой организации и её месту в экономике. Остановимся лишь на анализе сферы фактического применения льгот по налогу на добавленную стоимость для некоммерческих организаций и сферы действия некоммерческих организаций, нуждающихся в государственной поддержке по следующим направлениям:

• какие из некоммерческих организаций не были охвачены льготами по наложу на добавленную стоимость;

• целесообразны ли имеющиеся в налоговом законодательстве ограничения для применяющих льготу по источнику финансирования, организационно-правовой форме либо основному виду деятельности;

• какие операции должны быть освобождены от налогообложения.

Исходя из анализа состава действующих некоммерческих организаций и перечня видов организаций, пользующихся льготами, можно заметить, что льготами охвачены не все некоммерческие организации, прежде всего:

• общественные организации (ветеранов, женщин, молодежи, профсоюзы, других категорий лиц, кроме инвалидов);

• объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), а также торгово-промышленные палаты;

• правозащитные организации (кроме адвокатских образований);

• экологические организации;

• организации, борющиеся за здоровье (против наркомании, алкоголизма, СПИДа);

• организации по поддержке семьи; проблемам детей, сирот;

• организации образовательного характера, не относящиеся к образовательным учреждениям (например, Институт «Открытое общество» («Фонд Сороса»), другие способствующие развитию образования организации).

Деятельность указанных выше организаций разнообразна, но все же она может подпадать под обложение, в частности, по следующим основаниям:

• безвозмездная передача товаров (например, печатных изданий);

• безвозмездное оказание услуг (например, консультационных);

• возмездная передача товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе по цене ниже себестоимости (по товарам (работам, услугам) в рамках основной деятельности).

Согласно пункту 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, «... перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации». Указанное положение считаем оправданным, так как лицензирование видов деятельности, требующих специальных навыков, направлено на обеспечение защиты интересов потребителей от непрофессионального ведения деятельности в лицензируемых областях.

Помимо требования лицензирования, зачастую сама формулировка льгот по налогу на добавленную стоимость устанавливает ограничения на статус налогоплательщика, имеющего право на использование льготы. Так, услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость только в случае, если они предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты. По нашему мнению, указанную формулировку следует расширить как минимум на все некоммерческие организации, а для коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих данные виды деятельности, целесообразно ввести пониженную ставку для увеличения доступности данных видов услуг для населения.

Услуги в сфере образования освобождаются от обложения, только если они оказаны некоммерческими образовательными организациями. При этом не вправе применять льготу, даже при наличии лицензии на ведение образовательной деятельности:

• индивидуальные предприниматели;

• коммерческие организации, имеющие структурные подразделения, занимающиеся образованием.

Образование является одной из основных отраслей экономики, вовлекающей значительные людские и материальные ресурсы. Предоставление льгот по налогу на добавленную стоимость коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям считаем нецелесообразным, так как это может привести к злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков. Так, популярные для перераспределения объектов обложения по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций консультационные услуги могут быть заменены некоторыми организациями на образовательные. Такой способ способен занять нишу в «обслуживании» организаций, применяющих альтернативные режимы налогообложения (упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности). Доступность легального освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость приведет к существенным потерям бюджета без достижения социальных целей (скорее, ситуация в сфере образования ухудшится).

В то же время, считаем целесообразным расширения льготы по образованию на все некоммерческие организации - способствовать деятельности некоммерческих организаций в сфере, примыкающей к образованию, целесообразно через освобождение оказания услуг в рамках уставной деятельности.

Услуги в сфере культуры и искусства освобождаются от обложения, если они оказаны учреждениями культуры и искусства. Подпункт 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации содержит закрытый перечень организаций, имеющих право воспользоваться данной льготой. По нашему мнению, указанный перечень не является исчерпывающим и оптимальным. Так, в нем не нашли отражения театральные коллективы (труппы), иные некоммерческие организации, а также коммерческие организации, оказывающие услуги в области культуры и искусства.

Культура как понятие не имеет строгой формулировки; более того, отсутствует даже общепринятое определение. Статья 3 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) определяет культурные ценности как «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты». Указанное определение содержит в качестве одного из вида культурных ценностей «произведения культуры и искусства», которая не находит определения в рамках указанного нормативного акта. Таким образом, единственно возможным на практике вариантом (как раз и реализованным в действующем законодательстве) является определение культурных ценностей путем перечисления конкретных видов деятельности в области культуры. При этом в действующем законодательстве определяются как виды деятельности, не облагаемые налогом на добавленную стоимость, так и виды организаций, деятельность которых может быль льготирована, при этом указанные определения дополняют друг друга. Альтернативами указному подходу могли бы стать:

• определение в тексте закона только видов деятельности, относящихся к культуре и искусству без указания на вид субъекта, осуществляющего эти виды деятельности, что позволило бы пользоваться льготой даже не специализированным организациями (в частности, коммерческими организациями, на балансе которых содержится подразделения, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства);

• определение только организаций, основная деятельность которых подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость (например, аналогичная конструкция использована для освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость деятельности адвокатских образований).

По нашему мнению, для улучшения финансирования культуры возможно предоставление всем организациям вне зависимости от формы собственности при осуществлении деятельности в области культуры (т.е. применение первой из указанных выше альтернатив). В то же время нельзя исключить злоупотреблений со стороны налогоплательщиков, хотя их масштаб едва ли будет значителен.

Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) льготируется только если они были выполнены учреждениями образования и науки. В то же время возможно выполнение указанных работ (особенно опытно - конструкторских) организациями, не относящимися к данной категории. По нашему мнению, для повышения технологического потенциала целесообразно расширить сферу применения льготы, однако освобождение от налогообложения нельзя однозначно считать наилучшим решением для работ, выполненных для коммерческих организаций - плательщиков. Дело в том, что согласно действующему законодательству организации имеют право на отнесение на расходы, связанные с производством и реализацией стоимости выполненных НИОКР, и, следовательно, имеют право на вычет налога на добавленную стоимость, предъявленного подрядчиками, выполнившими данные работы. Следовательно, более предпочтительным будет являться применение пониженной ставки налога, нежели полное освобождение. Несмотря на значительную трудоемкость, НИОКР все же связаны с использованием облагаемых налогом товаров (работ, услуг), в частности, оргтехники, коммунальных услуг и др. Что касается выполнения НИОКР за счет бюджетных средств, то, по нашему мнению, целесообразно сохранение существующей ситуации - освобождения операций от налога.

Нужна ли поддержка некоммерческих организаций с точки зрения обеспечения пропорциональности налогообложения? В настоящем исследовании значительное внимание было уделено обоснованию льгот по товарам первой необходимости, основанному на статистических данных. Что касается результатов деятельности некоммерческих организаций, то они не вовлекают существенную долю расходов бюджетов домохозяйств, либо относительно нейтральны по доходу (услуги учреждений культуры, услуги в системе образования, медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги). Обоснованием для установления льгот по данным услугам является стремление к увеличению их доступности. Ведь не требует статистического подтверждения тот факт, что для лиц с низкими доходами образование, лечение, спорт, культура и отдых становятся теми услугами не первой необходимости, от потребления которых отказываются из-за неудовлетворенности первичных потребностей. Таким образом, слабая прогрессивность в потреблении указанных товаров по доходу как раз свидетельствует в пользу предоставления по ним льгот по налогу на добавленную стоимость. Значимость стимулирования потребления указанных товаров лежит за пределами упрощенной системы товарообменных и финансовых отношений. Так, недостаточная доступность здравоохранения скажется на росте числа инвалидов, снижении производительности труда и результативности экономики в целом. Произойдет это не сразу, в связи с чем при рассмотрении относительно короткого периода времени статистической взаимосвязи выявить не удастся. Аналогично обстоят дела с культурой и образованием. Так, недополучение образования приведет, как минимум, к росту безработицы, а недостаток культурного наполнения жизни приведет к деградации общества, при которой невозможным станет социально эффективное функционирование экономики, какими бы запасами капитала она не обладала.

Отсутствие льгот по осуществляемой некоммерческими организациями при условии освобождения от обложения передаваемого им имущества равносильно возложению на некоммерческие организации дополнительного налогового бремени даже по сравнению с обычными коммерческими организациями. Предположим, что некоммерческой организации было передано основное средство, которое было впоследствии реализовано. В объект обложения будет включена вся стоимость основного средства, хотя фактическая добавленная стоимость равна лишь наценке, да и то при её наличии. В то же время, некоммерческая организация не имеет права на вычет налога на добавленную стоимость, относящегося к данному объекту основных средств, тем самым облагается не добавленная стоимость некоммерческой организации, а величина, её превышающая. Таким образом, применение льгот по налогу на добавленную стоимость только по передаваемому некоммерческим организациям имуществу не соответствует экономической природе налога на добавленную стоимость.

Возможным решением являлось бы обложение только оплаты труда и единого социального налога как истинных выразителей добавленной стоимости некоммерческих организаций.

Вопрос о целесообразности льгот по данным направлениям некоммерческой деятельности является во многом вопросом экономической и социальной политики, вопросом приоритетов. Источником, позволяющим нам судить о направлениях такой политики, является Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2003 N 1163-р). В ней среди шести приоритетных направлений указано формирование эффективной системы предоставления социальных услуг, создающей благоприятные условия для развития «человеческого капитала». При этом указывается, что в целях повышения качества и доступности для потребителей социальных услуг, улучшения ситуации на рынке труда в рамках реформирования отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура) необходимо внедрение механизмов финансирования соответственно объему и качеству оказываемых услуг с существенным ограничением объемов бюджетного финансирования государственных учреждений по смете. Кроме того, в программе прямо отдается предпочтение налоговым и таможенно-тарифным мерам вместо прямой бюджетной поддержки. Изложенное позволяет нам сделать вывод, что государство в лице исполнительной власти отдает приоритет мерам налогового регулирования экономики, одной из которых (и, пожалуй, одной из самых действенных) является предоставление некоммерческим организациям льгот по налогу на добавленную стоимость в отношении осуществляемых ими операций.

Несмотря на приведенные выше аргументы в пользу стимулирования деятельности некоммерческих организаций отметим ограничения, которые необходимо учитывать при проведении налоговой политики в отношении данного круга субъектов:

• сфера деятельности некоммерческих организаций достаточно неопределенна (согласно пункту 2 статьи 2 Федерального Закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» это, в частности, духовные и нематериальные потребности граждан), что может приводить к злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков;

• некоммерческие организации вправе вести предпринимательскую деятельность, поэтому освобождение любой деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями, не представляется возможным;

• не все некоммерческие организации оказывают равное по значимости воздействие на общество и экономику, в связи с чем возможен дифференцированный подход к установлению налоговых льгот в зависимости от вида деятельности;

• объективная сложность взаимосвязей между потреблением определенных товаров (работ, услуг) и удовлетворением с их помощью различных потребностей (в том числе нематериальных) не позволяет рассматривать передачу любых товаров (работ, услуг), осуществляемую в рамках уставной деятельности некоммерческой организации, как заслуживающую льготирования.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Основные направления совершенствования механизма налогообложения доходов физических лиц
Приоритеты, механизмы и пути реализации эффективной налоговой политики
Исследование направлений по совершенствованию системы обложения единым налогом на вмененный доход
Налог на добавленную стоимость и налог с продаж
Содержание налоговой политики как организационно-финансовой категории
Вернуться к списку публикаций